search
main
0

Воображение, фантазия, интуиция

Креативный подход

Творчество – главная составляющая образовательного процесса. Индивидуальный подход к процессу образования учащегося, раскрытие его творческого потенциала и формирование креативной и духовной личности являются важными задачами учителя.

Участие школы в пилотном проекте «Креативная вертикаль», включение в программу учебных курсов «Технология креативных индустрий», «Культура и креативность», «Основы медиаграмотности» значительно расширили возможности приобщения учеников к творчеству.

Учебный курс «Технологии креативных индустрий» представляет собой расширение программы по изобразительному искусству. Он помогает учащимся получить представление о современной культуре посредством изучения таких направлений, как дизайн, архитектура, основы проектирования, и направлен на развитие креативности школьников, их воображения, фантазии, интуиции, при помощи которых они создают свои творческие работы, проекты, приближая процесс учебной деятельности к профессиональной.

Использование креативных методов обучения наряду с традиционными помогает раскрыть и сформировать творческую личность с современными выразительными возможностями, художественным вкусом, способную реализовать свой потенциал.

В своей работе для раскрытия творческих способностей учащихся я использую различные методы.

Большое значение имеет коммуникативный метод (метод сотрудничества), когда своими профессиональными действиями учитель показывает учащимся, как происходит процесс творческого поиска, создавая на практических занятиях условия, приближенные к профессиональной деятельности (по аналогии: педагог – руководитель, учащийся – автор). Творческий процесс у каждого ребенка протекает по-разному. Задача учителя – с учетом индивидуальных особенностей ученика помочь пробудить его воображение, которое в свою очередь запустит творческий процесс. Поэтому часто применяю сочинительство, когда учащемуся предлагается делать то, чего он раньше никогда не делал, – отыскать и изобразить свойства объекта в иной среде.

Большой интерес у ребят вызывает достаточно сложная работа по созданию новых образов. В своих работах детям предлагается соединить не соединяемые в реальности части объектов. В качестве примера приведу задание «Буквенный город», в котором необходимо изобразить город из букв, добавляя изображения архитектурных конструкций и деталей (крыши, окна, лестницы).

Активно использую метод расширения круга междисциплинарных связей и интересов в творческой работе, особенно при создании мини-проектов. Например, мини-проект «Плакат на социальную тему» объединяет такие дисциплины, как обществознание, экология, графический дизайн.

В школе работают творческие мастерские, которые помогают связать урочную и внеурочную работу. В мастерской происходят максимальное сближение с профессиональной творческой деятельностью, практическая реализация задуманного. Все занятия направлены на исследования и эксперименты, участие в различных конкурсах, выставках и проектах, а также оформительской деятельности (создание декораций к спектаклям, оформление школьных мероприятий и праздников).

Эффективное развитие «Креативной вертикали» происходит и в сфере дополнительного образования. В школе много лет работает архитектурно-художественная студия. В ней дети учатся мыслить и действовать творчески, работая и воплощая свои идеи в разных материалах и техниках (живопись, графика, макетирование).

Учащиеся студии «Ах!» неоднократно становились участниками, призерами и победителями различных творческих конкурсов и олимпиад, таких как артакиада «Изображение и слово» (городской тур, 2022 год: 15 призеров, 1 победитель; городской тур, 2023 год: 2 победителя, 3 призера), Московский региональный конкурс детского рисунка имени Нади Рушевой (заключительный тур – 1 победитель, 1 призер), Всероссийский конкурс «Через искусство – к жизни» (2 участника, 2022‑2023 годы), Московский конкурс художественных проектов («Рояль в цветах», «Цитируя классику», «Играя буквами», «Просто графика» – победители; «Геометрия буквы», «Натюрморт по представлению», «Дизайн образовательного пространства школьных аудиторий»), VIII Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений» (инфографика, 2022 год – 1 призер, 2023 год – 1 победитель), МОШ по изобразительному искусству (10 победителей отборочного тура) и др.

В настоящее время в школе запускается дизайн-проект «Организация пространства школьной среды». В творческую группу входят учащиеся студии, учителя и родители, которые будут вести совместную работу по созданию концепции проекта.

Это не просто мечта о будущем, а возможность для самовыражения, диалога с единомышленниками. В рамках разработки проекта учащиеся попробуют себя в роли архитекторов и дизайнеров. В данном проекте мы хотим соединить теорию с практикой, чтобы школа была красивая и удобная, любимая и стильная, интересная и своя для всех.

Многие выпускники нашей школы продолжили образование в профильных университетах, став дизайнерами, архитекторами и инженерами.

Уверена, что развитие «Креативной вертикали» даст возможность учащимся понять, как можно в дальнейшем организовать свою деятельность в области творческих профессий с точки зрения набора качеств и умений, полученных в процессе обучения, станет отличной базой для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Татьяна ЗАХАРОВА, учитель изобразительного искусства школы №2055 имени Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова, обладатель почетного знака «Лучший педагог-художник 2023 года»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте