Исключительное счастье человека – быть при своем постоянном любимом деле.
Владимир Немирович-Данченко
Весь мир 20 марта отмечает Международный день счастья, утвержденный в 2012 году Организацией Объединенных Наций. «Достижение счастья – фундаментальная цель человека» – гласит принятая ООН резолюция. Толковый словарь Сергея Ожегова определяет значение слова «счастье» как чувство и состояние полного, высшего удовлетворения, успеха, удачи.
Вот уже более четверти века я занимаюсь любимым делом и ощущаю себя очень счастливым человеком. Все это время меня окружает творческая атмосфера. Я учитель музыки и руководитель инструментального ансамбля «Волшебные свирельки». Моя цель – привить ученикам любовь к музыке, подарить им чувство созидания прекрасного! Ребенка может заинтересовать только то, что вызывает положительные эмоции и приносит радость от самого процесса. Выдающийся педагог-новатор XX века Василий Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире гармонии, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Мы, родители и учителя, можем превратить процесс творческого развития детей в чудесное путешествие, и тогда любое начинание сделает их счастливыми!
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыкантов, а прежде всего воспитание человека», – считал Василий Сухомлинский. В России музицирование всегда считалось обязательной составляющей блестящего образования культурного человека. В современном мире уделяется слишком много внимания обучению детей точным наукам и совсем мало эстетическому развитию. В нашей школе учителя опросили родителей и учеников, многие ребята хотят заниматься музыкальным творчеством, но не имеют такой возможности по разным причинам. Мы нашли решение: на уроках музыки, в дистанционном и в дополнительном образовании нами организовано музыкальное сотворчество учеников на свирели Смеловой. К преимуществам этого инструмента можно отнести простоту обучения, компактность и доступность. Но самое главное – то, что свирель очень нравится детям, и на первом же занятии ребята могут сыграть несколько несложных песен. Поэтому музицирование в нашей школе стало отправной точкой для дальнейшего творческого развития личности каждого ребенка и его счастливого будущего. «Пусть ясный живой голос свирели наполнит наши души стремлением делиться добротой, а ваша музыка заполнит радостью сердца», – говорила Эдельвена Смелова.
В конце ХХ века свирель и методику игры на ней создала музыкант и педагог Эдельвена Яковлевна Смелова. Она придумала вокруг отверстий маленькой пластиковой дудочки отлить бугорки, и теперь детям стало очень удобно ставить на эти отверстия пальчики! На свирели Смеловой в самом начале обучения юные музыканты легко могут играть по специальным нотам – «цифровкам», не зная нотную грамоту, а позже происходит знакомство с нотной грамотой. Для свирели издано несколько сборников: «Свирель» и «Свирель поет. Мелодии детства» Э.Я.Смеловой, «Играем на свирели, рисуем и поем» А.И.Конч, «Я играю на свирели, рисую и пою» А.И.Конч, Е.А.Трифоненковой и Ю.И.Хлад.
В 2014 году появился наш ансамбль «Волшебные свирельки». За время обучения игре на свирели у ребят сформировался устойчивый интерес к музыкальному творчеству. За счет регулярной работы над координацией рук и пальчиковой гимнастики во время игры на инструменте на других школьных занятиях ученики стали лучше писать и считать, у них улучшилась память. А родители отмечают, что их дети, регулярно выполняя дыхательные упражнения, реже болеют.
Мы играем на свирели,
Звуки дивные летят.
Мир становится добрее
От играющих ребят!
Вместе выучим мы ноты,
Дружно будем выступать,
И звучанием свирели
Будем всех мы удивлять!
На концерт всех приглашаем,
Весело свирель поет.
Взрослым, детям, всему свету
Радость, счастье раздает!
На уроках музыки на свирели весь класс играет одновременно, что способствует подготовке голосового аппарата учеников к пению. Ребята сами исполняют те произведения народной и композиторской музыки, которые они проходят по школьной программе, таким образом они лучше запоминают мелодии, и эта музыка надолго отложится у них в памяти. Дети с помощью практических упражнений на свирели планомерно, занятие за занятием развивают музыкальные и творческие способности и чувствуют себя музыкантами-исполнителями. Нельзя не согласиться с древним китайским высказыванием: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Для становления личности подрастающему поколению необходимо пробовать, ошибаться, побеждать, переживать и познавать радость творчества!
В дополнительном образовании ансамбль «Волшебные свирельки» ежегодно пополняется новыми учениками. Вот уже восемь лет мы регулярно выступаем на концертах, участвуем в различных конкурсах, создаем обучающие видеофильмы, а также много экспериментируем, сочетая звучание классических и электронных музыкальных инструментов со звуками свирели.
В школе ведется работа наших юных музыкантов и в дистанционной форме. Мы записываем видеосюжеты о музыкальных произведениях, которые затем объединяем в обучающие фильмы. Это может быть как коллективная работа ансамбля, так и индивидуальная работа учеников и родителей. Ознакомившись с таким материалом на нашем канале «Волшебные свирельки» в интернет-пространстве, каждый сможет узнать много нового о музыкальном произведении, его авторах, истории создания, а также сможет научиться играть предложенный музыкальный материал и спеть его.
Ансамбль «Волшебные свирельки» регулярно проводит мастер-классы по обучению игре на свирели Смеловой. В ходе таких мероприятий юные музыканты помогают всем участникам мастер-классов попробовать себя в роли исполнителей. В результате уже после первого занятия гости знают несколько простых приемов игры на свирели, а также могут самостоятельно исполнить простые песенки. Наши ученики создают самодельные нотные сборники для гостей и вручают их каждому как частичку своей души! Некоторые песни, сочиненные ребятами, публикуются в музыкальных журналах.
Быть участником музыкального коллектива – значит уметь слушать не только свое собственное исполнение, но и исполнение коллег-музыкантов, понимать, что от каждого зависит общий творческий результат. Тогда музыкальный коллектив превращается в сплоченную, объединенную общими творческими задачами команду. Таким образом, достигается главная цель – дети чувствуют себя настоящими музыкантами, творят прекрасное, любят музыку и сами могут ее создавать на музыкальном инструменте! «Где не хватает слов, говорит музыка», – писал великий сказочник Андерсен. Наше общешкольное музыкальное сотворчество дарит настоящее счастье!
Ольга МАРЧЕНКО,
учитель музыки, руководитель инструментального ансамбля «Волшебные свирельки» школы №199
Комментарии