search
main
0

Волшебство ритма

И поющие дети

В ритме есть нечто волшебное: он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам!
Иоганн Вольфганг

фон Гете

 

Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоций. Благодаря своему специфически эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка обладает реальной возможностью создавать единство гуманистических представлений и проявлений. Функции музыки разносторонни и разнородны. Музыка неразрывно слита с жизнью отдельной личности и жизнью общества. Особая сила музыки заключается в ее свойстве непосредственно передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему музыкальное образование является исключительно важным фактором в развитии ребенка.

Увлеклась музыкой в раннем детстве, когда мне еще не было и четырех лет. Мой отец любил играть на баяне, бабушка часто пела русские народные песни. В нашей семье было принято прослушивать пластинки классической музыки, музыкальные сказки, оперу, оперетту, авторские песни, пластинки вокально-инструментальных ансамблей, устраивать домашние семейные концерты. До сих пор вспоминаю, как сильно просила у папы купить пианино, которое очень дорого стоило, а затем аккордеон. Далее был долгий, но очень увлекательный образовательный путь в музыке: музыкальная школа, педагогический колледж, педагогический университет. Я прошла весь путь – от непосредственного эмоционального отклика на музыкальное звучание (нравится – не нравится) ребенка к способности оценить красоту музыкального произведения в целом, а затем дифференцировать оценку тех или иных его сторон.

После успешного окончания университета пришла работать в общеобразовательную школу, в которой не было уроков музыки и музыкального дополнительного образования. Увидев горящие глаза детей, их увлеченность, интерес, тягу к творчеству, радость, счастье от общения, яркие положительные эмоции, решила создать хор и стать его руководителем. Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия, поэтому при создании хора критерием отбора было только желание ребенка петь, а не его музыкальные и певческие способности. Данный критерий остается и по сегодняшний день. Вся ответственность за выступление хора ложится на дирижера, его умение изучить музыкальные произведения, особенности исполнительской манеры каждого ребенка, распределить партии, подобрать репертуар, индивидуально интерпретировать музыкальное произведение, чтобы придать ему необычность и выразительность звучания. В творческом процессе ребенка участвуют все важнейшие психические процессы – сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные. Развиваются воображение, память. Пение является одной из наиболее непосредственных форм выражения человеческих эмоций и стремлений, поэтому важен репертуар, с которым работает ребенок. Хорошая музыка вырабатывает способность к эмоциональному, ярко окрашенному чувством мышлению, которому присущи увлеченность, расположение к творческому подъему. Способность к эмоционально-образному мышлению накладывает глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая ее. Музыкальные занятия важны как никогда в наше сложное для воспитания подрастающего поколения время.

Получив первый положительный опыт в сотрудничестве и сотворчестве с детьми, добившись значимых результатов на городских и региональных конкурсах, хор приобрел свое имя – «Поющие дети». Увидев заинтересованность детей в активной музыкальной деятельности, мы создали в рамках дополнительного образования детский оркестр «Колокольчик», инструментальные кружки «Волшебные клавиши» и «Свирелька». Основной критерий остался прежним – желание детей музицировать, в коллективы принимаю всех желающих без отбора.

Как увлеченному своим делом педагогу мне нравится находиться в творческом поиске, применять в своей работе информационные, игровые, цифровые и мультимедийные технологии, осуществляя оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, использовать и разрабатывать игровые методики.

Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение, поэтому как новый этап саморазвития началось совместное творчество с детьми, мы учимся создавать музыкальные произведения: совместное написание слов песен, музыки на стихи детей и наоборот. Удачные решения использовались в конкурсных программах и приносили призовые места, что дополнительно стимулирует интерес к творчеству. Как продолжение творческого процесса развития воображения на занятиях мы начали рисовать музыку (визуализация звукового ряда) и с музыкантами озвучивать изображение.

Понимая, что творческое исполнительское мастерство, как вокально-хоровое, так и инструментальное, требует своего зрителя и слушателя, а также с целью расширения своих творческих возможностей и увеличения заинтересованности как детей, уже участвующих в процессе, так и тех, кто пока в нем не задействован, мы регулярно начали снимать на видео свой репертуар и монтировать тематические отчетные видеоклипы, музыкальные ролики, поздравления. Наши творческие коллективы охотно отзываются на участие во всероссийских и городских флешмобах патриотической направленности, концертах, посвященных Дню Победы. Творческие эксперименты и взаимная вовлеченность дают свои плоды. Так, на протяжении только последних двух лет мы стали победителями и призерами в более чем 40 музыкальных конкурсах разного уровня, из них более 30 призовых мест в городских мероприятиях ДОНМ. Но самое большое и приятное достижение для меня как учителя – выбор моих воспитанников углубленно заниматься музыкой в профессиональных музыкальных заведениях, стать настоящими артистами и музыкантами.

Обобщив многолетний опыт сотворчества с детьми, я решила создать цикл открытых авторских занятий с детьми. Первое часовое занятие «Волшебство ритма» с коллективом «Поющие дети» было представлено в конце прошлого учебного года. На занятии были совмещены игровые, творческие, музыкальные, цифровые и мультимедийные технологии, показано новаторство в дополнительном образовании. Дети не только активно пели, играли на музыкальных инструментах (свирели, бубне, ложках, рубеле, коробочке, трещотке), но и проявили творческую активность: импровизировали, исполняли собственные пьесы, скороговорки, отстукивали ритм на стаканчиках и карандашах. Весь творческий процесс сопровождался интерактивным главным героем – волшебным карандашом, который вовлекал с экрана как участников, так и зрителей, поясняя происходившее, задавая задания и загадки детям. Необходимо было прохлопать или пропеть ритм, спеть и угадать название мелодии, исполнить каноны и скороговорки, ритмические импровизации, музыкальные игры. Ребята в разных формах работы показали свое музыкальное развитие: командно, сольно, в группе и хором. В музыкальной игре «Хор часов» дети в группах продемонстрировали с помощью хлопков, притопов и ритмослогов разные длительности (половинные, четвертные и восьмые). Большая работа была проведена со зрителями. Они погружались в творческую атмосферу вместе с выступавшими участниками коллектива, повторяли, выполняли игровые задания, связанные с изучением и пониманием ритма. В конце занятия коллектив «Поющие дети» исполнил сложную ритмическую песню – речевой хор А.Думченко «Коза-дереза», – продемонстрировав, как в песне можно щелкать, топать, хлопать, двигаться и играть на музыкальных инструментах. Положительным результатом такого совместного труда стала победа в номинации «Интересные педагогические находки» городского конкурса профессионального мастерства «Мастерство педагога – успех ученика»-2023. Это только первый шаг в данном творческом направлении, но благодаря детям этих шагов будет больше.

Понимание, за что я люблю свою профессию, пришло с опытом, который я стараюсь донести до коллег и родителей. Роль музыкального воспитания в формировании морального облика детей значительна, нравственность в своей основе и есть функция чувства. Ребенок, которому свойственна бодрая, веселая настроенность, большей частью благожелательно относится к окружающим, деятелен и охотно выполняет трудные поручения. Если постепенно еще развиваются способности любить песню, стихи, любоваться природой, то это первые признаки обогащенной внутренней жизни ребенка. Это хорошая основа для развития отзывчивости, искренности, чуткости и любви к труду, к ближнему.

Елена БОЙЦЕНЮК, учитель музыки школы №556

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте