Есть события, по окончании которых хочется… их продолжения. Одним из таких является главный педагогический конкурс «Учитель года». Все, с кем приходилось общаться на эту тему, и все, кто стал его участником как на муниципальном, так и на региональном уровне, признаются в одном: конкурс изменил внутренне, предложил еще раз задуматься о профессии и ее значении в твоей жизни, открыл новые грани, запомнился и… еще не закончившись, заставил скучать о себе.
Очень близкие к описанным выше ощущениям испытывали и педагоги, собравшиеся в городе Выборге Ленинградской области. Здесь проходил очный тур регионального этапа конкурса педагогического мастерства. Уникальность мероприятия состояла в том, что на выборгской земле одномоментно демонстрировали свой профессионализм участники пяти номинаций: «Учитель года», «Воспитатель года», «Учитель-дефектолог года», «Библиотекарь года», «Педагог-психолог года».
Как пояснила председатель жюри конкурса, ректор Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО) заслуженный учитель РФ Ольга Ковальчук, решение провести финальный этап всех номинаций в одном городе связано не только с удобством размещения и перемещений участников конкурса, но и с возможностью дополнительно подчеркнуть, насколько каждый специалист важен в воспитании и образовании ребенка. Участники конкурса – это предметники, логопеды-дефектологи, воспитатели, психологи, библиотекари. У каждого свои роль, назначение, программа, по которой он работает, однако все они представляют единое педагогическое сообщество региона, которое решает общие задачи.
По словам директора регионального центра по работе с одаренными детьми «Интеллект», победителя Всероссийского конкурса «Учитель года»-2014, члена жюри Дениса Рочева, в этом году организаторы регионального этапа конкурса постарались создать формат, максимально приближенный к формату проведения федерального этапа конкурса «Учитель года». Это позволило участникам номинации «Учитель года» приблизиться к пониманию того, как выбирается лидер образования страны. В то же время, как рассказал Денис Рочев, была применена новая модель оценивания конкурсных испытаний. Так, 18 финалистов распределили на 6 групп, для каждой группы назначали свою команду жюри, состоящую из профессионалов разных категорий: победителя профессионального конкурса, управленца, представителя профсоюза, методиста. Так называемое Малое жюри отбирало девятку претендентов на звание лидера, а затем председатели малых групп жюри, собравшись в итоговое Большое жюри, определяли пятерку сильнейших, чтобы уже из них выбрать победителя. Разноплановый состав жюри, по мнению Дениса Рочева, стал преимуществом, поскольку позволил оценить конкурсанта с разных ракурсов.
Все в копилку!
Нужно заметить, что на выборгской земле участники профессионального конкурса собираются уже второй раз, так что опыт приема гостей здесь есть. Для конкурсных испытаний учителей свою площадку предоставила школа №10 и Гимназия города Выборга. Для воспитателей открыли свои двери детские сады №4, 3 и 22. Также часть профессиональных состязаний прошла на базе Выборгского политехнического колледжа.
– Для нас участие в проведении финальных мероприятий регионального конкурса при всемерной поддержке ЛОИРО – большая честь и ответственность, а также возможность общения с коллегами из разных районов Ленинградской области, с представителями педагогического сообщества из других регионов, – подчеркнула председатель Комитета по образованию Выборгского района Лариса Самченко. – И открытые уроки, и мастер-классы, и мастерские – это прекрасный шанс наполнить копилку новыми методическими решениями и подходами. Я очень хорошо отношусь к конкурсному движению и убеждена, что для учителя, воспитателя, психолога, библиотекаря, логопеда это означает профессиональный рост, потому что, готовясь к конкурсу, каждый старается показать свои оригинальные методические находки.
Звонок на урок
На протяжении многих лет существования профессионального конкурса большинство участников самым важным испытанием по-прежнему считают урок. С этой позицией согласна член жюри, заместитель директора по учебно-методической работе школы №9 города Гатчины, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2011 Татьяна Юрко. Да, конкурсные состязания многоэтапны, разнообразны, они позволяют увидеть разные грани личности учителя, однако урок или занятие не случайно имеют самый большой оценочный вес. Важна и содержательная часть, и то, как дети откликаются на работу педагога.
Учитель истории и обществознания центра образования «Кудрово» Всеволожского района Павел Гурьянов считает, что урок – это самое непростое конкурсное испытание. Прежде всего он является первым очным состязанием, и поэтому в предложенные 35 минут нужно представить грамотную и содержательную структуру занятия с детьми.
Однако конкурс тем и хорош, что на нем можно не только дать урок, но и самим поучиться, тем более если в роли наставников выступают такие эксперты, как секретарь – руководитель департамента общественных связей аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ Елена Елшина, доктор психологических наук Роман Демьянчук, победители и лауреаты профессиональных конкурсов Денис Рочев, Иван Хеорхе, Юлия Загорская, Ольга Вандышева, Мария Тимченко, Анастасия Шлемко.
Денис Рочев и лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского Иван Хеорхе на своих мастер-классах предложили коллегам интересные идеи. Например, Денис Рочев показал, как можно на уроке небанально познакомиться с детьми, рассказать о своем городе и дать такое домашнее задание, которое захочется сделать, даже если знаешь, что оно не будет проверено. А Иван Хеорхе убедил коллег, что игра в исторических следователей – это увлекательное занятие. Детям очень нравится искать в историческом тексте ошибки (придуманные учителем) и опровергать ложную информацию.
