search
main
0

Воля народа должна быть основой власти Политические права

Опасность современной свободы состоит в том, что, упиваясь благами нашей личной независимости, преследуя свои личные интересы, мы слишком легко готовы поступиться участием в политическом правлении.
Бенжамен Констан

Понятие, суть и содержание политических прав
Под политическими правами понимаются права, обеспечивающие человеку (гражданину) полное и всеобъемлющее участие в политической жизни общества, и прежде всего возможность влиять на управление государством.
В чем суть и смысл политических прав, или, другими словами, участия человека в политике? Прежде всего смысл политики заключается в реализации свободы, а свобода реализуется в действиях и поступках в сфере политики. Взаимоотношение политики и свободы, как свидетельствует исторический опыт, не всегда были гармоничными.
В античном мире свобода понималась как возможность участвовать в решении политических проблем совместно с согражданами путем публичных выступлений и дебатов. Быть свободным означало возможность – и даже обязанность – участвовать в политической жизни. Такой ярко выраженный политический аспект свободы в античном мире резко контрастирует с современными взглядами, которые наиболее ярко выражены в либеральной концепции ХIХ в.: “Чем меньше политики, тем больше свободы”. Согласно этим взглядам свобода начинается там, где кончается политика, степень свободы того или иного общества измеряется тем, какие возможности оно предоставляет для неполитической деятельности – свободной предпринимательской активности, образования, культурной и интеллектуальной жизни, свободного вероисповедания, и наконец право на частную жизнь (privacy).
Создавались такие взгляды еще в античности. Их выражали киники, презиравшие общественную жизнь, политическую деятельность. Однако гораздо более резкое разграничение между политикой и свободой совершило христианство. Христианская концепция политической свободы выросла из недоверия и враждебности ранних христиан к сфере политики как таковой – чтобы стать свободными (свобода человека – это свобода его личной воли), они стремятся избавиться от всяких политических интересов и пристрастий. Затем уже в сочинениях политических мыслителей ХVII-ХVIII веков политическую свободу стали отождествлять с защищенностью и безопасностью.
Усиление роли государства, усиление его влияния в ХIХ-ХХ веках, появление тоталитарных тенденций привело к появлению концепции, согласно которой свобода увеличивается до максимума сведением к минимуму вмешательства в нашу жизнь государства и других институтов. Однако следует помнить и постоянно иметь в виду, что без политически гарантированной общественной сферы жизни свобода не имеет простора для своего проявления. Свобода как реальный объективный факт не существует в отрыве от политики, это две стороны одной медали. Противоречивость сосуществования свобода и политики находит свое отражение в ситуации с избирательным правом в демократических странах, когда значительная часть населения самоустраняется от участия в голосовании, сужая легитимную основу политической власти.
Следует отметить, что политические права, по крайней мере большая их часть, распространяются не на всех без исключения членов общества, а только на граждан, т.е. на людей в их определенном отношении к государству.
Понятие и содержание “политических прав” достаточно тесно увязывается с понятием и содержанием “демократии” (народовластие). Ведь наличие у кого-нибудь политических прав подразумевает возможность его участия в управлении государством. Само содержание процесса “демократизации” – процесса, ставшего господствующим в последние полтора столетия, – есть процесс распространения политических прав на все более широкие массы населения, т.е. количественное расширение носителей политических прав. В свою очередь само существование политических прав обеспечивается результатами процесса “демократизации”, т.к. говорить о реальных политических правах есть смысл именно в рамках демократии как политического режима.
Содержание политических прав можно рассмотреть, обратившись к Всеобщей декларации прав человека (ст. 21). В этой статье говорится о двух правах, которые мы смело можем отнести к политическим. Первое право, которое дает возможность “принимать участие в управлении своей страной непосредственно”, – это “право равного доступа к государственной службе”. Второе право, которое касается гораздо большего количества людей, – это право управлять своей страной “через посредство свободно избранных представителей” (избирательное право).
Следуя тексту Конституции РФ, мы можем отнести к политическим правам (формально, но далеко не бесспорно): 1) “право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование” (ст. 31); 2) “право избирать и быть избранными в органы государственной власти” (ст. 32, п. 2); 3) “право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления” (ст. 33). Кроме того, к политическим правам мы можем отнести возможность изъявить свою волю на референдуме относительно наиболее важных вопросов, касающихся общества и государства в целом, а также участие в местном самоуправлении, позволяющее решать вопросы местного значения.

