Детских творческих конкурсов много. Но этот особенный – вырос из школьного новогоднего мероприятия. Правда, оно было несколько необычным: согласитесь, не всегда в школах бывают кинофестивали. Организаторами школьных Канн стали учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры школы №878 Надежда Курбатовская и педагог дополнительного образования Сергей Ефанов.
Когда, в 2003 году, каждый класс снял свой новогодний фильм и презентовал его на фестивале, получившем имя «Волшебный луч» (помните фильм «Человек с бульвара Капуцинов»?). Затем эти детские работы были высоко оценены на различных окружных и городских конкурсах. Но творческого общения в рамках одной школы не хватало, и тогда по инициативе методиста изо и МХК методического центра ЮОУО Светланы Долгополовой и при активной поддержке директора школы №878 Людмилы Сысоевой в 2006 году конкурс приобрел окружной статус, а спустя год вошел в окружной фестиваль научно-практических конференций «Синергия-проект». Сегодня на конкурсе представлены шесть направлений: «Изобразительное искусство», «Художественная фотография», «Видеопроекты», «Исследовательские проекты по МХК», «Музыка и визуальный образ» и «Школа начинающего гида», в которой ребята разрабатывают проекты на иностранном языке. В 2010 году главная тема была сформулирована так: «В фокусе – история России». Целью конкурса стало обращение ребят к истории страны через выполнение исследовательских и творческих проектов. 2011 год стал новым этапом: конкурс визуальных искусств «Волшебный луч» уже шестой раз собрал своих друзей и единомышленников, а лаборатория предметов общественно-гуманитарного цикла окружного методического центра под руководством Андрея Лукутина стала инициатором работы конкурса в статусе городского, введя его в фестиваль «Содружество муз» и объявив его финал в январе 2012 года в музее-заповеднике «Царицыно», что было бы невыполнимо без поддержки администрации музея и особенно заместителя генерального директора Ирины Фроловой. Именно финал определил общую тему конкурса «Золотое Царицыно», которая логически продолжает начатую в прошлом году, на этот раз вехой истории России стал блестящий и галантный век, век российского Просвещения.Организаторы и участники «Волшебного луча» высоко оценили отзывчивость и профессионализм сотрудников музея в отношении работы со школьниками: тут не только организованы циклы различных экскурсий для ребят, но и предусмотрен целый комплекс консультаций и мастер-классов для юных представителей творческого цеха, желающих написать картины, выполнить фото- и видеосъемку или провести исследование по теме истории музея, его построек.Конкурс предоставил достаточную палитру тем и форм. Возможность проявить себя в живописи, графике, искусстве коллажа одновременно с творческим исследованием архитектурных загадок Баженова в Царицыно, предстающих в игре форм, пространства, света и цвета построек в разное время дня в зависимости от точки обзора, во взаимосвязях природы и архитектуры. Кто-то попытался раскрыть тему развлекательной культуры второй половины ХVI века с ее балами-маскарадами, фейерверками, катаниями на лодках, церковными праздниками и зваными обедами. А некоторые прошлись с кистью и мольбертом по аллеям «новоманерного» пейзажного парка, по-новому увидев его павильоны, гроты и беседки.Что привлекает в работах юных художников? Теплота, трудолюбие, оригинальность и искренняя любовь к прошлому своей страны, которая проявляется не в высокопарных фразах, а в умении видеть красоту родной земли, творений рук своих предков. Удивляет и мастерство многих ребят, представивших свои опыты на суд зрителей: владение рисунком, композицией, цветом.Главная мысль, которая заставляет взять с собой фотокамеру, – «остановись, мгновение», а итог работы – фотоэтюд или слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Просматриваешь работы и радуешься за их авторов: они заметили то, мимо чего часто проходим, не задержав взгляда, а оно несет в себе красоту жизни: и ажур башен мостов, и неприступный образ великолепного дворца, и многоликость толпы, и одиночество человека, и счастье молодоженов, и удивление ребенка…Для владеющих видеокамерой можно было отснять и смонтировать свой фильм: игровое кино, видеозарисовки… Так возникают первые опыты ребят на пути к освоению профессии сценариста, оператора, мастера по монтажу и режиссера.Умение подобрать интересный материал, провести исследование, артистично и оригинально его подать – это главная сложность в направлениях «Проекты по МХК» и «Школа начинающего гида». Путешествие в галантный век, рассказы об искусстве фейерверка, о парковых лабиринтах, истории резиденции, о малых архитектурных формах парка отличались индивидуальностью творческого подхода.На сцене актового зала выступили певцы, открывшие для себя чарующую музыку русского романса. Задача живого сценического воплощения перед критическим жюри также не из легких: волнение, сложность произведений, а иногда и несовершенство техники. Тем ценнее инициатива ребят, выступивших в музыкальной номинации.Всего на конкурс было представлено более 160 работ из 37 образовательных учреждений Южного округа. А впереди городской тур, работы на который только начинают поступать в конкурсную комиссию.Открытость, доброжелательность, расширение своего интеллектуального и творческого диапазона, возможность рассказать о своей работе – вот что отличает этот конкурс. Коллектив школы №878 тепло принимает участников, многие из них не впервые представляют здесь свои работы. На вопрос, заданный на заседании одной из мастерских, «Зачем вы пришли на конкурс?», подавляющее большинство ответило: «Учиться!» Награды, как правило, находят своих героев, поэтому общая фотография на память стала доброй традицией, как и памятные медали, дипломы, выполненные по эскизам ребят.Каждый год конкурса «Волшебный луч» имеет свою тему, своих героев. Пожелаем ребятам и их наставникам интеллектуального и творческого роста, новых знаний и опыта, а главное, счастья и успеха. Мы верим, что яркие, глубокие работы будут высоко оценены жюри и обретут заслуженные награды на городском финале в Царицыно. Однако богиня Победы Ника крылата и, как писали древние, «…одна отрешает людей от борьбы и умеет буйный мятежный порыв в нелегком сраженье с врагами, в войнах, сулящих трофеи, унять, и к кому обернется – тем и дарует Победа свою сладчайшую славу. Все в твоей власти, о Ника, – и слава в любом состязании, светлая, полная всяческих благ, причитается Нике» (орфический гимн).Михаил КРАСАВИН, педагог студии журналистики школы №878
Комментарии