Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Продолжение. Начало в № 33
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Тестовые задания
(По А. Никитину, стр. 19, 25, 33, 34)
1. Выборы в России – это:
а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти;
б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности;
в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.
2. Избирательным правом не обладают граждане РФ:
а) моложе 18 лет;
б) старше 70 лет;
в) священнослужители;
г) профессиональные военные;
д) признанные недееспособными по суду;
е) привлеченные к суду по гражданскому или административному праву;
ж) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
з) находящиеся в длительной командировке за границей;
и) имеющие двойное гражданство;
к) супруг (супруга) которых не имеют российского гражданства.
3. Избирательное право в Российской Федерации является:
а) всеобщим;
б) равным;
в) прямым;
г) с тайным голосованием.
Каким из этих характеристик соответствуют следующие определения:
а) избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно;
б) никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос;
в) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговоренные в законе;
г) какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается?
4. Как называется право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления:
а) активное избирательное;
б) пассивное избирательное;
в) классическое избирательное.
5. Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления:
а) активное избирательное;
Текст лекции
Зачем нужны выборы
Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий. Заменяя высших должностных лиц (обычно президентов) или партии у власти (а следовательно, в условиях некоторых форм правления и правительство), результаты выборов могут изменить всю политику государства.
Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.
Выборы всегда занимают особое место в политической жизни страны, их исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет. Они являются одной из обязательных норм демократической организации общества. Через эту процедуру народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948) установила: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Выборы имеют очень важное социально-политическое значение, поскольку это форма непосредственной демократии, способ определения состава государственных органов, форма политической борьбы. Кроме того, они играют воспитательную роль, способствуют развитию политического сознания людей.
Принципы избирательного права
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право означает, что к выборам допускается практически все взрослое население и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Из этого общего правила есть определенные ограничения:
а) возрастные. Так, например, кандидат в Президенты должен иметь возраст не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы может стать человек, достигший 21 года, а главой исполнительного органа субъекта Российской Федерации – 30 лет;
б) полная недееспособность, если таковая установлена по суду;
в) нахождение в местах лишения свободы;
г) нахождение на государственной службе, которое не совместимо со статусом депутата Государственной Думы.
Равным избирательное право считается тогда, когда каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, то есть никто против других не имеет каких-либо преимуществ (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства). Равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе (финансовых, информационных, контроль государства за финансовыми расходами кандидатов и т.п.).
Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно и лично.
Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением кандидатов. В Российской Федерации тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. В некоторых европейских странах тайна голосования обеспечивается возможностью каждого нажать кнопку ЭВМ, причем так, чтобы это было скрыто от глаз других.
Участие гражданина в выборах является добровольным и никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.
Избирательный процесс
Избирательный процесс, то есть деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий.
Составление списков избирателей. Все граждане, достигшие 18 лет, включаются в списки избирателей. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Гражданин может быть включен в списки избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до выборов. Каждый гражданин вправе заявить в избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей, но только до начала подсчета голосов.
Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они формируются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями, с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей, из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 45 дней до дня выборов.
Формирование избирательных комиссий. Существует система избирательных комиссий: центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; территориальные избирательные комиссии (районные, городские и др.); участковые избирательные комиссии.
Порядок формирования избирательных комиссий определен законодательством.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На их заседаниях могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решение избирательных комиссий публикуется в печати. В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели от общественных объединений, кандидатов, прессы. Избирательные комиссии – это коллегиальные органы, и все их решения принимаются большинством голосов и подписываются председателем и секретарем комиссии. Избирательные комиссии независимы в своей деятельности от государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на то, что они оказывают избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий (предоставляют помещения, транспорт, средства связи, оборудование, сведения и т.п.).
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Выдвижение, регистрация кандидатов. Это наиболее важная стадия, где определяется круг лиц, из числа которых будут избраны Президент, депутаты.
Существуют следующие способы выдвижения кандидатов:
выдвижение избирательными объединениями (их блоками) производится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок;
выдвижение непосредственно избирателями предполагает сбор подписей под заявлением кандидата о его выдвижении. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства.
Таким образом, кандидат должен продемонстрировать, что он располагает определенной общественной поддержкой.
Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией при условии предоставления ей не менее установленного законом количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).
Предвыборная агитация – это деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей цель побудить избирателей принять участие в голосовании «за» или «против» тех или иных кандидатов (списка кандидатов). Она может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний, встреч с избирателями), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телекомпаний, а также вправе получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов.
Предвыборная агитация – это, пожалуй, одна из самых капиталоемких стадий избирательного процесса. Государство финансирует работу избирательных комиссий и частично предвыборную агитацию. Кандидаты и избирательные объединения создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании.
Избирательные фонды могут создаваться за счет:
средств, выделенных кандидатом в равных размерах соответствующей избирательной комиссией;
собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также добровольных пожертвований.
Голосование – это главная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре. Оно проводится в один из выходных дней, о чем оповещаются избиратели не позднее, чем за 20 дней через средства массовой информации. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при подведении итогов.
Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадрата), относящегося к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)». Избирательные бюллетени заполняются в специально оборудованных кабинах (или комнате). Бюллетень должен содержать печать участковой комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение бюллетеня гражданин удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные бюллетени опускаются в избирательные ящики.
Подсчет голосов и установление результатов выборов. Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет ведется гласно, начинается немедленно после окончания голосования (в 22 ч.) и проводится без перерыва. Сначала устанавливается общее число голосов, поданных по избирательному участку, затем определяется число действительных и недействительных бюллетеней, о чем сообщается наблюдателям.
На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и др.) избирательных комиссий, путем сложения содержащихся в них данных, окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Аккумулирует все данные Центральная избирательная комиссия. Она объявляет итоги выборов и публикует их в печати.
Выводы
1) Демократические свободные выборы в РФ являются непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
2) Конституция РФ дает возможность всем гражданам страны, достигшим 18-летнего возраста, участвовать в выборах.
3) Процедура выдвижения кандидатов в депутаты и организация выборов – сложный процесс, требующий тщательной подготовки.
4) Избиратели должны понимать важность своего участия в выборах и быть знакомы с процедурой голосования.
Карточка-задание к тексту Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Карточка № 1. Составление списков избирателей.
1. С какого возраста гражданин может быть включен в списки избирателей?
2. Какой орган занимается составлением списков избирателей?
3. На скольких избирательных участках гражданин может быть включен в списки?
4. Каковы сроки предоставления списков избирателей для всеобщего ознакомления?
5. Какие действия может предпринять гражданин в случае невключения его в список избирателей или в случае любой другой ошибки в списке?
Карточка № 2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.
1. Каким образом формируются и утверждаются избирательные округа?
2. Какие требования должны соблюдаться при образовании избирательных округов?
3. С какой целью образуются избирательные участки?
4. Какой орган формирует избирательные участки?
5. Какое количество избирателей может быть на одном избирательном участке?
Карточка № 3. Формирование избирательных комиссий.
1. Какие существуют виды избирательных комиссий?
2. Какова цель деятельности избирательных комиссий?
3. В каких случаях заседание избирательной комиссии является правомочным?
4. Каким образом принимаются решения избирательных комиссий?
5. Кто может присутствовать на заседаниях избирательных комиссий?
Карточка № 4. Выдвижение, регистрация кандидатов.
1. Назовите способы выдвижения кандидатов.
2. Каковы условия регистрации кандидатов?
3. Кому может принадлежать право сбора подписей избирателей?
4. Назовите основания отказа в регистрации кандидата (списков кандидатов).
5. Каким может быть максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидата (списков кандидатов)?
Карточка № 5. Предвыборная агитация.
1. С какой целью организуется предвыборная агитация?
2. Через какие каналы может осуществляться предвыборная агитация?
3. Каковы сроки проведения предвыборной агитации?
Анастасия РОМАНОВА,учитель права
Спасск-Дальний
, то есть деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий.
Комментарии