или Что заставляет двигаться вперед
Учителя года-2019 Республики Саха Анну Платонову назвали в честь бабушки, учительницы русского языка и литературы, которую она никогда не видела. Бабушка жила в Белгородской области, а Анна родилась на другом краю России – в якутском селе Амга. Девочка не слышала школьных рассказов бабушки, но в ее жизни было немало хороших педагогов.
– У меня было обычное советское детство: детский сад, игры на улице, – рассказывает о себе Анна Платонова, учитель русского языка и литературы Городской классической гимназии Якутска. – Но в первый класс я пошла шестилеткой – это был эксперимент, и училась все 11 лет. Мой первый учитель Светлана Николаевна Парфенова научила нас не только писать и читать, но и дружить. Мы находились в школе целый день: утром – уроки, после обеда – отдых и сон. Много выступали с концертами, инсценировками, песнями. Любовь к литературе – от Евдокии Николаевны Федоровой. Весь год мы изучали жизнь и творчество любимого писателя, а в конце проходило большое отчетное мероприятие, где читали доклады, ставили постановки по произведениям писателей.
Неудивительно, что любимым занятием Анны в детстве была игра в школу. Но мечты стать учителем не было. Хотелось музыки: еще в 5‑м классе ее вывела на сцену учитель музыки: «Эта девочка будет петь!» Концерты, фестивали, смотры… С тех пор мелодии и ритмы окружают Анну повсюду – успокаивают, наводят на размышления, радуют и вдохновляют. Музыка вокруг нас, надо только ее услышать: звонкие детские голоса, уютный шелест учебников, призывный звонок на урок…
– Я всегда с благодарностью вспоминаю своих учителей, они творили вместе с нами, раскрывая наши способности, – говорит Анна Алексеевна. – Наши учителя основали Амгинскую педагогическую гимназию, и поступление в нее стало первым серьезным испытанием в жизни. А сразу после школы я поступила на русское отделение филологического факультета Якутского государственного университета. Учиться было интересно: старославянский и болгарский, философия и поэтика, языкознание и литература, стилистика и педагогика, методика русского языка и литературы – все это позволило обогатить знания, стать образованными. Но четкое осознание того, что хочу в школу, пришло во время студенчества, после практики в средней школе №31 Якутска. Для меня это был колоссальный опыт. Я работала с очень сильными преподавателями русского языка и литературы, которые многому меня научили. В 2003 году, когда с красным дипломом окончила филологический факультет Якутского государственного университета, я стала их коллегой – меня приняли в ставшее уже родным учебное заведение.
Через четыре года Анну Алексеевну пригласили в Городскую классическую гимназию. Мудрено было не заметить такого яркого и красивого специалиста. С первых дней работы пела в учительском хоре. Заняла второе место в конкурсе молодых учителей. Войдя в состав Совета молодых педагогов, быстро стала его председателем. Кроме того, оказалась звездой экрана – стала снимать видеосюжеты о ветеранах Великой Отечественной войны для Национальной вещательной компании Саха – трогательные зарисовки, которые помогали увидеть рядом людей, нуждающихся в заботе и внимании. Анна Алексеевна из большой и дружной семьи, где уважение к старшим и помощь слабым – незыблемые правила, которые она несет в жизнь. Освоив искусство парикмахера на своих младших сестрах, она придумала еще одну рубрику в утренней программе – «Прически для длинных волос». Показывала, как легко быть красивой, ей хочется, чтобы в мире была гармония.
Увлечение журналистикой тоже родом из детства: вместе с одноклассниками Анна участвовала в выпуске стенгазеты – писала статьи на злободневную тему, делала иллюстрации, составляла тематические подборки.
Став руководителем пресс-центра Городской классической гимназии, придала печатному делу невиданный доселе размах. Кроме общешкольной газеты «Феникс» вскоре появилась еженедельная радиолинейка «Гимназист FM», а теперь гимназисты уже снимают фильмы на острые социальные темы. Постепенно увлечение учителя захватило всю гимназию – учрежден кинофестиваль «Счастливый кадр», в котором участвуют дети всех возрастов.
– Жизнь в гимназии очень насыщенна, чтобы успевать за ней, нужно постоянно развиваться. Кинофестиваль «Счастливый кадр», литературно-музыкальный фестиваль «Театральная весна», интеллектуальные игры, неделя русского языка, проекты, вечер поэзии, бал Победы, бал литературных героев – это далеко не полный список мероприятий, любимых и детьми, и педагогами. Но главное – каждый день вместе с детьми я открываю мир русского языка и литературы. У меня волшебная профессия – я меняюсь с каждым уроком: невозможно быть одинаковой, ведь дети разные. Я помогаю ребятам раскрываться, развиваться, но и от них многое получаю – любознательность, желание расти, самосовершенствоваться.
Начинается все с урока, он самое важное испытание для учителя, считает Анна Платонова. И хотя к каждому из них она готовится, как к первому, – ищет повороты, яркие детали, часто остается чувство, что что-то нужно сделать по-другому. Это тоже заставляет двигаться вперед.
– Самая главная оценка для меня – заинтересованность в глазах детей, – признается педагог. – К сожалению, практика показывает, что в последние десятилетия интерес к учебе падает. Современные дети в основной своей массе не могут и не хотят учиться ради знаний, они неусидчивые, склонные к быстрой утомляемости и имеют плохую память. Причиной тому является обилие готовой информации, когда одно нажатие кнопки помогает выполнить задание, но в то же время формирует потребительское отношение ко всему. Русский язык – непростая наука: много правил, орфограмм, требуются вдумчивость, запоминание, так что заинтересовать им сложно. Но можно.
Системно-деятельностный подход помогает Платоновой раскрыть талант ученика, разбудить в нем желание думать и делать. Анна Алексеевна пришла к выводу, что вовлечь ребенка в деятельность позволяют имитационные технологии – она использует их систематически. В их основе лежит имитация реальности – по сути, это маленький театр, позволяющий детям попробовать себя в разных профессиях. Платонова разработала серию уроков развития речи по русскому языку и литературе на основе имитационных технологий: «Туристическое агентство», «Открытие компьютерного клуба», «Играем в режиссеров», «Жанры публицистики. Сам себе журналист». А несколько лет назад она ознакомилась с технологией информационно-коммуникативной компетентности (ТРИИК), которая, по ее мнению, является золотой серединой между новомодными технологиями и традиционным обучением.
– Технология ТРИИК соответствует всем современным требованиям, требованиям системно-деятельностного подхода, в то же время позволяет не забывать отрабатывать на практике все необходимое, – считает она. – Ведь ни для кого не секрет, что бывают случаи увлечения той или иной технологией, методами и приемами, которые затмевают своими яркостью и блеском формирование навыков у школьников. А для того чтобы, например, грамотно писать, надо систематически тренироваться.
Большую роль на ее уроках играет ситуативное задание, которое предполагает создание продукта – устного или письменного, конкретного или творческого. При этом ученик находится в ситуации, когда ему хочется выполнить задание, но чуть-чуть не хватает знаний и умений – их нужно «добыть». Пятиклассники на уроке русского часто создают ребусы для рубрики «Занимательный русский язык» по орфограммам – в гимназии выпускается приложение «Эрудит» к школьной газете «Феникс». А шестиклассникам на уроке Анна Алексеевна предложила рассмотреть… раскраски. Они удивились – не маленькие же. Оказалось, что раскраски развивают художественные навыки. Так что с энтузиазмом взялись за ситуативное задание: высунув языки от усердия, создавали для своих младших братьев и сестер новую раскраску. И уже не казалось скучным вставлять в текст о пчелке Майе слова с орфограммой, причем так, чтобы их было не менее 20%. При этом ребята не только закрепили знания о тексте и вспомнили, как высчитывать проценты, но и порадовали близких.
– Во все, что я делаю, стараюсь привнести чуточку волшебства: уроки, мероприятия, встречи… Учителю нельзя быть скучным, ведь тогда и мир вокруг него будет таким же унылым и недружелюбным. Творческий учитель – как хрустальное стекло, сквозь которое дети видят мир ярким, чистым, разноцветным, – говорит педагог.
На изучение русского языка в школе дети тратят почти полторы тысячи часов, и каждый из них для учеников Платоновой наполнен чудесами. Брейн-ринги, игры, рассказы, загадки, интересные факты – из таких увлекательных дел складываются ее уроки.
– В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, факультативов игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник, – объясняет она. – Именно поэтому в них с интересом играют не только младшие школьники, но и старшеклассники. Преимущество интеллектуальных игр в том, что в их основе лежат не предметные знания, формируемые школьной программой, а компетенции, то есть то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.
Из уроков русского языка и литературы Платоновой вырос гимназический интеллектуальный клуб «Золотая тропа», ставший творческим союзом учителей и учеников. Его команда – неоднократный победитель не только республиканских состязаний, но и Всероссийского чемпионата школьников «Что? Где? Когда?».
– Горжусь достижениям моих учеников: они призеры, победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, Северо-восточной олимпиады школьников, победители и дипломанты конкурсов чтецов, сочинений, видеороликов, научно-практических конференций, – говорит отличник системы образования Республики Саха (Якутия) Анна Алексеевна Платонова. – Рада, что мы развиваемся в области журналистики: дети успешно принимают участие в городском чемпионате профессионального мастерства школьников JuniorSkills, становятся дипломантами Всероссийского заочного конкурса детских медиаработ «Мне не все равно».
Впрочем, гордость за победителей не значит, что она выделяет только тех учеников, которые достигли вершин, еще в университете Анна решила, что любимчиков у нее не будет, потому что это несправедливо. Ведь у каждого свои достижения, пусть маленькие, но она умеет их заметить и похвалить ребенка, не сравнивая с другим. Лучшим методом убеждения считает собственный пример:
– Меня вдохновляют новые знания. Стараюсь самообразовываться, люблю курсы повышения квалификации. Хорошо, что в современных условиях появилась возможность проходить обучение в команде по актуальным вопросам образования на российском и международном уровнях. Конкурс «Учитель года» – это, конечно, особая веха. Он принес мне новые знания, знакомство с интересными увлеченными людьми, возможность поделиться своим опытом, но что важнее – увидеть, почувствовать, понять, как работают другие. Я не ждала победы – просто наслаждалась этим трудным, но интересным и насыщенным временем. Родилось много идей и мыслей, и очень хочется успеть их реализовать.
Единственное, чего не хватает Анне Платоновой, – это времени на хобби – долго собиралась и только недавно сумела наконец сшить для них с дочкой якутские национальные наряды. Зато музыка всегда с ней – она слышит ее хрустальный звон, глядя на бескрайние снега любимой Якутии, и складывает мелодии из тихого скрипа мела по школьной доске…
Наталья ЯКОВЛЕВА, Якутск, Республика Саха (Якутия)
Комментарии