search
main
0

Волшебство педагогики. Внеклассная работа, дополнительное образование

Давно доказано всеми выдающимися педагогами и ежедневно выходящими к школьной доске практиками, насколько важно организовать четкую, систематическую, грамотную внеклассную работу. Никто не сомневается, что воспитательные и образовательные мероприятия должны быть яркими и захватывающими, что нельзя давать ту или иную игру или вечер просто так, вне плана и смысла, без задумки, только для развлечения. Все понимают, но как работать правильно, знают не все. Неоценим опыт участников конкурса «Сто друзей», которые знают, КАК и ЧТО делать, и делятся своими эксклюзивными материалами с коллегами.

Победители

Чем привлекли внимание экспертов победители XII конкурса «Сто друзей» из числа приславших материалы по внеклассной работе и дополнительному образованию?

Татьяна Нечаева, преподаватель ритмики детской школы искусств №4 города Екатеринбурга, – тем, что сумела воплотить в жизнь научное наблюдение о том, что весьма важно раннее приобщение ребенка к миру искусства, и лучше – вместе с родителями. Результат – екатеринбургские мамы и их дети танцуют в ансамбле «Вместе с мамой», дают концерты, радуют себя и зрителей. В проекте уже приняли участие 200 семей. «Для маленького ребенка непосредственный телесный контакт с родителем служит началом отношений с другими людьми на эмоциональном, а потом на интеллектуальном уровне», – пишет Татьяна Борисовна.

Преподаватели Омского государственного колледжа управления и профессиональных технологий Людмила Мальцан и Ада Шойко порадовали отличной идеей. Они не только приглашают своих студентов к участию в конкурсах на лучший проект о семье, о Великой Отечественной войне, истории города, но и создали открытый web-портал «Возвращение к истокам» (www.istok.ogkuipt.ru), где вывешиваются лучшие студенческие работы. Материалы портала свободны для скачивания, их можно корректировать, обсуждать на форумах.

Алевтина Корепанова, учитель химии и биологии школы №97 города Ижевска, Республика Удмуртия, очаровала своим курсом «Древние ремесла удмуртов» для 6-7-х классов, благодаря которому она не только знакомит ребят с народными промыслами, но и дает знания по химии и биологии плюс учит секретам изготовления куклы-оберега.

«Вкусно» и ярко

Хорошо, когда тема внеклассного мероприятия яркая, «вкусная», жизненная, интересная, привлекательная для ребят. Вот такая, например: «Красота внешнего облика. Мои жесты» – этот материал прислала нам филолог Большебикшихской средней школы Чувашской Республики Наталия Никитина. Но что самое важное – дети, обсуждая тему, размышляют, отвечают на вопросы, анализируют иллюстрации, высказывания. Учитель ушел от монолога и не прогадал.

Театр – однозначно беспроигрышная тема. Но еще важно, как ее подать. На XII конкурс «Сто друзей» пришли сразу два материала, посвященные театру кукол. Получились два блестящих варианта для учреждений дополнительного образования, один другого лучше.

Светлана Валежева, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Шатуры Московской области, прислала сценарий мастер-класса творческого объединения «Кукольный театр» на тему «Антресоли чудес» для ребят 8-15 лет. Небольшое введение в теорию – и звучит волшебная фраза: «Хотите поиграть?» Преподаватель предлагает детям вообразить себя деревянной куклой. Для того чтобы стать настоящим актером, нужно тренироваться – мимические упражнения, зарядка для язычка, пальчиковая гимнастика. В финале – просмотр спектакля кукольного театра.

Занятие на тему «Введение в образовательную программу «Сказка» театра кукол» предлагает педагог дополнительного образования Дома детского творчества села Довольное Новосибирской области Любовь Киселева. Сначала учитель обсуждает с детьми, что такое кукольный театр, какие бывают куклы. Потом достает из сундучка кукол, руководит ими. Учит руководить перчаточной куклой, верховой. Ребята в восторге! Наконец, двум группам детей дается задание поставить сказки «Курочка Ряба» и «Репка».

Интересный ход

Но как быть, если тема очень-очень нужная, без нее не обходится ни один план воспитательной работы, но уж слишком навязла в зубах, дети привыкли слышать по этому поводу одни нравоучения?

Оказывается, нужно просто… придумать интересный ход. Как это сделала Хакима Емельянова, учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №11 VIII вида города Междуреченска Кемеровской области. Во время Праздника вежливых ребят появляется Петрушка-хулиган, он провоцирует детей на плохое поведение. И сами собой рождаются правила вежливости, дети вспоминают вежливые слова.

Ирина Митряева, старший методист Томь-Усинского горноэнерготранспортного колледжа, проводит День науки, благодаря которому студенты приучаются к самостоятельной внеаудиторной работе, в том числе поисковой, творческой. В этот день проходят и олимпиада, и турнир, и конференция. Хороший пример комплексной работы.

Мастер производственного обучения профессионального училища №36 города Торжка Тверской области Наталия Попова убеждена, что «активные методы обучения важны в процессе подготовки квалифицированных рабочих». Для своих учеников она проводит внеклассное мероприятие «Колесо истории». Интересно, что к конкурсу напряженно готовятся и участники, и жюри – хорошо успевающие студенты. Заранее ответов не знает никто из них.

Эмоции – на пользу

Отдельная тема, которая волнует многих участников нашего методического конкурса, – противодействие наркомании, алкоголизму, табакокурению. Один из ярких примеров разработки этой тематики – внеклассное мероприятие «Наркотики. Умей сказать «Нет!» Л.В.Киселевой, Е.А.Матюниной, преподавателей из Усманского педагогического колледжа Липецкой области. Мероприятие готовили сами студенты – провели конкурс плакатов, анонимное анкетирование, написали сценарий. В гости были приглашены врач, священник, представители наркоконтроля, администрации. Было представлено много хорошо подобранных фактов, цифр статистики. Эмоциональным аккордом прозвучал отрывок из поэмы Гарика Сукачева – музыканта, который сумел отказаться от страшной привычки. Цельный, содержательный сценарий.

А Валентина Королева, преподаватель методики воспитательной работы Троицкого педагогического колледжа Челябинской области, придумала целый праздник под названием «Скажи курению нет!». И правильно – победу над вредными пристрастиями надо праздновать! Сценарий продуманный, с конкретными примерами студентов, бросивших курить.

Добрый дом

Всех экспертов XII конкурса «Сто друзей» поразил педагогический коллектив детского дома города Яровое Алтайского края. И не только количеством работ – их прислали практически все воспитатели и педагоги дома, но и качеством. В Яровом ведется настоящая, неформальная, жизненно важная для ребят, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, воспитательная работа. Вот только несколько примеров материалов, пришедших к нам в редакцию.

«Семья детского дома как основа формирования и развития личности». Программа воспитательной работы в «семье» детского дома (12-15 лет). Автор – Антонина Коваль. «Данная программа, – рекомендует Антонина Александровна, – может быть использована воспитателями детских домов, имеющими опыт работы в разновозрастных группах-семьях. Программа апробировалась в Яровском детском доме. Группа-семья, в которой проводились занятия, разновозрастная, от 8 до 16 лет. В данном случае дети, оказавшиеся в детском доме, были лишены нормального семейного воспитания. Алкоголизм родителей, жестокое обращение, невнимание со стороны старших членов семьи – понятно, что такой опыт «семейной» жизни не только затрудняет выполнение воспитательных задач, традиционно стоящих перед педагогом, но и порождает ситуацию, при которой акцент его усилий должен быть смещен в плоскость перевоспитания ребенка». Программа состоит из четырех блоков – тут и полоролевое воспитание, и воспитание ценностей, и творчество, и умение общаться с окружающими, особенно с родными людьми.

О той же проблеме говорит в предисловии к своей программе «Знакомство с миром народной культуры» другой педагог Яровского детского дома Антонида Чайкина. Она убеждена в важности изучения народной культуры вообще, а особенно в детском доме: «Наши дети, жившие до поступления в детский дом в асоциальных семьях, не впитали с молоком матери любовь и уважение к своей семье, роду. Многие ни разу не видели своих бабушек, дедушек. Не всем детям мама пела колыбельные песни, бабушка рассказывала сказки, не каждый дедушка учил внука мастерить нехитрые поделки». Три части программы – праздники, игрушки (поделки) и национальные блюда – созданы с душой, весело, вместе с тем это очень практичная программа.

И еще одна программа формирования этических навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (10-15 лет), – «Этикет – образ жизни». Валентина Есипенко, ее автор, пишет: «Особое место занимает проблема – отсутствие у воспитанников детского дома навыков хорошего тона. Эти дети лишены возможности жить в полноценной семье, и родители не могут на личном примере показать им, как эти правила следует соблюдать в повседневной жизни». Зато хороший пример могут показать воспитатели. А еще провести веселый КВН на тему, и серьезную дискуссию организовать, и прочитать художественный рассказ.

Не хочется говорить о минусах, но, увы, они тоже встречаются в ваших материалах, уважаемые педагоги. Это общие слова о педагоге и принципах воспитания, когда мы ждем ваш конкретный, неповторимый опыт деятельности, это размытое, нечеткое описание мероприятия, а ведь сценарий этот вы предлагаете коллегам, значит, нужно как следует продумать структуру, сделать его пригодным для заимствования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте