search
main
0

Воля народа и разные формы правления Цикл уроков в 10-11-х классах

Тема “Понятие конституции, ее виды. Конституционализм”
Среди правовых актов выделяется один, имеющий особое, чрезвычайно важное значение. Это конституция. В переводе с латинского constitutio – установление, устройство.
Конституция – это Основной Закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.
Известно несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США); учредительным собранием (Италия, Индия); путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия). Конституция может быть октроирована, т.е. введена односторонним актом главы исполнительной власти – монархом или президентом.
По видам конституции бывают:
идеологическими (таковы, например, конституции тоталитарных стран);
конституциями власти, главная задача которых – распределение властных функций и полномочий (это, например, конституции США и Франции);
конституциями человека. В центре таких конституций стоит человек, его неотъемлемые права и свободы (конституции Италии, ФРГ, Японии и других стран).
Выделяют также писаные и неписаные конституции. Писаные конституции представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны организации власти в государстве, общественное устройство, права и свободы граждан. Однако есть страны, конституции которых выглядят иначе. Единого конституционного акта в них нет. Такова, например, Великобритания, конституционная монархия, в которой конституции в обычном смысле слова нет. Источниками британской конституции являются статуарное право, включающее парламентские законы и конституционные соглашения, и система “общего права”, в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. В России конституции как единого правового акта до 1918 г. не было. Ее роль, как говорилось выше, играли Основные государственные законы Российской империи.
Значение конституции как юридического документа велико. Она лежит в основе законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с ее положениями. Например, если конституция закрепляет республиканскую форму правления, то в какой-то части страны принятие положения о наследственном монархическом правлении невозможно. Конституции ряда стран являются документами прямого действия. Конституция Российской Федерации из их числа. В случае нарушения какой-либо ее статьи можно обращаться непосредственно в суд и мотивировать свою позицию текстом той или иной ее статьи.
Американскому правоведу Ч. Хьюджесу принадлежат на первый взгляд парадоксальные слова: “Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи”. По-видимому, он имеет в виду действенность конституции как документа, на который могут реально опираться судьи при рассмотрении конкретных гражданских, уголовных и других дел.
Текст конституции составляет основу конституционного (или государственного) права. Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российской правовой системы. Оно определяет принципы организации и порядок функционирования органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой.
Принципами конституционного права в России являются:
республиканская форма правления;
признание народа источником верховной власти (народный суверенитет);
приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина;
разделение властей;
федерализм.
Основные источники конституционного права – Конституция Российской Федерации 1993 г.; федеральные конституционные законы “О референдуме”, “О Конституционном суде”, “О судебной системе” и другие; федеральные законы “О выборах Президента РФ”, “О выборах депутатов Государственной Думы”, “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ”, “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и другие.
“Конституция сама по себе является только клочком бумаги. В ее словах и фразах нет ничего магического. Могущественна не сама конституция, а конституционная система”, – считает американский правовед Л. Фридмэн. Конституционная система состоит из отношения общества к конституции и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции. Советские конституции были в значительной степени декларациями, не рассчитанными на реализацию в действительности. И в нынешней Конституции России есть декларативные элементы. Государство названо правовым и демократическим, но это скорее цель, чем отражение реальности, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина и др. Ныне важно, чтобы все действия, государства в первую очередь строго соответствовали конституционным нормам, чтобы активно и независимо действовали Конституционный суд, суды общей юрисдикции, прокуратура и другие органы правопорядка.

Конституционный режим покоится на следующем принципе: ни один закон не может быть издан иначе, как с согласия народного представительства. Где этот принцип установлен в законодательном порядке, там неограниченной или самодержавной власти… нет и не может быть места.
С. Гессен, российский правовед

Сравнительно новым для российской юриспруденции является понятие конституционализма. Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как об основном инструменте политической власти.
По мнению американского правоведа А. Ховарда, конституционализм основан на нескольких элементах конституционного развития. Некоторые из них являются историческими событиями, например принципы, утвержденные английской Великой хартией вольностей, или появившиеся в эпоху Просвещения представления о естественном праве. Другие элементы конституционализма имеют характер общепризнанных ценностей: согласие народа; ограниченное (во властных проявлениях) правительство; контроль над государством со стороны общества; неприкосновенность личности; открытое общество; преемственность правовых принципов и норм; реализация норм конституции; разделение властей; федерализм и другие. Для упрочения конституционализма необходимо последовательное гражданское образование населения.

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое конституция? 2. Какие способы принятия конституции вам известны? 3. Какие виды конституций существуют? 4. Какова роль конституции как правового документа? 5. Что такое конституционное право? 6. Каковы источники конституционного права? 7. Что такое конституционная система? 8. Каково значение понятия “конституционализм”?

Это интересно
Предмет конституционного права составляют:
принципы (основы) государственного устройства;
основы правового статуса личности;
основы федерализма;
основы построения государственного аппарата;
основы политического режима.
По форме конституция Великобритании слагается из двух частей – писаной и неписаной. Писаная часть не представляет какой-либо упорядоченной системы. Статуарную основу конституции Великобритании составляют такие разновременно принимавшиеся акты, как Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статут 1931 г., акты о народном представительстве 1949, 1969 и 1974 гг., и другие документы. Таких документов насчитывается около четырех тысяч, и их число постоянно увеличивается.
Другая часть конституции является неписаной, т.е. не зафиксированной в каких-либо юридических документах. По значению содержащихся в ней норм это важнейшая часть конституции. Обычаи или так называемые конституционные соглашения представляют сложившиеся на практике обыкновения, не пользующиеся судебной защитой. В их числе можно назвать формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в палате общин. Таким же образом установлен институт парламентской ответственности министров. Осуществление королевских прерогатив регулируется также сложившимися обычаями. Подобное своеобразие конституции делает ее почти единственной в своем роде (В. Маклаков, правовед).
Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию
Воля народа есть, пожалуй, один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времен и народов наиболее злоупотребляли. Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели ее в голосах заинтересованного или боязливого меньшинства; некоторые даже находили, что воля народа наиболее полно проявляется в его молчании и что из самого факта его повиновения рождается их право повелевать (А. де Токвиль).

Темы для рефератов и обсуждения
1. Почему писаные конституции появились только в новое время?
2. Почему в одних странах конституции писаные, а в других – неписаные?

Тема “Конституции в России”
Регулирование государственной власти и управления на Руси развивалось, как и в других европейских странах, по логике обычного (от слова “обычай”) права. В рамках этого права, а в последующем и соответствующих законов формировались положения о престолонаследии, самодержавной власти и об участии различных сословий народа в управлении страной. В период Московского царства компетенция великого государя была безграничной, подобно компетенции европейских монархов того времени. Ведению верховной самодержавной власти подлежало все, чем жил народ, его политические, экономические, семейные, нравственные и другие потребности. Совещательным учреждением, существовавшим рядом с государем, была Боярская дума. В 1549 г. был впервые созван Земский собор. В нем народ был представлен достаточно широко. В него входили Боярская дума, высшее духовенство, участвовали местные выборные представители от дворян, купцов; бывали и черносошные (государственные) крестьяне.
Приведем в качестве примера состав собора 1598 г., избравшего царем Бориса Годунова: духовенство – 99; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5; сотники черных сотен – 16.
Впервые о необходимости конституции всерьез заговорили в начале ХIХ в., сначала в связи с реформаторской деятельностью Александра I и его сподвижников, затем в декабристских кружках. При императоре сложился так называемый Негласный комитет, куда вошли молодые представители высшей знати: князь В. Кочубей, граф П. Строганов, граф Н. Новосильцев, князь А. Чарторыйский. Именно здесь обсуждались возможности введения конституции. С деятельностью Негласного комитета связаны расширение прав Сената, учреждение министерств, в частности первого в истории России Министерства юстиции.
Идея конституционного правления вдохновляла и декабристов. 14 декабря 1825 г. солдаты, участники восстания на Сенатской площади, говорили, что они за “Константина (великого князя, брата императора Александра I, отказавшегося от престола в пользу Николая I. – А.Н.) и его супругу Конституцию”.
В целом же в российском обществе отношение к конституции было в течение почти всего ХIХ в. сдержанным. Основная масса народа не понимала, что такое конституция (эпизод с солдатами на Сенатской площади в этом смысле показателен). Среди образованных слоев произошло, как уже говорилось, расслоение на славянофилов-почвенников и западников демократического и либерального, реже – консервативного толка. Славянофилы не видели необходимости в перенесении на отечественную почву “договорной”, по преимуществу правовой основы организации общественной жизни и государственной власти, считая совершенным самодержавное правление, опирающееся на православие и народность. Западники полагали, что без конституции и других атрибутов демократии европейского типа Россия обречена на социально-политическую, экономическую и культурную отсталость и не сможет стать в ряд передовых европейских государств. Конституционализм плохо приживался на российской почве. Л. Толстой писал, что “переменять монархию на конституцию – это такой же вздор, как если бы предложили вместо православия пашковство или скопчество” (мелкие секты).
Значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра II: отменено крепостное право, проведена судебная реформа, демократизировавшая судопроизводство, положено начало развитию местного земского самоуправления (╖ 6). По поручению императора был подготовлен проект конституционного закона. Убийство террористами-народовольцами царя-освободителя остановило этот процесс.
В разгар первой русской революции 1905 г. Николай II опубликовал Манифест 17 октября, выразив намерение “даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов”. Ни один законопроект не мог отныне обрести силы закона без согласия Государственной думы – по существу, парламента тогдашней России. Это было началом конституционного правления в рамках монархической государственности.

