search
main
0

Волшебный стул . Уроки в начальных классах

Права человека необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в эти годы ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознает свою ответственность перед другими людьми.

Возрастные особенности детей младшего возраста, в частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и умение играть – то, чего им обычно не хватает в школе, – способствуют эффективному применению на уроках обучения правам человека различных игровых методик. Но при разработке занятий следует помнить, что игра здесь выступает как способ познания мира, и поэтому желательно на уроках создавать модели реальных жизненных ситуаций. Представленные в сборнике разработки соответствуют этим требованиям.

Спецификой возраста является также и то, что система уроков по правам человека в начальной школе не предполагает изучения конкретных законов и прав (за исключением нескольких уроков знакомства с Всеобщей декларацией прав человека), а является скорее серией вводных занятий, имеющих нравственную, воспитательную направленность и призванных психологически подготовить учеников к специально разработанной программе для средней школы.

Игры на уроках права

Замечено, что элементы игры оживляют занятия. Но опыт показывает, что для успешного обучения необходимы как игры, так и внеигровые занятия. Как увлечь детей? Как стимулировать их внимание, сделать их заинтересованными в каждом этапе урока, в каждом виде деятельности? Найден выход: одна большая игра, в которую дети играют на протяжении всего года и где любой вид деятельности, будь то проверка домашнего задания или объяснение нового материала, ведет к конечной игровой цели. Для детей младшего школьного возраста первого года обучения правам человека была придумана игра «Путешествие на Планету ЗиП (Закон и Право) на космическом корабле».

Эта игра требует дополнительной подготовки от ведущего, так как перед началом занятий готовятся стенды, плакаты, и на каждом уроке некоторые рубрики необходимо обновлять. В начале года дети привыкают к игровому пространству и запоминают правила проведения игры. И в дальнейшем дети сами помнят всю структуру урока, у них не ослабевает внимание, организованность, они не меньше учителя заинтересованы в отличной дисциплине и в хорошем качестве выполненных заданий, на занятиях постоянно присутствует элемент соревнования, хотя атмосфера игры поддерживает доброжелательную обстановку в классе.

В начале года дети делятся на постоянные команды (например, в зависимости от дней рождения: весна, лето, осень, зима), в которых будут меняться только роли – капитана команды; отвечающего за время «петушка»; высказывающего мнение всей группы «рупора» или «глашатая»; секретаря, записывающего предложения команды, и т.д. Рекомендуется выбрать роли для каждого члена команды и подобрать их с таким расчетом, чтобы дети, справляясь со своей ролью, смогли поверить в свои силы и вырасти в течение года (например, самому говорливому и задиристому предложить роль секретаря, а умному, но очень робкому – рупора). Уже в конце первого года работы видны положительные результаты: дети начинают добиваться успеха в том, что раньше им давалось с трудом, коллектив сплачивается, детям приятно работать в «своей» команде. На следующий год состав команд рекомендуется поменять.

Этапы урока:

1. Старт игры. Учитель просит пристегнуть ремни, сосредоточиться, оставить за бортом все, что не относится к данному путешествию. Перед стартом капитаны сообщают о готовности своих команд: наличие выполненного домашнего задания и всех необходимых материалов. Например, капитан объявляет: «В нашей команде все выполнили домашнее задание, кроме Коли, а Петя забыл дома «паспорт». Так как данный этап позволяет команде набрать определенное количество очков, то все заинтересованы в организованности. Объявляются готовность №1 и старт.

2. Если дети пришли на урок уставшие, учитель может их пригласить в «тренажерный зал», пока «корабль набирает высоту». Подойдет любая легкая разминка, например, «Мы делили апельсин»:

Мы – обе руки через стороны к груди (показываем)

Делили – туловище поворачиваем вправо, руки разводим в стороны

Апельсин – туловище прямо, руками описываем перед собой круг (апельсин)

Много – туловище поворачиваем влево

Нас – руки в стороны

А он один – туловище прямо, руками описываем круг

Эта долька – правая рука вперед

Для ежа – руки над головой, пальцы растопырены

Эта долька – левая рука вперед

Для чижа – руками «дудим» в дудочку

Для котят – руки к ушам, ладони развернуты как ушки, голова покачивается то вправо, то влево

Для бельчат – руки вверх, ладошки как «кисточки» на ушках бельчат

Для меня – руки к груди

Для меня и для тебя – показываем на соседа.

3. Основная часть урока: проверка домашнего задания по командам с вынесением результатов на стенд, игра или внеигровое задание, каждый этап которого тоже может быть оценен на стенде. Не рекомендуется оценивать субъективные высказывания ребят, их суждения – это может вызвать напряжение, «закрыть» их.

4. Подведение итогов занятия, оформление рубрики «Мое настроение».

В такой игре учителю необходимы добровольные помощники – кто-то будет писать, кто-то подсчитывать очки. Самым болезненным вопросом всегда остается вопрос оценки команд. Рекомендуется на каждый урок выбирать новое жюри из четырех учеников и ведущего. Жюри может участвовать в текущей работе, не требующей оценки. Если в классе три команды, можно выбрать трех человек – по одному из каждой команды.

Как оформляется стенд для игры? Предлагаются следующие рубрики:

«Экипажи»: название и перечисление имен.

«Схема полетов»: схематично изображаются все блоки программы на год и конечный результат (например, «долететь до Планеты ЗиП» – значит освоить четыре блока и какое-то число статей Декларации прав человека и Конвенции прав ребенка).

«Это должен каждый знать обязательно на 5»: основные тезисы урока и всего блока – сменяются каждую неделю или раз в месяц.

«На следующем занятии»: краткий план следующего урока.

«Правила класса»: вырабатываются совместно всем классом на одном из первых уроков (в зависимости от обстоятельств). Например: «В нашем классе все уважают мнение другого и никогда не смеются над другими и не осуждают», «В нашем классе все внимательно слушают друг друга и не перебивают».

«Они сегодня первые»: поздравления командам-победительницам. Например: «Лето – осень, так держать! И не стоит унывать! Вы сегодня впереди на намеченном пути!» и т.д.

«Мое настроение»: традиционная психологическая методика, заключающаяся в рисовании каждым участником на специальном листе «рожиц»: улыбающихся, «кислых» и «равнодушных» – схематически выражается положением рта человечка (улыбка, ровная полоска рта, уголки губ опущены).

Для оценки результатов можно ввести игру «На Олимп знаний» – выигравшая команда зажигает огонь на Олимпе. Рисуется шкала для трех команд, все деления поднимаются вверх, шкала заканчивается огнем. На каждом занятии команда может набрать определенное количество баллов, допустим, максимум 100. Тогда каждый этап будет оцениваться в 10 баллов максимум, и всего будет 10 этапов. В случае, если у детей могут возникнуть трудности со счетом, рекомендуется вводить меньший максимальный балл и сокращать число этапов, требующих оценки. На одном уроке их может быть от двух до четырех. Обязательным этапом будет только оценка готовности к уроку (первый этап).

Понятия «Я» и имена

Эти занятия предлагаются для 2-го класса. В зависимости от времени, можно посвятить один урок или серию. Поскольку все этапы логически отмечены, учитель может в любой момент прерваться, начав следующий с небольшого повторения. Мы рекомендуем отводить на эту тему два-три урока или большой спаренный.

Цель занятий: с помощью изучения имени показать индивидуальность, неповторимость каждого участника.

Задачи занятий:

изучить статью 7 Конвенции о правах ребенка;

показать многообразие сходств и различий между людьми.

Предварительная подготовка учащихся. Для первого урока понадобится карточка с именем каждого участника, которую на уроке можно прикрепить булавкой к одежде. Кроме того, детям дается задание (ко второму уроку, если серия разбивается) приготовить небольшое сообщение о своем знаменитом тезке. На этих уроках начинается заполнение так называемого паспорта (см. объяснение ниже), поэтому дети могут изготовить самостоятельно маленькую тетрадку любой замысловатой формы (грибок, цветок) или просто блокнотик, которые они будут приносить на каждый урок.

Ход занятий

1. Учитель начинает разговор о значении имени: «Имя человека – одна из важнейших составляющих его индивидуальности. В древности наши предки наделяли имя особой магической силой. Существовали особые табу (запреты) на произнесение имени. Египтяне избегали называть имя фараона, японцам нельзя было называть имя императора. Воины, идя в бой, оставляли свои имена, прятали. На Руси имена указывали на заметные физические черты – имена, взятые «напрокат» у вещей (Башмак, Чулок, Елка), имена могли поведать о различных обстоятельствах рождения человека (Водопол, Вешняк, Пороша)».

2. Детям задано было дома подготовить карточку со своим именем. Учитель говорит, что, глядя на карточку, можно сказать, как данный человек относится к своему имени и что ему о нем известно (например, Марина изобразила свое имя синим…).

3. Учитель раздает карточки, на которых кратко объяснены значения каждого имени. На обратной стороне карточки дети рисуют ромашку. На каждом лепестке пишутся производные от имени (Маша, Машенька, Машуля – от Марии). На лепестке с самым любимым именем рисуется бабочка или божья коровка. На листе ромашки пишется имя, которое не нравится ребенку (Машка). Необходимо подробно и с примерами объяснить задание, так как многие дети вместо ласковых производных своего имени пишут свои домашние прозвища (Зайчик). Некоторым детям не нравится их имя. Им можно предложить нарисовать две ромашки,чтобы они убедились, что их имя не хуже того, которое они для себя придумали.

4. Учитель берет глобус и приглашает желающих с карточкой имени в путешествие по странам. Дети узнают, как звучат их имена на иностранных языках (Иван, Вано, Жан, Иоганн, Иоанн, Ян, Джон).

5. Учитель подытоживает, что в результате многие дети полюбили и заново оценили свои имена. Имя человека – его личность, имя надо беречь и уважать. Необходимо научиться обходиться без кличек, «дразнилок», унижающих достоинство человека.

6. Жизнь человека не бесконечна. Но некоторые люди успевают столько сделать, что их вспоминают с уважением и благодарностью. Каждый из детей может иметь имя, которое носит какой-нибудь знаменитый предок – Александр Македонский, Михаил Лермонтов, Марина Цветаева… Дети уже нашли материал о своих именитых тезках. Замечено, что без предварительных условий дети приносят материал об артистах и певцах современности, поэтому учитель может настоять, что это должны быть не наши современники, а именно предки или что материал необходимо брать из книг… Учитель должен приветствовать желание детей выполнить задание совместно с родителями. Кроме того, ученики могут спросить у родителей, почему они были названы именно этим именем.

7. Каждый кратко рассказывает о своем именитом тезке. Учитель задает вопросы: «Что тебе в нем понравилось?», «Хотел бы ты быть на него похожим?», «Что у тебя общего с твоим именитым тезкой?»

8. Начинается заполнение «паспорта» – маленькой книжечки, выполненной из тетради или блокнота, куда дети кроме своих данных запишут основные тезисы каждого занятия. На первой странице дети пишут свое имя, оставляя место для «фотографии» – рисунка, который они выполнят дома. Далее речь идет об отчестве (отчество – Отечество – Родина). Детям рассказывается о том, что отчество принято только у нас в стране, в других странах такой традиции нет (например, в Болгарии имя отца образует фамилию, которая записывается в паспорт вместе с основной фамилией или даже заменяет ее – Дмитрий Стоянов, от имени отца Стоян). Детям предлагается быстро образовать отчество от имен, мальчикам – будущим папам – отчество от своего имени. Отчества вносятся в паспорт.

9. Разговор о фамилиях («фамилия» – семья в романских языках). Учитель дает историческую справку о происхождении некоторых фамилий и просит желающих рассказать о своих фамилиях. Оставшиеся могут получить это в качестве домашнего задания.