Как заметила Елена Елшина, само проживание конкурса – это тоже этап. Ты смотришь трансляции уроков, видишь коллег и… сравниваешь себя то с одним, то с другим. Нужно справиться с этим непродуктивным желанием. Сравнивать можно только себя с собой. И конечно, очень важно, чтобы рядом с конкурсантом была его команда поддержки. Один в поле не воин, даже если ты замечательный учитель.
Под вопросом…
Помимо открытых занятий у конкурсантов в номинации «Учитель года» было еще несколько испытаний, в том числе пресс-конференция «Вопрос учителю года». Какие только темы не обсуждали педагоги благодаря искусной модерации Романа Демьянчука! Например, в чем проблема современного учителя. Оказалось, в отсутствии времени. Его просто не хватает ни на общение с детьми, ни на собственное развитие. Задумались учителя и над вопросом, совпали ли их ожидания с реальностью при устройстве на работу. Многие пришли к выводу, что нет. Их представления о школе были скорее идеалистическими.
В рамках пресс-конференции говорили и о раннем развитии детей, и о работе с одаренными учениками, и о том, каким должен быть первоклассник. Любопытными оказались ответы педагогов на вопрос, что бы они сделали, став директором школы. Кто-то в первую очередь изучил бы организационную систему учебного заведения, а также углубился в финансовый процесс, кто-то занялся бы концепцией развития школы, а несколько учителей заметили, что эффективно управлять можно только тогда, когда налажены отношения между людьми. Умный управленец, пришедший в уже сложившийся коллектив, сделает все от него зависящее, чтобы сотрудники стали его помощниками, а не врагами.
Посольство окрыленных
После трех дней волнения, общения, размышлений и открытий пришла пора подводить итоги. В актовом зале Выборгского политехнического колледжа собрались более 50 конкурсантов, члены жюри, представители системы образования города Выборга и др. Торжественный момент оглашения имен победителей в каждой из пяти номинаций приберегли на «десерт», а перед этим всех участников и гостей конкурса педагогического мастерства поприветствовала председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Вероника Реброва.
Прежде всего она уточнила, что конкурсное движение в регионе в этом году отмечает 30‑летний юбилей, и можно было бы долго рассуждать о его значении для педагогического сообщества, однако лучше всех о конкурсе «Учитель года» рассказывает недавно вышедшая книга известного журналиста, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой «Окрыляющая педагогика». Это действительно захватывающее повествование, погружающее в историю главного педагогического состязания страны, которое, по сути, и есть пример единого образовательного пространства, скрепляющего и вдохновляющего. И каждое новое поколение лучших учителей, воспитателей, библиотекарей, психологов, дефектологов, педагогов дополнительного образования, управленцев ежегодно пишет новую страницу в летопись конкурсов педагогического мастерства.
Вероника Реброва выразила, наверное, общее настроение зала, когда сказала, что не хочется со сцены произносить слово «финал». У конкурса не может быть окончания, потому что каждый его участник, прошедший отбор, в том числе на муниципальном этапе, является образовательным амбассадором (послом). Он может стать организатором интересных образовательных мероприятий, давать лекции, проводить семинары, аккумулировать лучшие практики, выступая экспертом, оказывать коллегам поддержку в конкурсном движении, потому что сам является его частью. Потенциал лидеров образования важно и нужно использовать. И за примером далеко ходить не надо. Как пояснила Вероника Реброва, все победители конкурса педагогического мастерства становятся советниками председателя профильного ведомства.
По мнению Дениса Рочева, у каждого человека, который включается в конкурсное движение, своя цель. Есть учителя амбициозные, и если они оказываются, условно говоря, десятыми или шестнадцатыми, то испытывают крушение профессиональной картины мира. Также есть те, кто мечтает не попасть в финал и желает, чтобы от него «отстали». И есть педагоги, которые стремятся узнать новое и показать свой опыт.
Но абсолютно всем важно понимать, что участие в конкурсе – это в первую очередь подарок судьбы, потому что предоставлена возможность познакомиться с широким кругом людей, увидеть новые площадки, новые регионы, узнать новые решения. А главная особенность конкурса заключается в том, что всякий, кто войдет в эти двери, совершенно точно уже не останется прежним.
Итоги конкурса педагогического мастерства Ленинградской области
Победитель в номинации «Учитель года» – учитель истории и обществознания центра образования «Кудрово» Павел Гурьянов.
Победитель в номинации «Воспитатель года» – воспитатель детского сада №15 Ломоносовского района Юлия Воронежских.
Победитель в номинации «Учитель-дефектолог года» – учитель-дефектолог Юлия Балуева из школы-интерната «Красные Зори» Ломоносовского района.
Победитель в номинации «Библиотекарь года» – библиотекарь Евгения Тимофеева из вырицкой школы №1.
Победитель в номинации «Педагог-психолог года» – педагог-психолог Валерия Верина из Межшкольного учебного комбината Киришского района.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область, фото автора
Комментарии