Манифест мог быть установлен волеизъявлением монарха, ибо в момент его издания монарх был самодержцем. Но этот документ не может быть отменен волеизъявлением монарха, ибо с момента его издания самодержца в России не существует.

С. Гессен

Манифест 17 октября провозглашал начало демократического конституционализма. В 1906 г. были приняты Основные государственные законы Российской империи, которые выполняли роль конституции. В результате принятия этого документа, полагали многие, монархия в России превратилась в конституционную. Другим казалось (или было привычнее и выгоднее так считать), что власть монарха в России осталась неограниченной. Трудно, однако, отрицать тот факт, что новые российские законы демократизировали систему власти. Конечно, монархия сохранилась, ее полномочия остались весьма значительными. Но рядом с императором, Советом министров, Государственным советом появилось представительное законодательное учреждение, которое принимало непосредственное участие в законодательной деятельности и охране законности.
Основные государственные законы утратили свою силу в марте 1917 г. Наступило двоевластие, затем произошла Октябрьская революция, началась гражданская война. В 1918 г. V съезд Советов принял Конституцию РСФСР, первую в ряду советских конституций.
В советский период было принято еще три конституции РСФСР. Всякий раз они разрабатывались в связи с принятием и по образцу конституций СССР: Конституции СССР 1924 г. (Конституция РСФСР 1925 г.); Конституции СССР 1936 г. (Конституция РСФСР 1937 г.); Конституции СССР 1977 г. (Конституция РСФСР 1978 г.). Последняя в годы перестройки много раз дополнялась и перерабатывалась, однако необходимость принятия новой конституции становилась все более настоятельной.
Авторы советских конституций старались придать им демократический характер. В них, например, содержались нормы о всенародных выборах высших и местных органов представительной власти, об экономических, политических, гражданских, культурных правах граждан. К сожалению, реализованы эти принципы в полной мере не были. Реальная власть была сосредоточена в высших органах Коммунистической партии, а права человека (особенно права на свободу совести, свободу слова, информации, передвижения) скорее оставались фикцией. По своей реальной роли в общественно-политической жизни советские конституции были в значительной степени идеологическими манифестами.

Вопросы для самоконтроля
1. Какую роль в системе власти Московской Руси играли Боярская дума и Земский собор? 2. Когда появились в России первые проекты конституции? 3. Как относилось российское общество к конституционным проектам? За какую “конституцию” выступали солдаты – участники восстания 14 декабря 1825 г.? О чем это говорит? 4. Когда в России были приняты Основные государственные законы? Какое значение они имели? 5. Как изменился характер монархической власти после принятия Основных государственных законов? 6. Какую роль в развитии конституционализма в России сыграл Манифест 17 октября? 7. Дайте характеристику конституций, принятых в СССР и в России после 1917 г.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию
Точную дату рождения правозащитного движения установить нетрудно: это 5 декабря 1965 г., когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами… За несколько дней до 5 декабря (это, как известно, был День Советской Конституции) в Московском университете и нескольких гуманитарных институтах были разбросаны листовки с “Гражданским обращением”, отпечатанные на пишущей машинке… К памятнику Пушкину в назначенное время пришли около 200 человек. Некоторые развернули плакаты, но их быстро выхватили сотрудники госбезопасности; даже стоявшие рядом не успели прочесть, что было на плакатах. Потом стало известно, что написано было: “Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!” и “Уважайте советскую конституцию!” (М. Мейер, историк).

Темы для рефератов и обсуждения
1. Можно ли считать, что в Российской империи после принятия основных государственных законов 1906 г. утвердилась конституционная монархия?
2. В США за более чем 200 лет их существования действовала и действует одна Конституция. В СССР за 70 лет было принято четыре конституции, считая Конституцию РСФСР 1918 г. Почему?

Тема “Общая характеристика Конституции Российской Федерации”
В начале 90-х гг. в России сложился острый конституционный и политический кризис. Его причинами были противоречия между практикой создания рыночной экономики, строительства правового демократического государства, утверждения нового демократического режима и содержанием Конституции РСФСР (РФ), принятой в 1978 г.
Поначалу это была типичная советская конституция, точная копия Конституции СССР 1977 г. Она говорила о построении общенародного государства и развитого социализма. По мере накопления происходивших в обществе изменений ее содержание вошло в противоречие с действительностью. Эти противоречия пытались преодолеть путем внесения решениями Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ соответствующих изменений в текст Конституции. Изменилась система государственных органов, порядок их формирования, основы избирательной системы. Были закреплены принципы многопартийности, многообразия форм собственности, в том числе частной. Был учрежден пост Президента России, создан Конституционный суд. Изменилось название страны: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика стала именоваться Российской Федерацией – Россией. В текст Конституции была включена Декларация прав и свобод человека и гражданина. Приложением к Конституции был признан Федеративный договор. Конституция 1978 г. превратилась в настоящее “лоскутное одеяло”. Изменения не могли составить с основным текстом документа нечто единое и непротиворечивое.
К 1993 г. противостояние Верховного Совета РФ, с одной стороны, и Президента РФ, правительства – с другой, стало очевидным. Законодательная власть обвиняла исполнительную в том, что она довела страну до нищеты и разрухи, развалила СССР, отдала Россию на откуп иностранному и отечественному (криминальному) капиталу. Президент и правительство утверждали, что стоящие за Верховным Советом силы стремятся вернуть Россию в коммунистическое прошлое, установить власть прежних номенклатурных чиновников. Политические формы борьбы не давали перевеса ни одной из сторон. Назревало силовое решение проблемы.
14 сентября 1993 г. президент подписал Указ N 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”. Этим указом прерывалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначались выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания. Затем президент принял решение о вынесении проекта новой Конституции Российской Федерации на всенародное голосование (референдум), порядок которого утверждался Положением, принятым позже.
Верховный Совет РФ не подчинился указу президента, принял постановление об отрешении президента от должности. К зданию, где заседали депутаты (Белому дому), стали стекаться люди, разделявшие позицию народных депутатов. 3 октября толпа демонстрантов прорвалась к зданию Верховного Совета, захватила Московскую мэрию, бросилась на штурм телецентра в Останкино. Там она была встречена огнем. Утром следующего дня правительственные войска расстреляли из танковых орудий здание парламента. К вечеру защитники Белого дома сдались. Так был разрешен острейший политический и конституционный кризис. Общество заплатило за преодоление разногласий дорогую цену.
На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации) и референдум по новой Конституции. В референдуме участвовало 54,8% избирателей. Из них за Конституцию высказалось 58,4%.
Новая Конституция РФ заложила фундамент общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических принципах. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется реальное народовластие. Частная собственность находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими. Признаются идеологическое многообразие, многопартийность. Основной Закон гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности. Четко разделены функции президента, Федерального Собрания, правительства. Закреплен принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Удалось найти неплохую форму сочетания местных и федеральных интересов, составившую основу российского федерализма. Все субъекты Федерации равны. Устранено определение республик как суверенных государств. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Очевидны и недостатки этого документа. К ним, в частности, относят чрезмерно большой объем властных полномочий, закрепленных за президентом, в ущерб полномочиям и прерогативам Федерального Собрания, Государственной Думы в особенности. Конституция устанавливает смешанную (президентско-парламентскую) модель организации республики, относительно эффективности которой ученые и политики высказывают определенные сомнения. Слишком широк перечень причин, по которым права и свободы могут быть отменены.
Сегодня ясно, что Конституция РФ выполнила свою основную задачу – способствовала стабилизации положения в российском обществе, остановила сползание России к гражданской войне. Время покажет, какие поправки необходимо внести в ее текст. Совершенствование Конституции – сложный и длительный процесс, не терпящий спешки и непродуманных решений.

Вопросы для самоконтроля
1. Почему потребовалась конституционная реформа в России? 2. Как принималась новая Конституция Российской Федерации? 3. Каковы достоинства Конституции? 4. В чем состоят недостатки Конституции?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию
Я выдвигаю лозунг справедливого конституционного строя в трех проявлениях.
1. Правовая справедливость – реальное верховенство права, защищающего справедливый порядок государства и его отношений с обществом, а также основанной на нем Конституции…
2. Социальная справедливость – широкое гражданское согласие вокруг целей и методов конституционной реформы…
3. Историческая справедливость – преемственность конституционного строя во имя будущей устойчивости… (О. Румянцев, правовед).

Темы для рефератов и обсуждения
1. Может ли расколотое, находящееся в стадии брожения общество создать действенную конституцию?
2. Сильная президентская власть в России: “за” и “против”.
3. Нужны ли поправки к Конституции РФ?

Тема “Основы конституционного строя”
Конституция Российской Федерации начинается словами: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации…” Это торжественная преамбула, в которой выражены важнейшие государственно-правовые идеи Конституции.
Говорится о народе России, многонациональном, соединенном общей судьбой на своей земле, проникнутом чувством ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Формулируются исторические предпосылки и условия принятия Основного Закона: Конституция напоминает о государственном единстве, общепризнанных принципах равноправия и самоопределения народов, уважении к памяти предков, передавших ныне живущим любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Наконец, определяются цели, на достижение которых направлено принятие Основного Закона: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы; обеспечение благополучия и процветания России.
Юридическое значение преамбулы существенно. Ничто в тексте Конституции не должно противоречить ее положениям, хотя они и не выражены в форме правовых норм.
Основы конституционного строя Российской Федерации изложены в первой главе Основного Закона. Согласно статье 135 положения этой главы, а также глав 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для этого необходимо созвать Конституционное Собрание.
В статье 1 зафиксировано, что “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. С этой общей характеристикой Российского государства тесно связаны конституционные нормы о том, что Россия является “социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека” (ст. 7). Согласно Конституции Россия представляет собой “светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной” (ст. 14). В конституциях некоторых государств, например Франции, ФРГ и других, общая характеристика содержится в первой либо в первых двух-трех статьях.
“Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства” (ст. 2). Это положение развивает и конкретизирует характеристику России как правового государства. Впервые в Основном Законе России закреплено положение, полностью соответствующее современным международным стандартам в области прав человека. Необходимо обратить внимание на различие между используемыми в Конституции понятиями “права человека” и “права гражданина”. Права человека принадлежат как гражданам РФ, так и иностранцам, и лицам без гражданства (апатридам). Законодатель употребляет в этом случае не вызывающие разночтений слова: “все”, “каждый”, “лицо”. Политические же права и свободы принадлежат российским гражданам (ст. 31-33, 59-62).
“1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления”. Эти нормы статьи 3 определяют содержание понятий “демократическое государство” и “государство с республиканской формой правления”. Суверенитет – это властное верховенство. Суверенен тот, кто никому, кроме закона, не подчиняется. Народ, свободно выражая свою волю, наделяет государственную власть необходимыми правомочиями: правом властвовать, правом принимать властные решения. При этом государственная власть в России разделена на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст. 10). Единственным ограничителем свободного проявления суверенной воли народа является требование строгого соблюдения прав человека. Это ограничение объясняется необходимостью учитывать и уважать права и свободы отдельных людей. (В ╖25 вопрос о соотношении прав человека и прав народа рассматривается подробнее).
Формой непосредственного осуществления народом своей власти является свободное волеизъявление граждан на референдуме. Осуществление власти через различные властные органы – элемент представительной демократии. Эти органы (коллегиальный – Федеральное Собрание и единоличный – Президент РФ) действуют от имени народа, представляют его мнение и волю.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11).
В заключение отметим, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15). Из этого следует, что Конституция – это высший закон, закон законов, действительно Основной Закон государства.

Анатолий НИКИТИН,
кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте