search
main
0

Волшебных букв преображенье

– Раньше богачи дарили своим возлюбленным дворцы, особняки. А вот в наше время один мужчина подарил своей любимой даме целый музей, – объявила с хитроватой гордостью Татьяна Александровна Шакутина. «Любимой дамой» была именно она, седая полноватая женщина с добрым округлым лицом и молодыми ярко-серыми глазами. Ну а щедрым рыцарем оказался ее супруг Виктор Петрович. Его дар заключался в том, что он дал ей возможность стать основателем музея, аналогов которому нет в мире. Но… «Не было бы Дон -Кихота, если бы не было моего Санчо Пансы», – смеется Татьяна. Виктор начисто освободил ее от быта, взяв его на себя. Магазины, готовка, стирка, уборка… Что ж, такой дар требует, пожалуй, большей мужской самоотверженности, чем любой, самый роскошный подарок.

Их квартира – что-то типа мастерской, где рождаются экспонаты их диковинного музея. Главные герои, главные экспонаты его… буквы. Но фантастически, волшебно преображенные. Музей так и называется – «Волшебный букварь».

Его исток стихийно возник более 20 лет назад, когда дочка Полина в свои два года стала интересоваться буковками. Конечно, можно было пойти обычным путем: рассматривать вывески магазинов на улицах, называя дочке буквы, из которых они составлены, учить ее на бумаге соединять палочки и кружочки, чтобы получалось подобие букв. Но мама Полины чувствовала: подлинный интерес ребенка в этом возрасте можно поддержать и развить только в игре. Яркой, захватывающей, сказочной. И стала придумывать собственные игры с персонажами-буквами, мастерить вместе с дочкой буквы из разных материалов, расписывать их под народные промыслы, расцвечивать в разные оттенки зари.

К приходу папы с работы готовили выставки: буква «Я» выкладывалась из кусочков янтаря, «Д» расписывалась в стиле дымковских орнаментов, «Г» – под гжель… С буквами дружили, их любили, буквам учили кукол, мишек, зайчиков. Мама тоже была ученицей. А дочка – учительницей. Ставили опыты: мастерили, к примеру, большую букву «Т» из пенопласта, а маленькую – из металла и гадали: которая тяжелее? Вначале казалось, что, конечно, большая. Но тогда доставали весы и обсуждали уже новые «открытия»: разный вес разных материалов.

Татьяна убеждена: вопрос ребенка, интерес ребенка – это святыня, ради которой нужно оставить все свои дела и все силы души и ума бросить на то, чтобы, как она говорит, «обслужить этот интерес на высшем уровне. Ведь в бесконечных детских «что?» и «почему?» – истинная гениальность маленького человека, которую мы, взрослые, очень талантливо затаптываем». Когда знакомые родители просят совета, что подарить ребенку на день рождения, я советую либо телескоп, либо энциклопедию, то есть то, что работает на интерес ребенка к миру, на познание, развитие.

В семье самой Татьяны всегда царил культ учения. Сестра, окончив два вуза, постоянно училась еще на разнообразных курсах. Мама, медик высокой квалификации, после выхода на пенсию стала учиться игре на фортепьяно. А основная страсть Татьяны, по образованию журналиста и юриста, – педагогика. Работала в лицее, вела в школах и детсадах кружки и факультативы.

Ну а главное началось, конечно, с тех буковок. Сначала выставки преображенных букв делались для папы, для подружек. Потом стали звонить совсем незнакомые люди, просясь посмотреть эти выставки со своими детьми. Вскоре их стали приглашать в детские сады, в ДК… «Так меня помимо моей воли все вокруг «сфокусировали» на создание особого музея букв, музея-театра», – объясняет Татьяна. Буквы оказались удивительно многомерны. Вот и Шалва Александрович Амонашвили, научный консультант музея, высоко оценивая опыт Шакутиной, говорит об особой «магической силе», которая хранится в познании языка. И об «эзотерическом смысле» каждой буквы.

Девочка Полина давно выросла – кстати, очень рано научилась читать самостоятельно, сразу по словам, минуя слоги. А мама вошла в азарт, продолжая собирать разнообразные азбуки, буквари, сочинять новые буквы-образы, персонажи, сказки… «У меня уже «Забукварье» пошло!» – смеется она. А муж добавляет: «В других семьях – пироги, а у нас – Забукварье».

Фигурки и их одежки с упоением мастерят и дети, и взрослые – соратники по музею. Еще в музее есть целый раздел «Забукварье». «Это я выдумала такую сказочную страну, где и замки, и дворцы в виде красочно изогнутых букв», – поясняет Татьяна. В стране той и происходят основные сказочно-театральные действа по сценариям Татьяны и самих ребят: дети сочиняют сюжетные ходы, руководят поступками героев.

«Если ребенок будет не только умом осмыслять буквы, но трогать их, лепить, общаться с ними, то это приведет его к чувству таинства родного языка», – комментирует Шалва Амонашвили.

А еще есть буквы-костюмы (их можно примерить), буквы-домики (в них можно залезать). И целый раздел «Сад ароматических букв»: «А» пахнет апельсином, «Б» – бананом, «Л» – лавандой, «Р» – розой… Незрячие дети получают в подарок буквы-ароматы, удобные для ощупывания.

А то и вовсе возможна «птичья азбука», где все буквы изображены в виде птиц.

Есть еще «Буквотека» («Дом, где буковки живут»). В «доме» – квартирки для букв. Их 34 (а букв в алфавите, как известно, 33). 34-ю букву алфавита дети могут придумать сами. И не только одну букву, но и собственные, никому еще не известные языки: птичий язык, язык для Чебурашки, межпланетный детский язык и просто самый добрый язык со словами «друг», «люблю», «помощь», «дарю»…

Совершенно неожиданный и очень серьезный раздел – «История письменности, в том числе славянской». Но – никаких нудных лекций. В центре – история потрясающего мальчика по имени Онфим из Древнего Новгорода, первого известного нам русского вундеркинда. В 5-6 лет он научился читать и писать. Среди легендарных находок наших археологов обнаружились и его берестяные грамотки: веселые послания и рисунки, ставшие теперь предметами экспозиции музея «Волшебный букварь»; их дополняют детские вещи, игрушки, предметы быта той поры. И – сенсация: музей издал первую и единственную книжку мальчика Онфима: обложка из жесткого льна, страницы – из бересты. Вот такой «учебник» из XII века.

Татьяна Александровна планирует наряжать юных посетителей в льняные рубашки, лапти, научить их играть в древнерусские игры, сплести себе лапти, сделать туески, закладки из бересты, написать на бересте свое имя, письмецо. Вот оно, рукотворное, предметное постижение своей древней истории на близком, органичном для детей материале!

Тут же можно будет что-то написать на восковых дощечках (церах), узелками (узелковое письмо майя), порисовать на влажном песке, посидеть за старинной партой, изготовить чернила по старинному рецепту, освоить совсем недавнее ученическое прошлое своих дедушек и бабушек – деревянные ручки с металлическими перьями, макая их в чернильницы-непроливашки…

Все эти предметы «активной развивающей среды», которой и является музей, добыты на свои деньги или сделаны своими руками.

– Я совершенно равнодушна к шмоткам, украшениям, косметике. Но мой муж умеет делать мне шикарные подарки! – улыбается Шакутина, демонстрируя мне… старинную чернильницу, затем древнее приспособление для письма, которое так и называлось: «писало».

Ну а если все деньги уже потрачены на экспонаты, Виктор сочиняет для жены к празднику собственные стихи, целые поэмы.

Музей выстроен так, что ребенок трех-пяти лет, побывав в нем 2-3 раза, осваивает азбуку, начинает читать сразу короткими словами и предложениями. Но не менее значимо, что это происходит в атмосфере праздника, игры, сказки. «Нам очень важно, чтобы у ребенка сложился образ учебы не как обязаловки, каторги, а радостного погружения в пиршество, роскошь познания», – убежденно поясняет Шакутина.

Когда «Волшебный букварь» был приглашен на три дня в музей «Преодоление» в центре Москвы, посетителей было так много, что три дня растянулись на полгода – дольше держать все это волшебство у администрации просто не было никакой возможности.

Вот теперь пора сказать и о печальной стороне дела: у музея «Волшебный букварь» нет своего помещения. Сейчас он демонтирован и находится в пяти квартирах друзей и двух детсадиках Подмосковья. 40 огромных коробок, только азбук и букварей – около тысячи экземпляров, кроме них еще 960 экспонатов. А ведь имея стабильное, стационарное помещение, музей мог бы создавать свои филиалы и в других городах, а также учить мам, бабушек, педагогов в своем клубе «Арина Родионовна», как создать нечто подобное в доме или классной комнате.

«Волшебный букварь» уникален еще и тем, что создан на стыке трех технологий: образовательных, музейных и театральных. Шалва Амонашвили добавил, что в нем ярко представлен энциклопедический подход к познанию мира.

В последнее время появилась надежда: Александр Иосифович Княжицкий, зав.кафедрой Московского института открытого образования, заверил меня, что «Волшебный букварь» будет частью Музея московского образования, здание для которого уже выделено по адресу: Вешняковский переулок, дом 12. Сейчас в нем идет ремонт. Что ж, будем верить, что эта надежда реализуется и «Волшебный букварь» заработает во всю свою волшебную силу.

А те, кто уже сегодня хочет с ним сотрудничать, могут позвонить Татьяне Александровне Шакутиной по тел. 148-34-45 с 9 ч. утра до 9 ч. вечера.

Морская буква «М»

Ф» – Федот. И именно тот!..

Я рисую «Алфавитград»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте