search
main
0

Воля народа должна быть основой власти Политические права

Окончание. Начало в N 39

Одной из причин того, что происходит снижение числа участвующих в выборах, является, по мнению многих политологов, расширение числа избирателей, которое произошло в конце ХIХ – первой половине ХХ в. Количественное расширение числа избирателей стало сказываться на качестве выборов, привело к появлению массовых политических партий с их неизбежной демагогией и популизмом, отрицательно сказалось на общем уровне политической культуры. Другой причиной является вопрос эффективности выборов. “Действительно ли мой голос, мое волеизъявление чего-то значат, или это игра, не имеющая ничего общего с реальным положением вещей” – такова дилемма, которой задаются многие избиратели. Отсутствие веры в эффективность и действенность выборов служит для многих обоснованием их нежелания участвовать в выборах.
Избирательное право лежит в основе любого демократического режима. Само наличие избирательного права еще не есть гарантия того, что в стране существует демократия. Она возникает там, где есть свободное волеизъявление граждан на выборах, где существуют демократические принципы и нормы избирательного права (указанные выше). Еще в древности был сформулирован так называемый “парадокс демократии” – избиратели демократическим путем, большинством голосов могут провозгласить в стране тиранию. Т.е. избирательное право вручает судьбу общества и государства в руки простого арифметического большинства избирателей. При отсутствии определенной политической культуры это может быть и опасным. Все это и побудило У. Черчилля заявить: “Демократия – отвратительная вещь, но лучше нее ничего не было придумано”.
Существованию демократии “угрожает” и возрастание роли современного государства с его централизованно-бюрократической системой управления. Само понятие и практика “демократии” возникает в рамках древнегреческого античного полиса. В своей знаменитой речи Перикл, лидер афинских демократов в V в. до н.э., охарактеризовал “демократию” следующим образом: “И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством… Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-то отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность… не мешает… занять почетную должность… Немногие способны быть политиками, но все могут оценивать их деяния. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступления с речами за и против”. Но античный полис был небольшой по своим размерам, самоуправляющейся общиной. Гигантские по сравнению с античными полисами размеры современных государств, масштабность стоящих перед ними задач, а самое главное разделение сфер государства и общества, не имеющее аналогов в прошлом, делает проблемным само существование демократии по крайней мере в ее античном понимании.

Право граждан на участие в референдуме
Референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – волеизъявление граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. В условиях демократического государства референдум наряду со свободными выборами является реальной возможностью участия граждан в управлении государством. В целом к процедуре проведения референдума предъявляются такие же требования, как и к процедуре проведения выборов в органы власти (свободное и добровольное участие граждан, всеобщее, равное и прямое волеизъявление, тайное голосование и т.д.). Все вопросы, связанные с проведением референдума, рассматриваются в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях “независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств”. Однако имеется и ряд особенностей:
референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;
вопросы, выносимые на референдум в Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии, гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, и на них можно было дать лишь однозначный ответ;
инициатива проведения референдума принадлежит гражданам, имеющим право на участие в референдуме, или иным субъектам (общественным объединениям);
референдум может проводиться на федеральном уровне, субъектами Федерации, муниципальными объединениями;
для назначения референдума должны быть представлены подписи граждан в поддержку инициативы его проведения (2% от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме);
референдум назначается только на календарный выходной день; не допускается назначение референдума на праздничный день; решение о проведении референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования (на уровне муниципального образования – не менее чем за 40 дней);
решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Наша страна в последние годы “пережила” три общероссийских референдума. Первый проходил еще в рамках Советского Союза в марте 1991 г. и касался его дальнейшей судьбы. Однако, несмотря на то, что большинство населения высказались за сохранение обновленного Союза, он в том же году распался. Второй референдум прошел летом 1993 г. в связи с конституционным конфликтом между президентом и Верховным Советом РФ по вопросу одобрения политики президента или Верховного Совета. По итогам третьего общероссийского референдума 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция. Таким образом, референдум как масштабное и дорогостоящее мероприятие проводится нечасто, но отражает самые важные этапы в развитии общества.