10. Учитель рассказывает о статье 7 Конвенции о правах ребенка – право на имя, гражданство. Затрагиваются и обсуждаются вопросы Родины – места, где человек родился и живет: Родины в широком понимании – государство, страна и «малой родины» – город, улица. Дети заполняют новый листок в паспорте. Они – граждане России, так как обладают как граждане определенными правами и обязанностями.

Делается вывод, что фамилия, имя, отчество – визитная карточка людей. Следует гордиться своим именем, не позорить его.

11. Конечный этап – игра «Как меня зовут?». Учитель говорит, что имена «растут» вместе с человеком. Пока человек маленький, его зовут Митенька, в школе – Митя, в институте – Дмитрий, а после института – Дмитрий Платонович. Учитель предлагает поиграть во взрослых. Дети сидят (или стоят) в кругу. Первый играющий кидает мяч или мягкую игрушку любому участнику и обращается к нему по имени и отчеству: «Здравствуйте, Иван Валерьевич!» Иван отвечает: «Здравствуйте, Нина Наумовна!» Дети обращают внимание, насколько они «выросли» в своих глазах и в глазах одноклассников и как им было приятно слышать свое имя.

Примечание. Учитель может в начале или в конце урока предложить детям вопрос «А плохо ли человеку без имени?» и попросить их описать преимущества человека без имени. Таким образом, урок не будет восприниматься слишком односторонне и не создастся впечатление навязывания учителем своей точки зрения («имя человеку необходимо»).

Использование ТСО

на уроке на тему «Нить жизни»

Сюжет для этого занятия взят из книги ООН «Первые шаги». Подобные занятия необходимы в начальной школе, так как для маленьких детей разумно начинать занятия по правовой тематике с блока «Кто я». Этот урок – один из серии данного блока, он помогает детям лучше узнать себя и друг друга.

Цель урока: обратить внимание ребенка на то, что любое событие в его жизни, даже самое маленькое, имеет значение, особенно если оно приносит радость или пользу окружающим или ему лично.

Задача урока: наглядно доказать, что все вместе люди приносят больше пользы.

ТСО: диафильм «Карлсон проказничает опять».

Ход урока

1. Учитель показывает детям три ниточки – для каждой команды свой цвет – и объясняет, как будут наматываться клубочки (см. «Первые шаги»).

2. Учитель сообщает, что начнут урок друзья учеников – Малыш и Карлсон. Показывается первый фрагмент фильма (Карлсон разливает воду в ванной). Вопрос учителя: «Как вы думаете, Карлсон разлил воду в ванной назло?» (Возможный ответ: «Он веселился и хотел обрадовать Малыша».) Учитель просит продолжить фразу: «Карлсон чувствует себя счастливым, когда…». (Возможные ответы: «Когда ему весело, когда весело другу…»). Первая команда рассказывает о событиях своей жизни.

3. Второй фрагмент фильма: Карлсон останавливает воров. Учитель просит класс определить, что такое, по их мнению, мужественный, смелый поступок, и передает слово второй команде. В ходе беседы учителю следует обратить внимание на то, чтобы не возник эффект повторений: один в группе вспомнил некое событие, и все стали вспоминать только сходные эпизоды. Достаточно широкие вопросы учителя должны помочь детям действительно раскрыть свою индивидуальность.

4. Показывается третий фрагмент фильма (любимая игра Карлсона – в тайну). Учитель спрашивает, есть ли у детей любимые игры, в которые они любят играть, и в какие игры они играли, когда были маленькими. Выступает третья команда.

5. Подводятся итоги, побеждает та команда, у которой самый большой клубок.

6. Учитель просит каждую команду вспомнить несколько дел, которые класс успел сделать за два года, проведенных в школе. Он складывает вместе три нити клубков и наматывает общий клубок совместных дел. Делается вывод, что все вместе ребята могут сделать очень много, так как из трех клубков получается один большой. Причем необходимо подчеркнуть, что важно участие каждого, что каждый присутствующий в отдельности представляет для класса огромную ценность.

7. В конце урока можно спросить у желающих, какие из рассказанных событий им особенно запомнились и почему.

Ольга ЕРОХИНА, Татьяна БУЛОХОВА, Галина ДАНАЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте