Волжская школа № 25, или, как ее еще называют, Первый волжский кадетский корпус «Надежды России», уже тринадцатый год не перестает удивлять своими успехами. В 2003 г. он получил городской грант за проект «Поколение будущего», трижды завоевывал звание лауреата Всероссийского конкурса «Школа года».
Создавая в 1994 г. кадетский корпус на базе средней школы №25, администрация города Волжского и директор школы, отличник народного образования Борис Гобов, ставили цель – организовать не только углубленное изучение общеобразовательных предметов, но и систему целенаправленного формирования качеств, необходимых для служения Отечеству на гражданском и военном поприще. В основу воспитательной работы положили ее военно-патриотическую составляющую. В результате на базе обыкновенной общеобразовательной школы было создано кое в чем особенное образовательное учреждение инновационного типа. Официальный статус кадетской школы учебное заведение получило в 1999 г.
Костяк педагогического коллектива школы составляют профессионалы высокой квалификации. Все педагоги имеют высшее профессиональное образование или учатся в вузах заочно. У 23% – высшая квалификационная категория, у 65% – первая. Более половины обладают многолетним стажем работы. Например, учитель русского языка и литературы Светлана Власенко преподает свой предмет около тридцати лет, и у ее учеников на вступительных экзаменах в вузы по этим предметам проблем не возникает. Так же относится к работе и учитель истории Тамара Шишкина. Еще один подлинный энтузиаст своего дела – учитель химии Александр Чернявский.
Военно-патриотическим воспитанием кадетской молодежи также занимаются опытные профессионалы, в прошлом кадровые военные, офицеры в отставке, не понаслышке знающие, что такое армейская служба. Во главе офицерской части педагогического коллектива стоит заместитель директора по кадетским классам подполковник в отставке Александр Вовк, который отдал более тридцати лет службе в Вооруженных Силах. В воспитании будущих защитников Родины ему помогают полковник Анатолий Чернов, ветеран Военно-воздушных сил, подполковник в отставке Николай Катин, капитан в отставке Владимир Овдиенко, подполковники в отставке Михаил Макаров и Андрей Шитов, прослужившие в Пограничных войсках более 20 лет.
Руководит не совсем обычным педагогическим коллективом и кадетским учебным заведением почетный работник образования Татьяна Чеснакова. Она рассказала: «В течение четырех лет мы участвовали в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Завершение эксперимента на федеральном уровне не стало для школы завершением опытно-экспериментальной работы. Педагогический коллектив продолжает инновационную деятельность».
Ныне в Первом волжском кадетском корпусе «Надежды России» обучаются более тысячи воспитанников, около 25 процентов из них девочки. В числе основных направлений работы с кадетами – нравственно-этическое воспитание, интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие. Все они пронизаны военно-патриотическим содержанием. Кадетский образовательный компонент включает предпрофессиональную военную подготовку – изучение тактико-технических данных вооружения, уставов Вооруженных Сил России, строевую и огневую подготовку, историю военного искусства, военную топографию, основы безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку, рукопашный бой, школу юных командиров. В кадетском корпусе есть классы военных инженеров и пограничников, выпускники которых поступают в Голицынский институт пограничных войск ФСБ России. По этому поводу учебные заведения заключили соответствующий договор.
По типу военных училищ организована повседневная кадетская жизнь. В ней многое как в воинском коллективе: рапорт дежурного перед началом каждого урока, построения, проверка готовности к учебе, система мер поощрений и наказаний. Действует в корпусе и кадетское самоуправление – советы командиров и взвода, штабы по интересам.
Для питомцев корпуса, избравших профессию кадрового военного, в старших классах организованы группы полного дневного пребывания. После занятий ребята посещают бассейн, тренажерные и другие спортивные залы. Для них разработан оздоровительный комплекс.
К слову, и для ребят младших классов также создан свой, отражающий возрастные особенности детей, оздоровительный комплекс. Для улучшения психофизического состояния утро малышей начинается с зарядки. В течение дня проводится точечный массаж, который препятствует переутомлению и оказывает оздоровляющее воздействие. Для коррекции зрения используются таблицы и схемы. Применяются также аутотренинги, которые настраивают ребят на продуктивную работу, повышают интерес к изучаемым предметам. А во время перерывов для развития силы и ловкости проводятся «подвижные перемены» с музыкальным сопровождением. Таким образом, с раннего возраста у ребят формируется хороший психофизический фундамент, который впоследствии помогает легче переносить нагрузки.
Неотъемлемой частью предпрофессиональной военной подготовки в старших классах являются военно-полевые сборы на базе одной из воинских инженерных частей и авиационного штурмового полка. Там кадеты учатся применять на практике полученные в классах теоретические знания. В школе действует и парашютный кружок, чтобы ребята в течение всего учебного года могли заниматься основами летного дела.
Кадеты совершили более 200 прыжков, многие из них получили удостоверения парашютиста, а семеро прошли курс начальной летной подготовки на спортивном самолете Як-52, двое завершили программу и совершили самостоятельные полеты. Для технической подготовки питомцам кадетского корпуса специально предоставили учебный самолет
Л-39. Поэтому с применением на практике теоретических положений проблем у них не возникает.
В учебно-воспитательный процесс включена и комплексная целевая программа воспитания под названием «Честь имею». У Первого волжского кадетского корпуса есть свои устав, знамя, штандарт, герб, клятва, кодекс чести, заповеди товарищества, правила внутреннего распорядка, форма одежды и знаки различия, марш и девиз: «Родина! Долг! Честь!». В учебном заведении сложились свои традиции, торжественные ритуалы. В корпусе отмечают Дни воинской славы, проводятся уроки мужества, эстафеты и состязания по военно-прикладным видам спорта, строевые смотры, конкурсы на звание лучшего кадета «Честь имею», выпускают стенгазеты, боевые листки.
Одним из своих важных и ответственных дел кадеты считают ежегодное несение Вахты памяти на Посту №1 у Вечного огня на площади Павших борцов города-героя Волгограда. В канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне они образцово несли вахту у Вечного огня. Об этом свидетельствуют знаки «Отличник Поста №1», которых были удостоены 17 воспитанников кадетского корпуса.
Одна из кадетских традиций – торжественное посвящение в кадеты у памятника маршалу Г.К. Жукову. Музей боевой славы имени великого полководца Победы открыт в школе 8 мая 1998 г. В нем собраны более 600 экспонатов. Большой вклад в создание музея внес ветеран Великой Отечественной войны Иван Суворов, а главным хранителем музея стал учитель ОБЖ Александр Ничаев. Кадеты активно пополняют музей экспонатами. Увлечение ребят историей привело к созданию в 2002 г. в школе туристско-краеведческого кружка. Чуть позже была организована группа экскурсоводов, занимающихся историко-краеведческой деятельностью. О результатах этой работы свидетельствуют победы в конкурсах школьных музеев в 2003 и в 2004 гг., а также в краеведческом конкурсе «Отечество» в 2006 г.
На достигнутом кадеты и их педагоги не останавливаются. В школе действует поисковой отряд «Уран», который занимается поиском и перезахоронением останков погибших воинов. За последние три года кадеты-поисковики нашли и перезахоронили около 120 останков воинов, пополнили экспозицию школьного музея тремя десятками экспонатов, найденных на местах боев Великой Отечественной войны.
Педагоги кадетского корпуса уделяют большое внимание удовлетворению запросов и интересов своих питомцев, создают условия для раскрытия творческого потенциала каждого кадета. Кадеты постоянно участвуют в различных городских и областных конкурсах, фестивалях, становятся их призерами и лауреатами. В школе работают многочисленные спортивные секции, организован активный досуг по различным направлениям – художественно-эстетическому, военно-патриотическому, социально-педагогическому, культурологическому и другим. Все кадеты охвачены кружковой работой. В результате немало ребят решают связать свою жизнь с творческими профессиями. Выпускники кадетского корпуса поступают в Самарский театральный институт и Волгоградский институт искусств. Впрочем, вне зависимости от склонностей и выбора профессии волжские кадеты могут поразить безупречностью манер, замечательно танцуют вальс, обучены этикету, прекрасно говорят по-английски.
Школа предоставляет своим питомцам возможность проявить себя в общегородских, региональных, общероссийских конкурсах и состязаниях. Кадеты 4 раза за последние 5 лет участвовали в кадетских слетах, на которых занимали призовые места в интеллектуальных, спортивных и военно-прикладных состязаниях. В 2003 г. стали победителями городского конкурса «Ученик года», а в 2005-м заняли в нем почетное второе место.
Ежегодно кадетская школа направляет своих питомцев на олимпиады разных уровней. В 2004 г. они стали первыми в области по праву и завоевали восьмое место на всероссийской олимпиаде по этому предмету, а в 2005 г. – второе место по обществознанию.
В 1997 – 2001 гг. школа удостаивалась наград областного комитета, почетных грамот и кубков «Ника» за лучшую постановку физкультурной и оздоровительной работы с учащимися.
Статистика последних лет свидетельствует о высоком качестве обучения. 97% выпускников Первого волжского кадетского корпуса «Надежды России» поступают в высшее учебные заведения, более 20% из них становятся курсантами престижных военных вузов, таких как Академия ФСБ России и Голицынский пограничный институт ФСБ РФ, Волгоградская академия государственной службы и других.
Как рассказала Татьяна Чеснокова, в управляющий совет и администрацию кадетской школы постоянно приходят благодарственные письма от родителей, руководителей высших учебных заведений и выпускников, которые подтверждают высокий рейтинг учебного заведения, качество образования, которое оно дает своим питомцам.
Комментарии