Далеко не последнюю роль в этом важном деле играют сами педагоги, родители и ученики. Это они радуются каждому новому интересному и удобному в использовании учебнику, тем самым стимулируя его долгую жизнь в школе. Или “стонут” от заумных, непонятно как построенных книг, вынося свой вердикт об их несостоятельности.
“Мы, учителя начальных классов и наши первоклассники, вступили в эксперимент по 12-летнему образованию. Заканчивая первый класс, мы пришли к выводу, что необходимо заменить учебник русского языка”, – пишут учителя Чамзинского района Мордовии. Не пошел, что называется, здесь учебник (не будем говорить, какого автора и какого учебного курса, – не столь важно). Но это не такая большая беда: школа вправе заказать те учебники, которые считает нужными, взяв при этом на себя ответственность за качество обучения по нему, благо, выбор есть, а с ответственностью в учебных заведениях вроде бы тоже все в порядке. Но будет ли из чего выбирать в будущем?
Пошли разговоры, что министерство образования, обеспокоенное ситуацией в учебном книгоиздании, планирует ограничить число вариантов учебников по предмету до трех. С одной стороны, это могло решить многие проблемы. Допустим, по каждому предмету существует до десяти учебников, многие из них дублируют друг друга, а на один хороший приходится три “так себе”. Тогда принцип “не числом, а умением” был бы как никогда оправдан. Но на самом деле в федеральном перечне учебников на этот учебный год найдется не так много предметов, где завершенных содержательных линий насчитывается более трех и где вообще эти линии завершены. Так, по иностранным языкам, физической культуре, биологии, изобразительному искусству вариативность учебников ограничивается в лучшем случае тремя линиями. Здесь не сократишь! И что еще хуже, по иным предметам для профильной школы учебники просто еще не написаны. По химии, физике, математике, истории – там действительно выбор куда богаче.
С другой стороны, где гарантии, что три избранных, прошедших конкуренцию учебника будут отвечать всем современным (читай: повышенным) требованиям, которые нынче предъявляются к учебной книге? Удовлетворят ли они учителей, детей, родителей?
Повышение качества подготовки школьного учебника сегодня одна из первоочередных задач, от решения которой зависит дальнейшее развитие системы образования. Однако это целый блок вопросов, проблем, головоломок: конструирование учебной книги, ее апробация, издание, работа по ней участников учебного процесса, обеспечение книгами школ, их физическая доступность, экономические, психологические, санитарно-гигиенические аспекты. Все это нужно учесть, прежде чем приступить к нововведениям.
– У нас не этап революционного изменения, а этап модернизации, который направлен на адаптацию содержания образования к возрастным особенностям детей и разработку здоровьесберегающих технологий, на то, чтобы разгрузить ребенка, создать условия для развития его личности. Поэтому не надо бояться – никаких радикальных изменений не должно быть. Основная идея вариативности образования будет сохранена, – говорит Надежда Габрусева, начальник Департамента экспертизы учебных изданий Минобразования РФ, руководитель аппарата Федерального экспертного совета. – На сегодняшний день нет никаких указаний Министерства образования проводить такую политику. Я полагаю, что идея вариативности образования не будет дискредитирована. Возможно, речь будет идти о включении трех содержательных линий в федеральный перечень, но помимо него существует федеральный каталог, который включает учебные издания, не вошедшие в перечень. И очень хорошо, что учитель имеет возможность выбора учебника. Другое дело, чтобы он смог его выбрать. Для этого должны очень хорошо работать методические службы, институты усовершенствования учителей, педагогическая пресса.
Когда общество скинуло с себя шелуху серости и застоя, учебное книгоиздание, как губка, впитывало в себя все новое, свежее, оригинальное. Шел процесс накопления фактов, опыта, разработки нового содержания учебников. А потом наступил момент, когда стало необходимо все это систематизировать.
– Нужно увидеть, какие учебники по своей структуре, по методическому аппарату, отбору содержания учебного материала похожи. Естественно, все они имеют право на существование, но есть ли смысл включать всех в федеральный перечень?.. А есть учебные издания, которые принципиально отличаются от традиционных. Обратите внимание, как изменился в них методический аппарат. Он включает в себя совершенно другую систему заданий. Она направлена не только на отработку определенных навыков, не только на закрепление знаний и умений учеников, но и на самоконтроль, саморазвитие, самообразование, активизацию творческой мысли. Эти учебники соответствуют основным направлениям модернизации содержания образования. По такому принципу должна сегодня создаваться вся учебная литература, – поясняет Надежда Ивановна. – Я думаю, что вот эта принципиальная новизна и будет основной причиной для выделения трех линий. По большому счету все учебники с министерским грифом “рекомендовано” и “допущено” будут существовать, разница лишь в том, в перечне это будет или в каталоге.
Весь минувший год министерство проводило кропотливую работу по определению критериев отбора учебных изданий для включения их в федеральный перечень и федеральный каталог на 2002-2003 учебный год. В них вышли все издания, прошедшие Федеральный экспертный совет и получившие соответствующий гриф министерства. Издательства получили возможность информировать учителей о той учебно-методической литературе, которую они выпускают, а учителя – быть в курсе всех тех учебников, пособий, учебных тетрадей, что реально изданы, а не просто существуют в рукописях и издательских планах.
Если говорить о том, насколько выдержана идея о трех содержательных линиях в новом перечне, то следует сразу оговориться, что никто специально такой установки не придерживался. В перечне на 2002-2003 учебный год, например, представлены: информатика, 7-9-е классы – 2 линии, геометрия, 7-9-е классы – 3 линии, история, 5-9-е классы – 6 линий. А максимум вариативных учебников – по истории. (В перечне на 2001-2002 год учебников по предмету значительно больше). Зато с учебниками для профильной школы дела хуже некуда. На сегодняшний день эта ниша остается еще не заполненной. Профильных учебников не так много, как хотелось бы. Оказывается, проще написать учебник для углубленного изучения того или иного предмета, чем адаптировать сложный наукоемкий материал для “неспециалистов”. Так что проблем хватает и без споров по количеству учебников. Тут хотя бы один совместными усилиями подготовить!
А вообще создана гибкая система обратной связи между теми, кто работает над созданием и обеспечением школ учебниками, и теми, кто ими пользуется. Перечень и каталог формируются по заявкам издательств. Возможен такой вариант, при котором гриф у издания есть, а сам учебник не востребован, заказы на него из регионов не поступают. Следовательно, издатели не включат его в заявку, а составители перечня и каталога – в свои документы.
– На самом деле то, что сделало Министерство образования, – шаг вперед, потому что вся работа направлена на то, чтобы учителя получили максимально полную структурированную информацию об учебных изданиях, выпускающихся издательствами с грифами министерства образования. И в конечном итоге те, кто является пользователем, пусть ненапрямую, влияют на издание учебной литературы, – подводит итог Габрусева.
Издатели, таким образом, продолжают оставаться свободными, учителя по-прежнему пользуются правом выбора, и его никто не собирается ограничивать по количественному показателю. Деятельность Минобразования направлена лишь на то, чтобы создать условия для повышения качества учебников. Разработан механизм усовершенствования экспертизы учебной литературы, обеспечена независимость Федерального экспертного совета, прозрачность процедур экспертизы. В соответствии и с требованиями модернизации образования разработан проект критериев оценки учебников, которые представляются на конкурс. Успешно взаимодействуют друг с другом все участники рынка учебного книгоиздания от авторов до потребителей. Следующим этапом, возможно, станет создание государственно-общественной структуры на базе ФЭСа, о которой не раз говорил министр образования РФ Владимир Филиппов. Смысл его в том, чтобы проверяли, насколько учебник соответствует программе, и рекомендовали или не рекомендовали его для использования в школе не только узкие специалисты, но и представители парламента, общественности. Это гарантия и многообразия, и качества учебников.
Ирина Каминская
Справка “УГ”
В перечне учебных изданий на 2002-2003 учебный год – 495 наименований учебников. Перечень-каталог учебно-методических изданий насчитывает около 3 тысяч наименований учебных изданий, в том числе 2266 для общеобразовательных учреждений, 78 – специальных коррекционных школ, 160 – по дошкольному образованию, 69 – воспитанию и дополнительному образованию. И у перечня, и перечня-каталога равные “права”: заказывать учебники и другую литературу за счет средств регионального и местного бюджета можно как по одному, так и по другому.
Комментарии