Избирательное право
Во Всеобщей декларации прав человека говорится: “Воля народа должна быть основой власти для правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования”. Этот отрывок дает характеристику того, что называется демократическими выборами. Выборы являются легитимной (законной) основой правительства, но таковыми они будут, если будут отвечать следующим критериям.
Периодичность. Необходимость и значимость этого критерия состоит в том, что позволяет избирателям контролировать избираемые органы власти (федеральные, субъекты федерации, местного самоуправления). Периодичность выборов делает их ответственными перед избирателями. Сроки между выборами (т.е. период) могут быть различными и иметь принципиальное значение. Согласно федеральному закону в России этот период не может превышать пяти лет.
Нефальсифицированность. Этот критерий позволяет добиться того, чтобы результаты выборов действительно отражали волю избирателей (т.к. только в этом случае выборы имеют какой-нибудь смысл). Нефальсифицированности можно достигнуть только строгим соблюдением процедуры1 выборов. Основной смысл процедуры заключается в их точности, четкости и неукоснительности. Процедура выборов закрепляется в законе.
Всеобщность. Достаточно долгое время избирательное право было ограничено целым рядом цензов (имущественным, гражданства, половым, возрастным, оседлости и т.д.), и его была лишена значительная часть населения. Например, избирательным правом в Англии в ХVII-ХVIII вв. обладало не более 6-7% населения страны, а во Франции периода Реставрации (1814-1830 гг.) – около 1%. Борьба за политические права, как правило, выражалась борьбой за количественное расширение носителей избирательных прав (либо путем отмены существующих цензов, либо путем расширения их рамок). И только в первой половине ХХ в. избирательное право распространяется на большую часть населения во многих странах мира. Хотя оно и стало называться всеобщим, все еще сохраняется ряд цензов (исходящих из здравого смысла и исторических традиций). В нашей стране существует ценз гражданства, дееспособности, возрастной. Избирательного права лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Равенство. Статья 5 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” гласит: “Граждане Российской Федерации участвует в выборах и референдуме в Российской Федерации на равных основаниях”. Это означает, что голоса избирателей равны между собой, и никто не имеет преимуществ при голосовании (“один избиратель – один голос”).
Тайное голосование. Впервые тайная подача голосов была осуществлена на выборах в Южной Австралии в 1858 г. Затем был осуществлен переход к “австралийской системе” в Великобритании (1872 г.) и в США (1884 г.). В настоящее время тайное голосование – общепринятая процедура, которая исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Избирательная практика. Выделяют две системы избирательной практики.
1. Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам. Избиратели приходят голосовать, и им предлагают несколько списков, составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов. Избиратель отмечает список той партии, которой он симпатизирует (иногда ему предоставляется право отметить в списке такой партии предпочтительного кандидата). При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за эти партии голосов. Для определения этого количества принимается так называемая “избирательная квота” – наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом суть действия пропорциональной системы.

Информация к размышлению
при пропорциональной системе в представительном органе могут быть широко представлены социальные, этнические, конфессиональные и другие группы (достаточно им образовать свои партии);
часто избираются члены политических партий, имеющие косвенное отношение к данной территории;
если в законодательстве о выборах предусмотрен “процентный барьер” (в Испании – 3%, в Польше – 7%, в Турции – 10%, в России – 5%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент, то подавляющее большинство недееспособных объединений обречены на неудачу (в ходе выборов в Государственную Думу в 1995 г. из 43 объединений и блоков 5-процентный барьер преодолели только 4);
депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны гораздо больше перед своими партиями, нежели перед избирателями.
Пропорциональная система применяется в Италии, Израиле, большинстве латиноамериканских стран; она используется в России в процессе выборов депутатов Государственной Думы. В соответствии с Федеральным законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” половина мест (225) распределена на выборах по пропорциональной системе; правда, при этом партийные списки имеют две части: центральную – в количестве 12 кандидатов в депутаты, и региональную – в которую включаются с разбивкой по субъектам Федерации остальные кандидаты в депутаты.
2. Мажоритарная система (от лат. major – большой, относящийся к большинству) предполагает такое определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство (абсолютное или относительное) голосов; при этом избирательные округа являются одномандатными, т.е. по ним может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку. Партия (или блок партий), победившая на выборах, получает абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах (это условие мажоритарной системы действует не во всех странах).

Информация к размышлению
при мажоритарной системе партия (или блок партий), проигравшая на выборах по одномандатному округу, т.е. получившая, например, 49% голосов (незначительное меньшинство), может быть вообще не представлена в парламенте;
существует тесная связь между депутатами и избирателями, потому что округа одномандатные, и каждый депутат представляет свой округ;
при мажоритарной системе большое значение имеет личность кандидата, а не его партийная принадлежность.
Мажоритарная система используется в Великобритании, Канаде, Индии и ряде других стран. В России по мажоритарной системе избирается вторая половина депутатов (225) Государственной Думы.
В нашей стране идут споры о том, какая из двух вышеописанных систем является предпочтительней для нормального развития демократии. Этот спор приобрел политическую окраску, т.к. для некоторых партий, представленных в парламенте (ЛДПР, КПРФ), предпочтительней пропорциональная система, а президент настаивает на мажоритарной.
В качестве разновидности мажоритарной системы существует система абсолютного большинства, когда избранными считаются представители партий, набравшие большинство голосов на выборах. Такие выборы проходят в два тура, и по этой системе проходят выборы в США, Франции, Германии.
Процедура выборов. Для проведения выборов организуются избирательные округа и избирательные участки. Их необходимо сформировать таким образом, чтобы на них было приблизительно одинаковое число избирателей. От того, каким образом будут создаваться округа, будут зависеть результаты выборов (например, “гнилые местечки” в Великобритании).
Затем проходит выдвижение кандидатов. Механизм выдвижения различен в зависимости от той или иной страны и связан с особенностями политических систем, традициями страны.
В США, например, применяется не предусмотренная конституцией практика “праймериза” – первичных выборов. Они проводятся более чем в 30 штатах с целью выяснения популярности кандидатов на пост президента и избрания делегатов на созываемые обычно в июле-августе года президентских выборов национальные съезды партий. “Праймериз” позволяет определить неофициальным путем круг кандидатов, пользующихся наибольшей популярностью у избирателей. И поскольку те штаты, в которых проводятся выборы, самые густонаселенные в стране, это позволяет выявить наиболее перспективных кандидатов в стране. Таким образом, выдвижение кандидатов зависит во многом от позиции избирателей.
В России, согласно Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, “кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты (списки кандидатов) могут быть выдвинуты также избирательными объединениями, избирательными блоками” (ст. 28, п. 1). В ст. 2 этого закона дается определение избирательного объединения: “избирательное объединение – политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов”. Для регистрации кандидата применяется избирательный порог: сбор подписей избирателей (максимальное количество подписей, необходимых для регистрации, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа). Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности в ходе предвыборной кампании, сроки которой различаются по странам (от одного до нескольких месяцев).
Выборы – дорогостоящее мероприятие, особенно в настоящее время, когда приходится использовать телевидение и радио для создания благоприятного имиджа кандидатам. Можно выделить несколько финансовых источников:
партийная касса (если кандидат принадлежит к какой-либо партии);
частные пожертвования (размеры ограничиваются законом);
государственное финансирование (государство выделяет кандидатам средства на проведение предвыборной кампании);
личные средства кандидатов (это характерно не только для стран Запада, но в настоящее время и для нашей страны).
Сама процедура выборов может быть прямой (как, например, в России) и косвенной (выборы президента США). Для того чтобы избежать фальсификаций при подсчете голосов существуют следующие правила:
строгое следование закону при всех операциях с бюллетенями;
присутствие представителей партий и кандидатов при вскрытии избирательных урн и подсчете бюллетеней;
быстрое и скорое обнародование результатов выборов.
Современные проблемы, связанные с избирательным правом. Самой важной проблемой, пожалуй, является проблема абсентеизма. Этим термином политики и политологи отмечают тревожные симптомы, связанные со снижением абсолютных и относительных показателей регистрирующих посещение избирателями избирательных участков. Причем эта проблема касается как развитых, так и развивающихся стран. Снижение числа людей, пользующихся избирательными правами на практике, принимающих участие в выборах, достаточно серьезная проблема, стоящая перед современными демократиями. Когда за президента или за парламентария голосует меньше половины избирателей, имеющих право голоса, исчезает легитимная основа существующей власти. Не реализованное на практике избирательное право теряет смысл, становится “мертвой буквой” в законе.