Право на мирные публичные мероприятия
Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия является необходимой гарантией формирования демократического, гражданского общества. Возможность существования относительно самостоятельной общественной жизни без вмешательства государства была обоснована в ХVII-ХVIII вв. и вошла в повседневную практику в ХIХ-ХХ вв. с массовыми манифестациями, уличными шествиями и т.д. Недемократические государства обычно пытаются поставить под контроль мирные собрания своих граждан, повлиять на их проведение, предотвратить, а то и разогнать их; правовые же государства стремятся гарантировать свободу мирных собраний, обеспечить общественный порядок при их проведении. Практика государств с развитыми институтами гражданского общества выработала набор приемов и средств, которые обеспечивают свободу проведения массовых публичных мероприятий и вместе с тем не допускают подрыва правовых устоев общества.
Право на свободу мирных собраний получило закрепление и в международных документах – Всеобщей декларации прав человека (ст. 20) и Пакте о гражданских и политических правах (ст. 21). В отечественном законодательстве это право также получило отражение: в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.), Указе Президента РФ “О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” (1992 г.), Конституции РФ (ст. 31), а также в других нормативных актах. Однако соответствующий федеральный закон пока не принят, и до его принятия действуют нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР” в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина и выше отмеченного указа Президента РФ.
Граждане РФ имеют право собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей (местной исполнительной власти). С заявлением могут обращаться достигшие восемнадцатилетнего возраста представители (уполномоченные) трудовых коллективов, отдельных групп граждан и т.п. Заявление подается в письменной форме не позднее, чем за десять дней до намечаемой даты проведения. В заявлении обязательно должны быть указаны: цель, форма, место и время проведения мероприятия, предполагаемое количество участников и т.д. (более подробно см. в Приложении). Не позднее чем за пять дней до времени проведения мероприятия исполнительный орган власти обязан сообщить о своем решении. Он вправе предложить обратившимся с заявлением другое время и место проведения. При проведении мероприятия необходимо соблюдать общественный порядок, запрещается иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей.
Осуществление права на мирные публичные мероприятия не должно нарушать права и свободы других людей. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. На период чрезвычайного положения может осуществляться запрещение проведения собраний, митингов, других массовых мероприятий в соответствии со ст. 22 закона “О чрезвычайном положении” (1991 г.).
Сравнительно новым для нашего законодательства является понятие пикетирования – его не было в прежних основных законах России, хотя в других странах это распространенная форма выражения мнения небольшой группой людей. Пикетирование может осуществляться как в движении, так и в выстраивании не передвигающихся людей, демонстрирующих лозунги, плакаты и т.д. Пикетирование, как правило, осуществляется в общественных местах и регулируется в основном теми же нормами и правилами, что и другие массовые мероприятия.
Реализация права собираться мирно и без оружия для выражения своих взглядов – признак сильного цивилизованного государства и гражданского общества.

Право равного доступа к государственной службе
Это право означает, что не допускается никаких ограничений и преимуществ при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 21 Федерального закона РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации”).
Однако ограничения все-таки существуют (исходя из традиций и обычаев общества, а также здорового смысла). Во-первых, это ограничение по возрасту, право поступления на государственную службу появляется с 18 лет и не является пожизненным, до тех пор, пока “смерть не закроет глаза”. Во-вторых, требуются способности и профессиональная подготовка (образование), а также (при определенных профессиях) здоровье. Все это проверяется при поступлении на государственную службу и может служить основанием для отказа в приеме на работу. В-третьих, требуется владение государственным языком. Другие ограничения перечисляются в ст. 21 Федерального закона РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” (см. Приложение).

Право обращаться в государственные органы
Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные письменные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией РФ и является одним из способов реализации права граждан на участие в управлении государством. Выделяют следующие виды обращений:
предложения – рассматриваются как обращения граждан, направленные на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества;
заявления – это обращения граждан по поводу реализации принадлежащих им прав, закрепленных в Конституции РФ и в законодательстве РФ;
жалобы – это обращения граждан по поводу нарушенного действиями (бездействиями), решениями юридических или физических лиц (должностными лицами, государственными и муниципальными служащими) права или законные интересы;
ходатайства – это письменные обращения с просьбой о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод.
Существуют реквизиты письменного обращения:
1. Наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение.
2. Изложение существа дела.
3. Фамилия, имя, отчество обращающегося, адрес либо данные о месте работы или учебы.
4. Дата и личная подпись.
Последнее обязательно, т.к. согласно российскому законодательству анонимные обращения не рассматриваются (за исключением анонимных обращений в органы МВД). Конфиденциальность информации, содержащейся в обращении, гарантируется государством.
Конституция РФ закрепила и право на подачу коллективных обращений (обращения двух и более авторов, а также обращения, принятые на митингах, собраниях и т.д.). Разновидностью коллективного обращения является петиция. Она отличается процедурой оформления, подается от большого количества граждан, в определенные инстанции, по наиболее важным вопросам и имеет еще ряд специфических особенностей.
Существуют установленные законодательством сроки подачи обращений, принятия решения по ним и исполнения. Все обращения, поступающие в государственные органы в обязательном порядке фиксируются, а решения, принятые по ним, доводятся до сведения обращающихся.
Статья 33 Конституции РФ наделяет правом обращения только граждан РФ. Однако на практике в этом праве нуждаются и иностранцы, и лица без гражданства. Ведь право на подачу обращений – это не только одна из форм участия в управлении государством, это еще и способ защиты своих нарушенных прав и свобод, и лишение такой возможности “не граждан” противоречит международно-правовым стандартам в области прав человека.

Право на местное самоуправление
В нашей стране под местным самоуправлением понимается самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через местные представительные органы вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций. Местное самоуправление, как выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя. Право граждан РФ на местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ и осуществляется в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (1995 г.).
Местный референдум – это голосование граждан по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с его уставом). Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по требованию населения или по собственной инициативе. В нем имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и добровольно. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением не допускается.
К органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К компетенции органов местного самоуправления относятся:
установление местных налогов и сборов;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие планов и программ местного развития, утверждение отчетов об их исполнении;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Право граждан на местное самоуправление является отражением демократического устройства страны.
Можно много спорить о том, мала или велика та мера свободы, которую имеют российские граждане в сфере управления государством, но более уместным, нам кажется, стараться не расширять эти границы, а научиться правильно и грамотно распоряжаться той свободой, которая закреплена в Конституции РФ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте