Предметная область «Искусство» и художественное образование всегда были и остаются средой, где решаются вопросы не только творческого, но также нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей. В рамках недели 1‑го Московского педагогического форума, посвященной художественно-эстетическому образованию, учителя, педагоги и методисты делились опытом и профессиональными наработками в этой области. Обсуждались на форуме проекты, способные послужить импульсом к развитию интереса детей и подростков к сокровищнице мирового искусства в нашем технологичном XXI веке. В частности, центр творческого развития и музыкально-эстетического образования «Радость», целенаправленно работающий в этом направлении со школьниками не только организаций межрайонного совета директоров №34, но и всего города, представил массовые учебно-просветительские проекты «Час искусств» и «Час искусств онлайн».
С точки зрения содержания художественного образования к истории искусства не следует относиться буквально как к предметной области – узкому профильному знанию. Произведения мировой художественной культуры рассказывают нам об истории всей человеческой цивилизации и поэтому напрямую касаются каждого из нас. Чувственное восприятие мира, которое считается главным содержанием художественного творчества, прямо или косвенно пронизывает все сферы жизни – от повседневного быта до экономики и политики. И в искусстве разных эпох мы всегда находим ответы на ключевые вопросы: во-первых, как человек в тот или иной период видел, воспринимал окружающий мир и самого себя, а во-вторых, какими бы он хотел их видеть.
Даже сейчас, когда может показаться, что стремительное технологическое развитие лишило искусство былого авторитета, оно не столько оттеснило его на обочину культурного процесса, сколько перевело в прагматическую плоскость, заставив широко развернуться в таких сферах, как дизайн, мода, индустрия развлечений с ее мощной кинематографической визуализацией, виртуальной анимацией, арт-объектами… Поэтому встреча в учебном классе с миром искусства – это не разговор с учащимися о прошлом. Это разговор о мире и человеке, который актуален сегодня, потому что прошлого касается ровно в той же мере, в какой настоящего и будущего.
В целом искусство и художественное творчество – это проявление стремления человека обустроить мир по законам добра и красоты. Нужно ли учить этому школьников, обсуждать с ними, что такое красота в искусстве? Думается, вопрос риторический…
Вместе с тем сегодня, может быть, как никогда прежде, следует помнить, что эстетика – стремление к красоте – в отрыве от нравственных, этических оснований становится страшным разрушительным оружием. В современной культуре это одна из болевых точек, потому что и массовые жанры, и элитарное искусство сегодня активно используют прием эстетизации деструктивных образов и тем. Не будем приводить примеры, их множество, в их ряду топовые фильмы, музыкальные композиции, компьютерные игры и другая продукция. Не нужно думать, что это исключительно веяние нашего времени. В истории человечества более чем достаточно примеров эстетизации, украшения нечестных, преступных, кровожадных деяний. Достаточно вспомнить бои гладиаторов в Древнем Риме, проходившие как яркие праздничные представления, или кадры немецкой кинохроники, демонстрировавшие уничтожение люфтваффе городов и поселков под звуки «Полета Валькирий» Вагнера. Вместе с тем сегодня проблема отношений этического и эстетического, красивого и доброго в том, что стали называть культурным продуктом, вышла на передовую информационного поля, и тема привлекательного зла слишком активно эксплуатируется в различных медийных сферах, особенно адресованных молодежи.
Нужно ли учителям, работающим в предметной области «Искусство», ставить перед учащимися эти проблемы? Очевидно, вопрос также относится к числу риторических. В обсуждении этих проблем небесполезным будет вспомнить знаменитую древнюю надпись на храме Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя». Потому что самопознание – одна из ключевых воспитательных задач художественной педагогики. Знакомясь с произведениями искусства, каждый открывает в их содержании свой внутренний мир. Произведения искусства, по сути, становятся катализаторами этого самопознания, внутренними преобразователями мировоззрения человека.
Думается, сказанного достаточно, чтобы еще раз подчеркнуть: система образования должна создавать ситуации встречи учащихся с произведениями искусства, проводить экскурсы в историю художественной культуры как в мир души человека. Образовательную, просветительскую работу тогда можно и нужно рассматривать как вхождение с учащимися в систему координат, где на условной оси X – эстетика, стремление придать своей жизни определенную выразительную форму, украсить ее, а на оси Y – этика, представления о смысле и ценностях этой жизни. В этом случае художественная педагогика, которая знакомит с духовным опытом человечества и приобщает к опыту эмоционального сопереживания, может на практике помочь учащимся в их собственном жизнестроительстве.
Коллектив центра «Радость» – организации дополнительного музыкально-эстетического и художественного образования – на протяжении всех 40 лет своей истории рассматривал сферу искусства как средство эмоционального, личностного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Учебная работа здесь никогда не велась в отрыве от воспитательной и просветительской. В разные годы «Радость» выступала организатором музыкальных лекториев, клубов любителей музыки и филармонических концертов. В начале 2000‑х для ведения этой работы в организации было даже создано специальное подразделение – отделение эстетического воспитания, наладившее широкую сеть контактов с общеобразовательными школами.
Сотрудничество организаций дополнительного и общего образования – это естественная и отвечающая интересам обеих сторон практика. Дополнительное образование, как правило, обладает уникальными кадровыми, методическими и материально-техническими ресурсами, которых нет у общеобразовательных школ. Центр «Радость», например, использует в своей просветительской работе профессиональных музыкантов-исполнителей и лекторов, концертирующие хоровые, народно-оркестровые, фольклорные, хореографические коллективы, коллекции музыкальных инструментов (в том числе аутентичных традиционных русских народных инструментов), аппаратуру для проведения театрализованных программ.
В начале 2010‑х годов обновленное законодательство в системе образования способствовало эффективной трансформации культурно-просветительской деятельности, которую центр вел среди школьников. После издания в 2014 году Департаментом образования и науки Москвы приказа №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей» новым направлением просветительской деятельности стала реализация дополнительных общеобразовательных программ вводного уровня. Параметры этих программ – с объемом учебного (тематического) плана от 10 часов и сроком реализации от месяца до учебного года – позволили рассматривать их как своего рода музыкально-филармонические и театральные абонементы.
К новым возможностям сетевого взаимодействия образовательных организаций центр обратился, чтобы заключить со школами соответствующие договоры. Они стали основанием для реализации на сторонних площадках нового проекта, получившего название программы массового музыкального и художественного воспитания «Час искусств».
Немаловажным обстоятельством стала экономическая рентабельность этого проекта. Возможность работы с большими группами школьников в составе от 1 до 3 учебных классов позволяла привлечь к проведению занятия сразу нескольких педагогов и сотрудников: ведущего или даже двух ведущих, профессионального артиста-музыканта, а также технического сотрудника, обеспечивающего мультимедийное сопровождение занятия.
В 2016-2017 учебном году первые три программы – «Музыкальный алфавит», «Музыка родного края» и «Музыкальный авиабилет» – были успешно апробированы на базе школ №1474, 152, 1159, а также Инженерно-технической школы имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича.
Важнейшим принципом реализации проекта стала презентативность, мультимедийная привлекательность занятий, чтобы час знакомства с миром искусства стал поистине ярким и захватывающим, послужил пробуждению интереса школьников к художественной культуре.
Второй ключевой позицией стало использование живых концертных номеров в исполнении профессиональных музыкантов – педагогов центра. Живое звучание певческого голоса, музыкальных инструментов обыкновенно производит на школьников яркое, сильное впечатление.
Наконец, для развития механизма обратной связи в программы были включены диагностические компоненты: опросы, тесты, викторины и творческие задания.
Например, программа «Музыкальный авиабилет» стала своеобразным экспресс-курсом по изучению младшими школьниками музыкальных традиций разных стран мира в ходе виртуальных авиапутешествий. Программа сразу была задумана как конвергентная – принцип подачи материала позволял связывать музыкальные и художественные впечатления учащихся с их историческими и географическими представлениями. На первом занятии учащиеся получали брошюру – своеобразный путевой дневник, путеводитель по странам и культурным традициям. Используя размещенные в брошюре контурные карты, школьники знакомились с прославленными композиторами разных стран мира, их творчеством и одновременно с родными городами этих композиторов. В конце первого занятия ребятам предлагалось пройти небольшое тестирование, выявляющее их начальный уровень знаний, а по итогам программы – после виртуальных путешествий в Италию, Австрию, Германию, Францию, Испанию, Скандинавию, Соединенные штаты Америки, Китай и Россию – тестовые задания проверяли не только эрудицию, но и чувство стиля: учащиеся на слух должны были определить, культуре какой страны принадлежит тот или иной музыкальный фрагмент.
Проект «Час искусств» вызвал большой интерес со стороны общеобразовательных школ. В 2017-2018 учебном году договоры о сетевом взаимодействии для реализации предложенных центром программ заключили уже 10 общеобразовательных организаций, и число участвующих в проекте школьников достигло 5,5 тысячи. В 2019-2020 учебном году, накануне введенного весной карантина, проект охватывал 14 образовательных комплексов, число учащихся превысило 10000. В настоящее время, после завершения периода дистанционного обучения, востребованность проекта снова растет.
На сегодняшний момент в рамках проекта «Час искусств» коллектив центра разработал двадцать программ вводного уровня.
Например, программа «Музыка родного края» предполагает эмоциональное погружение детей в звуковую среду русской культуры, как традиционной народной, так и классической. Построенная по принципу сменяющихся «музыкальных картин», она открывает разные грани быта, природы и культуры русского мира.