Одной из причин того, что происходит снижение числа участвующих в выборах, является, по мнению многих политологов, расширение числа избирателей, которое произошло в конце ХIХ – первой половине ХХ в. Количественное расширение числа избирателей стало сказываться на качестве выборов, привело к появлению массовых политических партий с их неизбежной демагогией и популизмом, отрицательно сказалось на общем уровне политической культуры. Другой причиной является вопрос эффективности выборов. “Действительно ли мой голос, мое волеизъявление чего-то значат, или это игра, не имеющая ничего общего с реальным положением вещей” – такова дилемма, которой задаются многие избиратели. Отсутствие веры в эффективность и действенность выборов служит для многих обоснованием их нежелания участвовать в выборах.
Избирательное право лежит в основе любого демократического режима. Само наличие избирательного права еще не есть гарантия того, что в стране существует демократия. Она возникает там, где есть свободное волеизъявление граждан на выборах, где существуют демократические принципы и нормы избирательного права (указанные выше). Еще в древности был сформулирован так называемый “парадокс демократии” – избиратели демократическим путем, большинством голосов могут провозгласить в стране тиранию. Т.е. избирательное право вручает судьбу общества и государства в руки простого арифметического большинства избирателей. При отсутствии определенной политической культуры это может быть и опасным. Все это и побудило У. Черчилля заявить: “Демократия – отвратительная вещь, но лучше нее ничего не было придумано”.
Существованию демократии “угрожает” и возрастание роли современного государства с его централизованно-бюрократической системой управления. Само понятие и практика “демократии” возникает в рамках древнегреческого античного полиса. В своей знаменитой речи Перикл, лидер афинских демократов в V в. до н.э., охарактеризовал “демократию” следующим образом: “И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством… Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-то отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность… не мешает… занять почетную должность… Немногие способны быть политиками, но все могут оценивать их деяния. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступления с речами за и против”. Но античный полис был небольшой по своим размерам, самоуправляющейся общиной. Гигантские по сравнению с античными полисами размеры современных государств, масштабность стоящих перед ними задач, а самое главное разделение сфер государства и общества, не имеющее аналогов в прошлом, делает проблемным само существование демократии по крайней мере в ее античном понимании.

Право граждан на участие в референдуме
Референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – волеизъявление граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. В условиях демократического государства референдум наряду со свободными выборами является реальной возможностью участия граждан в управлении государством. В целом к процедуре проведения референдума предъявляются такие же требования, как и к процедуре проведения выборов в органы власти (свободное и добровольное участие граждан, всеобщее, равное и прямое волеизъявление, тайное голосование и т.д.). Все вопросы, связанные с проведением референдума, рассматриваются в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях “независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств”. Однако имеется и ряд особенностей:
референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;
вопросы, выносимые на референдум в Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии, гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, и на них можно было дать лишь однозначный ответ;
инициатива проведения референдума принадлежит гражданам, имеющим право на участие в референдуме, или иным субъектам (общественным объединениям);
референдум может проводиться на федеральном уровне, субъектами Федерации, муниципальными объединениями;
для назначения референдума должны быть представлены подписи граждан в поддержку инициативы его проведения (2% от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме);
референдум назначается только на календарный выходной день; не допускается назначение референдума на праздничный день; решение о проведении референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования (на уровне муниципального образования – не менее чем за 40 дней);
решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Наша страна в последние годы “пережила” три общероссийских референдума. Первый проходил еще в рамках Советского Союза в марте 1991 г. и касался его дальнейшей судьбы. Однако, несмотря на то, что большинство населения высказались за сохранение обновленного Союза, он в том же году распался. Второй референдум прошел летом 1993 г. в связи с конституционным конфликтом между президентом и Верховным Советом РФ по вопросу одобрения политики президента или Верховного Совета. По итогам третьего общероссийского референдума 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция. Таким образом, референдум как масштабное и дорогостоящее мероприятие проводится не часто, но отражает самые важные этапы в развитии общества.

Право на мирные публичные мероприятия
Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия является необходимой гарантией формирования демократического, гражданского общества. Возможность существования относительно самостоятельной общественной жизни без вмешательства государства была обоснована в ХVII-ХVIII вв. и вошла в повседневную практику в ХIХ-ХХ вв. с массовыми манифестациями, уличными шествиями и т.д. Недемократические государства обычно пытаются поставить под контроль мирные собрания своих граждан, повлиять на их проведение, предотвратить, а то и разогнать их; правовые же государства стремятся гарантировать свободу мирных собраний, обеспечить общественный порядок при их проведении. Практика государств с развитыми институтами гражданского общества выработала набор приемов и средств, которые обеспечивают свободу проведения массовых публичных мероприятий и вместе с тем не допускают подрыва правовых устоев общества.
Право на свободу мирных собраний получило закрепление и в международных документах – Всеобщей декларации прав человека (ст. 20) и Пакте о гражданских и политических правах (ст. 21). В отечественном законодательстве это право также получило отражение: в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.), Указе Президента РФ “О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” (1992 г.), Конституции РФ (ст. 31), а также в других нормативных актах. Однако соответствующий федеральный закон пока не принят, и до его принятия действуют нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР” в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина и выше отмеченного указа Президента РФ.
Граждане РФ имеют право собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей (местной исполнительной власти). С заявлением могут обращаться достигшие восемнадцатилетнего возраста представители (уполномоченные) трудовых коллективов, отдельных групп граждан и т.п. Заявление подается в письменной форме не позднее, чем за десять дней до намечаемой даты проведения. В заявлении обязательно должны быть указаны: цель, форма, место и время проведения мероприятия, предполагаемое количество участников и т.д. (более подробно см. в Приложении). Не позднее чем за пять дней до времени проведения мероприятия исполнительный орган власти обязан сообщить о своем решении. Он вправе предложить обратившимся с заявлением другое время и место проведения. При проведении мероприятия необходимо соблюдать общественный порядок, запрещается иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей.
Осуществление права на мирные публичные мероприятия не должно нарушать права и свободы других людей. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. На период чрезвычайного положения может осуществляться запрещение проведения собраний, митингов, других массовых мероприятий в соответствии со ст. 22 закона “О чрезвычайном положении” (1991 г.).
Сравнительно новым для нашего законодательства является понятие пикетирования – его не было в прежних основных законах России, хотя в других странах это распространенная форма выражения мнения небольшой группой людей. Пикетирование может осуществляться как в движении, так и в выстраивании не передвигающихся людей, демонстрирующих лозунги, плакаты и т.д. Пикетирование, как правило, осуществляется в общественных местах и регулируется в основном теми же нормами и правилами, что и другие массовые мероприятия.
Реализация права собираться мирно и без оружия для выражения своих взглядов – признак сильного цивилизованного государства и гражданского общества.

Право равного доступа к государственной службе
Это право означает, что не допускается никаких ограничений и преимуществ при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 21 Федерального закона РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации”).
Однако ограничения все-таки существуют (исходя из традиций и обычаев общества, а также здорового смысла). Во-первых, это ограничение по возрасту, право поступления на государственную службу появляется с 18 лет и не является пожизненным, до тех пор, пока “смерть не закроет глаза”. Во-вторых, требуются способности и профессиональная подготовка (образование), а также (при определенных профессиях) здоровье. Все это проверяется при поступлении на государственную службу и может служить основанием для отказа в приеме на работу. В-третьих, требуется владение государственным языком. Другие ограничения перечисляются в ст. 21 Федерального закона РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” (см. Приложение).

Право обращаться в государственные органы
Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные письменные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией РФ и является одним из способов реализации права граждан на участие в управлении государством. Выделяют следующие виды обращений:
предложения – рассматриваются как обращения граждан, направленные на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений, на совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества;
заявления – это обращения граждан по поводу реализации принадлежащих им прав, закрепленных в Конституции РФ и в законодательстве РФ;
жалобы – это обращения граждан по поводу нарушенного действиями (бездействиями), решениями юридических или физических лиц (должностными лицами, государственными и муниципальными служащими) права или законные интересы;
ходатайства – это письменные обращения с просьбой о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод.
Существуют реквизиты письменного обращения:
1. Наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение.
2. Изложение существа дела.
3. Фамилия, имя, отчество обращающегося, адрес либо данные о месте работы или учебы.
4. Дата и личная подпись.
Последнее обязательно, т.к. согласно российскому законодательству анонимные обращения не рассматриваются (за исключением анонимных обращений в органы МВД). Конфиденциальность информации, содержащейся в обращении, гарантируется государством.
Конституция РФ закрепила и право на подачу коллективных обращений (обращения двух и более авторов, а также обращения, принятые на митингах, собраниях и т.д.). Разновидностью коллективного обращения является петиция. Она отличается процедурой оформления, подается от большого количества граждан, в определенные инстанции, по наиболее важным вопросам и имеет еще ряд специфических особенностей.
Существуют установленные законодательством сроки подачи обращений, принятия решения по ним и исполнения. Все обращения, поступающие в государственные органы в обязательном порядке фиксируются, а решения, принятые по ним, доводятся до сведения обращающихся.
Статья 33 Конституции РФ наделяет правом обращения только граждан РФ. Однако на практике в этом праве нуждаются и иностранцы, и лица без гражданства. Ведь право на подачу обращений – это не только одна из форм участия в управлении государством, это еще и способ защиты своих нарушенных прав и свобод, и лишение его “не граждан” противоречит международно-правовым стандартам в области прав человека.

Право на местное самоуправление
В нашей стране под местным самоуправлением понимается самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через местные представительные органы вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций. Местное самоуправление, как выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя. Право граждан РФ на местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ и осуществляется в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (1995 г.).
Решение местных вопросов может происходить непосредственно (на местном референдуме) или через органы местного самоуправления.
Местный референдум – это голосование граждан по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с его уставом). Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по требованию населения или по собственной инициативе. В нем имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и добровольно. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением не допускается. Принятое на референдуме решение не нуждается в утверждении и подлежит официальному опубликованию вместе с итогами референдума.
К органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным. Депутаты избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. К компетенции органов местного самоуправления относятся:
установление местных налогов и сборов;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие планов и программ местного развития, утверждение отчетов об их исполнении;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Местное самоуправление осуществляется в рамках муниципального образования, под которым понимается городское или сельское поселение; несколько поселений, объединенных общей территорией; часть поселения; иная населенная территория, где имеются выборные органы местного самоуправления, местный бюджет, муниципальная собственность.
Право граждан на местное самоуправление является отражением демократического устройства страны. К сожалению, в нашей стране отсутствуют отлаженная практика и долголетняя традиция местного самоуправления – в обществе продолжают господствовать патерналистские настроения, и одна из главных задач проводимых в стране реформ – это создание действенной системы местного самоуправления.
Можно много спорить о том, мала или велика та мера свободы, которую имеют российские граждане в сфере управления государством, но более уместным, нам кажется, стараться не расширять эти границы, а научиться правильно и грамотно распоряжаться той свободой, которая закреплена в Конституции РФ.

Антонина ДАНИЛОВА,
кандидат исторических наук

Чебоксары

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте