Если рассматривать талант как особые личные способности человека от рождения, то становится ясно, что талантом обладает каждый ребенок. Тогда возникает вопрос: почему не каждый ребенок проявляет свой талант в школе? А ведь если не успеть проявить его в школьные годы, то можно потерять в будущем навсегда. Поэтому роль учителя состоит в том, чтобы увидеть талант ученика в своем предмете, взять ребенка за руку и идти с ним через тернии к звездам.
В предмете «Изобразительное искусство», который я преподаю, очень много талантливых детей, но все они разные: у кого-то предрасположенность к живописи – ребенок чувствует цвет, смело работает красками, легко решает живописные задачи, а есть ребята, которые боятся работать в цвете, им тяжело дается смешение оттенков, и часто они портят хороший рисунок при выполнении его красками, – это прирожденные графики. Но и это еще не все… Живописцы и графики имеют свой природный потенциал к работе в том или ином жанре изобразительного искусства и соответственно разделяются на пейзажистов, портретистов, анималистов и прочее. Ведь не для кого не секрет, что великому русскому пейзажисту Ивану Шишкину вписал в картину «Утро в сосновом лесу» медведей художник Константин Савицкий, а в пейзаж Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники» поместил фигуру женщины, идущей по дорожке, художник Николай Чехов – брат писателя Антона Павловича. Я привела далеко не все примеры подобного сотворчества в мировом искусстве, но достаточно яркие, чтобы понять – каждый талантлив в своем. Это не значит, что ребенку, который талантлив в графике, не надо развиваться в живописи, так же как живописцу-пейзажисту не надо учиться изображать фигуру человека, конечно, уметь надо все, и мы над этим работаем.Но если речь идет о том, чтобы представить себя в выгодном свете – не просто поучаствовать, а занять место победителя или призера в творческом конкурсе или олимпиаде, конечно, надо делать упор на те способности, которые заложены изначально. Поэтому мы с ребятами, когда готовимся к олимпиаде, сразу решаем, в каких материалах они будут работать и какой жанр выберут, главное – не отступать от намеченной цели. Но если бы было все так просто…При участии в олимпиаде могут в минус сыграть природная скромность, страх оказаться в незнакомой обстановке, боязнь быть хуже других. Для устранения данной проблемы я стараюсь своих художников как можно чаще привлекать к участию в очных конкурсах: чем больше они участвуют, тем смелее и эмоциональнее становится их рисунок. Мы обязательно анализируем работы победителей прошлых лет. Во-первых, это дает возможность понять, что ты не хуже других, можешь так же и даже лучше; во-вторых, по творческим работам победителей наглядно видно, что ребенок выиграл, потому что соответствовал критериям оценки: раскрытие темы, наблюдательность, осознанное использование художественных материалов, эмоциональность и отсутствие подражательности стандартам массовой культуры.По каждому критерию мы ведем подготовку. Я всегда говорю ученикам на дополнительных занятиях:- Первая мысль, пришедшая после прочтения темы, банальна, ее надо отметать, не надо рисовать шаблонно, выполняйте несколько эскизов по одной теме, чтобы выбрать лучший нестандартный вариант.Приведу пример: рисовали по сказке «Рапунцель» с учениками начальной школы, конечно, первая мысль – это красавица, заточенная в башне, ее длинная коса и принц-спаситель у порога места заточения. Но эта мысль придет на конкурсе тысяче учеников, выбравших данную тему, и 90 процентов из них изобразят именно это и уже потеряют баллы в критерии «отсутствие подражательности стандартам массовой культуры». Про критерии «эмоциональность» и «осознанное использование художественных материалов» (живописных или графических) было упомянуто выше. Что касается «раскрытия темы», само собой, по теме «Солнечный день» пасмурный пейзаж ребенок не нарисует, но и тут не надо думать стереотипами, что достаточно изобразить сельский пейзаж, освещенный солнцем. Можно так, но можно и оригинально подойти к решению вопроса. Например, солнечным день стал при встрече на улице с лучшим другом, или как красиво засветилось сусальное золото на куполах московских храмов в ясный солнечный день, а как приятно будет лицезреть зрителю изображение крупных и красочных цветов на переднем плане картины, на которые слетаются пчелки и бабочки в солнечный день!У каждого предмета своя специфика в подготовке к конкурсам и олимпиадам. Я лишь хочу пожелать учителям не пропустить таланты, помочь ребятам раскрыться, а ученикам – ничего не бояться, не лениться, смело принимать участие и помнить, что в лесах было бы очень тихо, если бы пели только те птицы, у которых это получается лучше других.Екатерина НИКОЛЬСКАЯ, учитель изобразительного искусства школы №2094
Комментарии