Программа «В стране музыкальных инструментов» посвящена истории создания музыкальных инструментов, способам их изготовления, позволяет непосредственно прикоснуться к событию рождения музыкального звука, обретению им окраски, смысловой и художественной выразительности. Сейчас, когда дети все чаще имеют дело с электронными звуковоспроизводящими устройствами, важно показать им, как в прежние времена музыканты изготавливали инструменты своими руками, какого уровня ручных технологий достигали изобретатели-самородки и целые школы музыкальных мастеров.
Программа «Музыкальные театры мира» предполагает не только знакомство с мировыми архитектурными шедеврами, репертуаром, прославленными артистами и дирижерами музыкальных театров, но и воспитание у учащихся культуры посещения театров, формирование представлений о театральном этикете.
Программа «Основы патриотической культуры» через произведения русского искусства, пословицы и поговорки, сказки, цитаты и образы, почерпнутые из поэзии, литературы, музыки, кинофильмов, открывает учащимся интонации и смыслы культуры Русского мира.
Некоторые программы проекта «Час искусств» содержат большой потенциал конвергенции предметных областей – интеграции художественных, гуманитарных и научно-технических дисциплин. Среди них уже рассмотренная программа «Музыкальный авиабилет», «Музыка и архитектура», «Музыкальный киносеанс», «В гостях у Терпсихоры»…
В рамках проекта получили развитие адресные программы, учитывающие разные категории обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
В период карантина 2020 года коллектив центра, как и другие образовательные организации, существенно расширил опыт дистанционной работы. Дистант стал новой точкой отсчета и в организации массовой просветительской деятельности. Уже летом решено было опробовать работу нового творческого объединения, целенаправленно реализующего образовательные программы в дистанционном формате.
Сначала проект регулярных онлайн-занятий на платформе Zoom был реализован в деятельности нового объединения «Радость онлайн». Зачисленные на это отделение учащиеся еженедельно в субботу и воскресенье в режиме реального времени участвуют в дистанционных познавательных занятиях, спортивных разминках и мастер-классах. А с конца февраля этого года центр запустил новый проект «Час искусств онлайн», в нем планка качества визуализации и режиссуры просветительских программ приближена к уровню авторских телепередач. Площадкой для трансляции стал официальный YouTube-канал центра «Радость». Каждый участвующий в проекте педагог взял на себя инициативу подготовки, режиссуры и (с участием технического отдела центра) съемки цикла из 4-5 тематически связанных между собой видеозанятий.
Реализуемые в рамках проекта дополнительные образовательные программы – одна для младших школьников, другая для учащихся среднего школьного возраста – выстроены по модульному принципу. Каждый модуль из 4-5 занятий презентует свою грань мировой художественной культуры и, по существу, представляет собой тематический абонемент.
Так, программа «Час искусств онлайн», адресованная учащимся 1-4‑х классов, знакомит с удивительными возможностями музыки, изобразительного, театрального искусства, учит видеть и слышать красоту окружающего мира, показывает, как достижения прошлых веков используются в современном мире. Занятия дополняют двигательные упражнения, игры, задания и виртуальные экскурсии в музеи, концертные залы России и других стран мира.
Программа «Клуб любознательных онлайн» знакомит школьников 5-8‑х классов с самыми интересными, необычными и даже детективными загадками искусства, художественного творчества и мировой культуры. Программа ставит задачу научить школьников свободнее ориентироваться в литературе, истории, географии, других гуманитарных и даже точных науках.
Видеозанятия в рамках проекта «Час искусств онлайн» каждое воскресенье проходят по расписанию как премьерные показы видеороликов на канале YouTube центра «Радость».
Для регистрации посещаемости видеозанятий было найдено современное технологичное решение. В описании каждого видеоролика дается ссылка на Google-форму, пройдя по которой учащийся указывает имя, фамилию, класс и номер общеобразовательной школы. Здесь же он может оставить пожелания и комментарии.
Основной формой контроля был выбран проверочный тест. Ссылки на тесты, составленные из обсуждавшихся на видеозанятиях вопросов, по итогам прохождения каждого учебного модуля школьники будут получать по электронной почте. Успешное прохождение тестирования будет подтверждаться золотым, серебряным или бронзовым цифровым сертификатом о прохождении модуля. Качество сертификата зависит от количества набранных баллов. Тест можно будет проходить трижды для достижения наилучшего результата. По итогам освоения всей программы будет выдаваться сертификат, суммирующий все достижения учащегося.
Мы видим, что система дополнительного образования сегодня может как в очном, так и в дистанционном формате отчасти компенсировать нехватку часов на эстетическое и художественно-творческое развитие школьников.
Интегрируя ресурсы общего и дополнительного образования, знакомя учащихся с разными областями культуры за пределами школьной программы, представленные проекты расширяют кругозор детей, способствуют формированию культурных компетенций, более широкой картины мира, созидательных жизненных ценностей, которые вместе только и могут обеспечить не формальное, а подлинно творческое развитие личности.
Антон БОНДАРЕВ, заместитель директора по содержанию образования центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»
Комментарии