Мир меняется, поэтому сегодня, как никогда, важно развивать у детей способности к абстрактному мышлению. И многие школы особое внимание уделяют математике и информатике.
Хоть я и преподаю русский язык и литературу, наблюдаю за проектами, развивающими технические таланты, с большим интересом.
Я окончила Литературный институт и никогда не думала, что стану учителем. Но один мой хороший друг сказал, что учить детей – более благородная задача, чем писать тексты… И вот я здесь, в школе №1503, проверяю эссе десятиклассников о том, какие чувства они испытывали, когда читали стихотворения в прозе Тургенева.
Это мой первый год в школе, и мне интересно, хотя и сложностей тоже хватает.
Детей много, и у каждого свой уровень знаний. Порой то время, которое одни тратят на выполнение задания, у других уходит лишь на его осмысление. Первые поднимают руку, чтобы сказать: «Я все!», а вторые – только приступают к записи. Мне же необходимо найти общий путь для всех, сделать так, чтобы одним не было скучно, а другим – чересчур сложно. При этом все равно не следует забывать о результате.
Я работаю с четырьмя классами: 5‑м, 7‑м и двумя 10‑ми. В нашей школе уже в 5‑м классе дети выбирают направление: эстетическое, лингвистическое, математическое или общеобразовательное. Я работаю с юными математиками. Через полтора года самые талантливые из них присоединятся к городскому проекту «Математическая вертикаль».
10‑е классы – полная противоположность пятому. Мне даже порой бывало неловко от тишины в аудитории, когда я делала паузу во время лекции. Ребята очень внимательны, и мне всегда хочется рассказать им побольше интересного.
Профили моих классов – экономический и естественно-научный. Я рада, что дети не смотрят на литературу как на лишний предмет и охотно берутся за творческие задания. Недавно мы закончили верстать «глянцевый журнал» по мотивам романа «Обломов» с тестом «Кто ты из персонажей?», кулинарной колонкой с лучшими рецептами Обломовки и аналитической статьей об эпидемиях холеры в XIX веке.
Я вообще скептически отношусь к условному делению детей на технарей и гуманитариев. Ведь литература и математика как школьные предметы имеют больше сходства, чем различий.
Основная задача на этих уроках – включить воображение ребенка. И не так важно, что предстанет перед его мысленным взором – октаэдр со всеми его гранями или же герой Брэдбери, блуждающий по Марсу. Необходимо умение абстрагироваться как таковое. А механизмы мысленных экспериментов физиков гораздо ближе к процессу написания книги, чем многие думают. Нужно задать условия, подробно представить все вводные, а потом задаться вопросом: «А что, если?..»
К такому взгляду на преподавание меня подтолкнуло эссе «Плач математика» Пола Локхарда, известного ученого и педагога. В нем Локхард призывает смотреть на математику как на искусство и учить ей так, как учат музыке или рисованию.
Подобный подход меня вдохновил, оказалось, что мы с математиками не из разных миров.
И я обрадовалась, когда ко мне на занятия по журналистике пришли ребята из IT-класса, несмотря на большую профильную нагрузку – углубленное изучение физики, информатики и математики, а также технологий связи и основ микроэлектроники. Тем более я стремлюсь показать, что современная журналистика – это синтез историй и технологий.
Например, автору важно понимать, как устроены новостные агрегаторы и поисковые системы.
Углубленное изучение точных и естественных наук идет моим ученикам на пользу. С детьми, которые привыкли к аналитическим задачам, гораздо проще говорить о языке как сложной системе, они видят структуру текстов и легко выделяют главные мысли.
Недаром же одну из самых значительных работ по лингвистике в XX веке написал математик Ноам Хомский, а математик и механик Софья Ковалевская была талантливым литератором.
Гульнара ГАРЕЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1503
Комментарий
Юлия ШИКИНА, заместитель директора по содержанию образования школы №1503:
– Сейчас только ленивый не говорит, что в последние годы мир меняется с огромной скоростью. На нас обрушиваются потоки информации, постоянно появляются новые технологии. Мы переживаем фундаментальную трансформацию общества, и воспитывать ребенка в этих условиях становится невероятно сложно.
К чему должна подготовить ребенка школа в условиях неопределенного будущего? Какие знания и компетенции пригодятся ребенку через 10‑15 лет? Мы сами хорошо себе представляем, каким будет это время? Вопросов значительно больше, чем ответов. Но надо понимать, что стремительная трансформация нашей среды обитания ставит нас перед выбором: либо сейчас наши дети получат другое образование, либо мы бесполезно потратим их детство на знания и умения, которые не помогут в будущем ребенку стать успешным.
Какие навыки будут необходимы? Очевидно, что это социальная коммуникация, эффективная работа с информацией, хорошо развитые коммуникативные и презентационные навыки.
И работу по формированию этих компетенций мы начинаем уже в дошкольных отделениях. С появлением развивающего трансформируемого пространства у наших воспитателей появилось больше возможностей для поддержки детской инициативы, творчества, развития личности ребенка. Новая безопасная и доступная для ребенка предметно-пространственная среда дает возможность ребенку сделать то, что он задумал, и увидеть результат своих действий.
Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности продолжается в начальной школе. На занятиях ребята включены в командную исследовательскую, игровую и социальную деятельность, не просто развивающую, а дающую понимание, очень важное для ученика начальной школы, – как устроен окружающий мир и как применить полученные знания в реальной жизни.
При переходе в основную школу будущим пятиклассникам предстоит сделать первый выбор и оценить собственные возможности и интересы. Выбор одной их четырех направленностей – математической, лингвистической, эстетической или общеобразовательной – непростой и для ребенка, и для его семьи. Тем ценнее приобретенный опыт, особенно если он оказывается действительно соответствующим реальным возможностям и интересам ребенка.
Возможность уточнить свой образовательный маршрут появляется у наших учеников в основной и старшей школе. Классы «Математической вертикали», классы естественно-научной направленности, изучение программирования в Яндекс.Лицее, профильные классы направлены на приобретение ребятами новых знаний и навыков.
При этом, расширяя образовательное пространство, повышая уровень социальной активности, мы преследуем совершенно конкретную цель – помочь ребенку найти ту сферу применения его интеллекта, где он сможет социально коммуницировать и хорошо выстраивать коммуникативные связи.
Наших детей ждет очень непростой мир, жить в котором будет нелегко. И задача школы – научить их с этой жизнью справляться, быть активными и счастливыми.
Комментарии