Слово «учитель» значит для каждого из нас очень многое: это и первые успехи, и первые неудачи, становление личности и формирование нравственных ориентиров. Учитель – поистине народная профессия. Республика Башкортостан славится своими педагогами. Указом Президента Республики Башкортостан от 6 августа 2007 года №УП-379 учреждено почетное звание «Народный учитель Республики Башкортостан», которое присуждается педагогическим работникам за особые заслуги в обучении и воспитании детей и молодежи, выдающуюся деятельность в области образования. Четыре педагога республики удостоены этого почетного звания. Наша республика – в числе первых регионов Российской Федерации, учредивших подобное звание.
Роман Григорьевич Хазанкин, учитель математики, научно-методический руководитель Белорецкой средней общеобразовательной компьютерной школы, имеет звания: «Заслуженный учитель РСФСР», «Народный учитель Республики Башкортостан», «Учитель-методист», лауреат Государственной премии СССР, Премии им. Н.К.Крупской, Премии Правительства Российской Федерации в области образования, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Благодаря разработанной Романом Григорьевичем «вертикальной педагогике» им были достигнуты значительные успехи в развитии творческих способностей школьников, развиты идеи выделения ключевых задач по каждой теме школьного курса математики в 7-11-х классах. Роман Григорьевич – один из организаторов образовательной структуры – Уральского регионального экспериментального учебно-научного комплекса. С 1990 года в ее состав входит Белорецкая компьютерная школа – учебный центр международного уровня по работе с одаренными детьми.
В Белорецкой компьютерной школе по программам, разработанным Хазанкиным, преподаются спецкурсы: «Логика и комбинаторика» в 8-м классе, «Начала анализа» в 9-м классе, «Методы решения задач с параметрами» в 10-11-х классах. Его опыт широко используется в других регионах – так, в Ростовской области учителем года стал участник, анонсировавший свою работу так: «Преподавание математики по методике Р.Г.Хазанкина».
Ученики Романа Хазанкина – победители крупнейших математических олимпиад. Среди них более 150 победителей республиканских, всероссийских олимпиад, более 200 дипломантов международного математического «Турнира городов».
Белорецкая компьютерная школа – обладатель высшего гранта фонда «Культурная инициатива» как одна из десяти лучших школ на территории бывшего СССР в области гуманитарного образования, а также обладатель гранта Американского математического общества как одна из десяти лучших школ в области математического образования.
Лиза Киямовна Агадуллина, учитель химии средней школы №42 с углубленным изучением отдельных предметов Уфы, имеет несколько почетных званий: «Заслуженный учитель РБ», «Почетный работник общего образования РФ», «Народный учитель РБ», победитель ПНПО-2006, соросовский учитель.
Учитель – инициатор налаживания деловых связей между Башкирским государственным университетом и школой, что позволило обновить содержание химического образования в школе: ввести в учебный план естественно-научных классов спецкурсы и факультативы по химии.
Результатом творческих поисков Лизы Киямовны стала авторская программа по химии для классов с углубленным изучением предмета. Учитель-экспериментатор практикует раннее, опережающее изучение химии как систематического курса. На уроках этого педагога реализуется личностно ориентированный подход, используются методы активации познавательной деятельности учащихся.
Елизавета Владимировна Фомина, учитель физики и математики большеустьикинского лицея №1 Мечетлинского района, имеет звания: «Отличник народного просвещения Российской Федерации», «Заслуженный учитель Республики Башкортостан», «Народный учитель Республики Башкортостан».
Одной из основных задач Елизавета Владимировна считает привитие интереса к предмету. Ее уроки – это волшебный мир физики! Она умело раскрывает таланты детей, развивает в ребенке то, что заложено природой, стремится разбудить в учениках творческие, интеллектуальные силы. Елизавета Владимировна помогает ученикам поверить в свои силы и возможности, поддерживает их.
Великая тяга к экспериментам позволяет учителю искать и находить оптимальные формы и методы преподавания своего предмета. Своими находками она охотно делится на открытых уроках, секционных занятиях.
За годы многолетней преподавательской деятельности у нее сложилась четкая система работы со старшеклассниками. Учащиеся Елизаветы Владимировны получают глубокие и прочные знания по физике, об этом свидетельствуют результаты предметных олимпиад.
Минихана Ишмухаметовна Багаутдинова, учитель башкирского языка и литературы, русского (родного) языка средней общеобразовательной школы №1 с. Стерлибашево Стерлибашевского района (до 2007 года), имеет звания: «Народный учитель Республики Башкортостан», «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Заслуженный учитель Республики Башкортостан», имеет ученую степень кандидата филологических наук.
Особое значение она придает преподаванию башкирского языка на основе «Диалога культур», определению самой сути смысла усваиваемых понятий в контексте современной культуры как основы реального развития творческого мышления. У нее есть и определенные научные наработки по формированию этнолингвокультурологической компетенции обучаемых.
В своей работе Минихана Ишмухаметовна умело сочетает учебную и внеурочную деятельность учащихся, проводит недели башкирского языка и литературы, читательские конференции, литературные вечера. Члены кружка «Родное слово» активно участвуют в выпуске школьной газеты «Звонок».
Более 25 лет учитель со своими учениками изучает и собирает фольклор района, топонимику родного края. Результатом многолетних исследований явились монография «Этнографическая лексика башкирского языка» и «Башкирско-русский словарь этнокультуроведческой лексики», изданный в рамках Федеральной целевой программы «Культура России», методическое пособие «Нетрадиционные уроки по башкирскому языку и литературе».
В настоящее время Минихана Багаутдинова работает в должности заведующей отделом экспертизы и аттестации Института развития образования Республики Башкортостан.
Почетное звание «Народный учитель Республики Башкортостан», таким образом, направлено на реализацию комплекса мер по сохранению квалифицированного педагогического кадрового потенциала республики, повышение престижа педагогической профессии.
Рустам ИШМУХАМЕТОВ, ректор Института развития образования Республики Башкортостан
Комментарии