Для любого ребенка важно, чтобы школа, где он учится, была современной, красивой, отвечала новым вызовам времени. Для наших воспитанников все атрибуты «умной школы» особенно ценны.
В государственном казенном общеобразовательном учреждении города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2» обучаются преимущественно дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Школа дает цензовое образование, и в конце обучения ребята проходят государственную итоговую аттестацию на общих для всех основаниях. Это означает, что в конце обучения, несмотря на проблемы со здоровьем, все обучающиеся должны освоить в полной мере федеральный государственный образовательный стандарт. Когда мы говорим об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, то должны понимать, что важны кадровый ресурс и технологическое оснащение школы новейшим оборудованием. Современная техника способна делать чудеса и в умелых руках может играть своеобразную роль волшебной палочки. С развитием ИТ-технологий возможности реализации полноценного образования для людей с проблемами здоровья кратно увеличиваются. Например, электронные увеличительные устройства способны заменить некоторые функции зрительного аппарата человека – приближение предмета или отдаление его. Принципы изменения интерференции оптического изображения в увеличительном устройстве дают возможность изменения фона в книге, что может оказаться важнейшим фактором, облегчающим восприятие печатного материала для слабовидящего ребенка. Робототехника может объяснить слабовидящему ребенку физические закономерности и показать принципы работы современного программирования. Красивая и функциональная мебель играет важнейшую роль в эстетическом воспитании любого ребенка, в том числе и слабовидящих детей. В целом важно, чтобы школа была современной, отвечала новым вызовам времени, была красивой и функциональной.Конечно, чтобы пользоваться современным оборудованием, особенно таким, как 3D-принтер или робототехника, требуется отдельное обучение. Перед тем как сделать заказ, мы проводим повышение квалификации педагогов. Как правило, мы просим в этом помочь ТемоЦентр, в котором сосредоточены все самые современные и передовые разработки науки и техники, используемые в системе образования города Москвы. В то же время современная техника сама по себе не должна и не может быть самоцелью. Она хороша в умелых руках. И вряд ли правильно думать, что только молодые педагоги могут и должны осваивать современные технологии. Как показывает практика, мудрые, «возрастные» педагоги часто очень нестандартно подходят к использованию современной техники. И их подходы более надежны, потому что проверены временем и результатами обучения опытного учителя. Например, у нас есть учитель биологии, который примерно раза в два старше меня. Он первым из всего коллектива освоил специализированное программное обеспечение и специальные веб-камеры для трансляции изображения с микроскопа через проектор, фактически делая доступным использование микроскопа любым ребенком, даже с сильно ослабленным зрением. Наш учитель начальных классов в какой-то момент решила, что современным детям не хватает развития абстрактно-логического мышления, и открыла кружок ЛЕГО-конструирования. Раньше это мышление совершенствовалось благодаря многочисленным популярным играм, таким как пятнашки, кубик Рубика, активному чтению книг и другим. Сейчас настала электронная эпоха, и поэтому детям более понятны конструкторы, робототехника, языки программирования, обучающие компьютерные программы. Конечно, использование таких современных средств невозможно было бы без специального обучения.В 2014 году был принят федеральный закон о закупках для государственных и муниципальных нужд. Новый закон описывает не только сам процесс проведения торгов, но и процедуру планирования закупок. Вся информация в части планирования формируется в план-график закупок, который публикуется в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru).Указанное позволило перейти от хаотичного расходования бюджетных средств к плановому. Заблаговременное планирование позволило предать государственным закупкам открытости и прозрачности, а также способствовало увеличению конкурентности и как следствие более эффективному расходованию. Законом также предусмотрено наличие своей (региональной) системы торгов. Правительство города Москвы разработало свою систему – ЕАИСТ. Данная система – это по своей сути интерфейс, который позволяет связать воедино все городские инструменты (финансирование, планирование, методология и контроль). Так, все школы города Москвы сейчас работают в полном соответствии с настоящим федеральным законом и преимущественно используют конкурентные процедуры. Большинство закупок образовательные организации осуществляют совместно, объединяя финансовые ресурсы школ. Во-первых, коллективные закупки увеличивают объем закупаемых товаров и услуг, во-вторых, такие крупные закупки могут заинтересовать крупных системных интеграторов.Кроме того, школы сейчас в равных условиях и в целом достойно финансируются. Следовательно, и оснащение у всех московских школ должно быть на высоком уровне и не сильно отличаться друг от друга. Именно эти соображения легли в основу разработки проекта «Техносфера». Действительно, технические особенности того или иного методического пособия должны быть в каждой школе одинаково отражены в техническом задании. Итак, проект «Техносфера» в системе образования города Москвы – это проект не столько о закупках, сколько о высоких требованиях к оснащению школ. Мы являемся казенной школой и по определению не являемся заказчиками, поскольку эти функции возложены на ГКУ дирекции Департамента образования города Москвы. В то же время мы участвуем в общем процессе формирования потребностей на товары и услуги в «Техносфере». Ведь «Техносфера» – это не про деньги, а про содержание. Это своеобразный каталог, в котором мы просто выбираем то, что нужно и актуально для нас в этот промежуток времени. Это как быть в супермаркете и набирать корзину продуктов. Департамент образования всегда с большим вниманием относился к потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья в московской школе. Именно поэтому в «Техносфере» есть целый лист заказов и для наших обучающихся. В рамках проекта нам поставили новейшие электронно-увеличительные устройства, которые сразу же начали эксплуатироваться нашими ребятами. В такой серьезной централизованной системе сбора потребности можно также централизованно учесть то оборудование, о котором обычная школа может просто не подозревать, но которое обязательно должно быть в ней. Например, с удовольствием увидел, что в листе заказов «Техносферы» есть специальные звуковые мячи для ребят с остаточным зрением. При этом нужно понимать, что «Техносфера» хороша не только широким перечнем оборудования, но и автоматизацией подготовки документации к торгам и закупкам. Это довольно кропотливая работа по разработке технического задания и другой сопроводительной документации. «Техносфера» направлена на то, чтобы разрешить эту рутинную работу и сформировать библиотеку типовых технических заданий, которые бы уже прошли экспертизу юристов, финансистов и специалистов по контрактно-закупочной деятельности.Конечно, пока система только в разработке и проходит апробацию, и есть проблемы, преимущественно во взаимоотношениях подрядчиков и государственного заказчика. Московские школы стали современными, директора школ управляют солидными финансовыми и хозяйственными ресурсами. В то же время не все подрядчики пока привыкли к тому, что столичные школы изменились в плане требовательности к исполнению государственного контракта. В этом смысле такие проекты, как «Техносфера», – это не о закупках, а про педагогику. Соблюдение требований государственного контракта и требовательность со стороны современного директора к поставляемому товару и услугам являются воспитательным моментом для недобросовестных подрядчиков. Подписался под исполнением и не смог выдержать качество поставляемых товаров или услуг – значит будешь платить неустойку, а при повторном нарушении можешь угодить в реестр недобросовестных поставщиков. Пока не было централизованных и открытых закупок, было иначе – подрядчик мог обмануть и не понести наказание, а просто найти следующего клиента. Сейчас все подрядчики работают в единой системе со своей историей, отражаемой в электронных системах торгов и контроля исполнения закупок. Требования едины для всех. Подрядчик не может привести в одну школу более качественный, а в другую менее, поскольку есть общие технические задания. Нравится или не нравится это подрядчикам, но Москва унифицирует контроль за поставляемыми товарами и услугами. Но, как это ни странно, такие электронные системы важны тем, что это воспитывает как школы в плане использования в своей деятельности качественных товаров, так и подрядчиков в плане поставки в школы всего самого лучшего. Я не могу сказать, как происходит в других частях нашей страны, но совершенно уверен, что в любой ее части можно сделать именно такую электронную, открытую систему закупок, где процесс государственных закупок превратился бы в педагогический процесс взаимообучения подрядчиков товаров и услуг как надежных поставщиков и школ как качественного потребителя.Павел СУВОРОВ,директор государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»
Комментарии