– К доске пойдет… Вася Угрюмов.
«Эх, не повезло. И что же Марьиванна со своей царицей наук жизнь мне портит? Ведь не пригодится она мне никогда, зуб даю…» – думал незадачливый ученик, нехотя ковыляя к доске. Оттуда на него смотрел страшный пример, поэтому Вася взял с собой помощника – любимый телефон.
– И зачем ты телефон достал? – с нотками осуждения в голосе осведомилась учительница.
– Как же я это посчитаю без телефона? Тут очень сложно, сразу видно, – пробурчал мальчик.
– Сложно, Василий, не включать логическое мышление. Математика – это тебе не считалочка. Математика, она ведь ум в порядок приводит. Видишь плакат над доской? – показала взглядом направление для концентрации внимания Мария Ивановна.
– При чем же здесь логическое мышление? Это ж просто посчитать надо, – усомнился Угрюмов.
– А при том, что не просто посчитать, а рационально использовать знания. Ты же помнишь тему нашего сегодняшнего урока? Или ты думаешь, она для красоты записана? Света, помоги Василию.
Света Наумова училась почти на одни пятерки. Она не особенно любила помогать другим ученикам, потому что они лентяи, как говорила ее мама. Но на уроке, когда к ней обращались учителя, всегда с радостью показывала свои знания.
– Чтобы решить этот пример, нужно воспользоваться формулами сокращенного умножения. Разложим на множители и сможем устно посчитать.
– Спасибо, Света, садись. Дальше Вася сам справится, – с улыбкой констатировала Мария Ивановна.
А Вася переминался с ноги на ногу и хмурился. Он так и не выучил таблицу умножения. Как ему посчитать? «И кому, скажите откровенно, нужна в наше время эта таблица умножения? Век технологий на дворе. Вот и Толик говорит, что после школы ему ни разу не пригодилась математика…» – размышлял мальчик.
– Эх, Вася, Вася… Ты думаешь, что математика в жизни тебе не пригодится? – покачала головой учительница. – Математика, Василий, она ведь не для того, чтобы детей мучить. Она для того, чтобы упростить им жизнь.
«Ну точно, я так и знал, умеет наша Марьиванна мысли читать. Ох сейчас и придумает для меня какое-нибудь спецзадание…» – подумал Вася.
– Математика в жизни очень даже пригодится. Или ты не заметил этого, когда во вторник делал кормушку для птиц на уроке труда? Как думаешь, почему твоя кормушка получилась такая кривая и разболтанная?
«Вот все учителя заодно! Из-за кормушки наябедничали», – продолжал Василий оправдывать себя и винить других.
– Я поняла, почему ты не дружишь с математикой: ты думаешь, что нужно зубрить. А зубрить ничего и не нужно. Но даже чтобы построить дом, сначала нужно заложить фундамент. Поэтому, Василий, вот тебе карточки. На одной стороне написано умножение двух цифр, на другой – ответ. Нужно их просто смотреть каждый день. Если знаешь ответ, класть в одну стопочку, если нет – смотреть ответ и класть карточку в другую стопочку. И так каждый день, пока не будешь без запинки знать всю таблицу. Потом можно уже по одному разу в неделю повторять.
В конце урока Мария Ивановна продиктовала домашнее задание. Задержала взгляд на Васе и добавила:
– А тебе, дружочек, особое задание. Твоя любимая поговорка – «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». А ты подумай, как ее можно применить в математике с пользой. Обрати внимание на сегодняшний пример. И предложи, какие еще поговорки можно применить на пользу в учебе.
Прозвенел звонок. Ребята высыпали в коридор. Только Света все что-то искала в учебнике.
– Света! Ты что не идешь на перемену? – удивилась учительница. – Нужно обязательно отдыхать.
– Я, Мария Ивановна, не могу в учебнике найти, что это за задание такое вы дали Васе, – проговорила с подозрением девочка.
– А это прием такой, волшебный. Помогает тренировать логическое и критическое мышление, лучше усвоить материал.
«Ох и хитрая наша Мария Ивановна, подружка царицы всех наук! Это же она специально Васю к доске вызвала, чтобы нам всем рассказать о пользе математики», – догадалась Света и решила, что тоже не будет больше зубрить, а будет развивать логическое мышление.
Галина МАК, д. Горки, Темкинский район, Смоленская область
Комментарии