Приглядитесь к Снегурочкам и Дедам Морозам, спешащим в канун Нового года по многим адресам. Настоящие ли они? Не прячутся ли под гримом и сказочными одеждами обычные люди, не обученные волшебству и магическому искусству? Да перевелись уже давно все волшебники, скажете вы, разве что в книжках остались. А школ своих у них и отродясь-то не было, кроме «Хогвартса». Скажете и ошибетесь. Уже четыре года в нашей столице, на Воробьевых горах, работает Школа Деда Мороза, выпускающая дипломированных(!) специалистов. Обосновался российский «Хогвартс» в Московском городском дворце детского (юношеского) творчества. С 2000 года из его стен вышли более 100 Дедов Морозов, Снегурочек и организаторов новогодних праздников. А недавно еще 30 начинающих волшебников сели за парты.
Открытие
В этой школе все необычно – занятия проходят под новогодней елкой, уроки ведут известные режиссеры, художники и музыканты. А экзамены принимает детское жюри.
6 декабря, в день торжественного открытия школы, будущих Дедов Морозов и Снегурочек знакомили с педагогами. Причем некоторые мэтры решили сразу взять быка за рога и приступили к обучению незамедлительно. Например, композитор Григорий Гладков. Передав привет от создателей мультфильма «Падал прошлогодний снег», Григорий Васильевич исполнил свою новую песню. А после того как весь зал подхватил припев о дружной мышиной семье, встречающей Новый год, объявил:
– Стихи переведены с норвежского. Но в припеве осталось одно слово из оригинала – «фалера-ле-ра-ле-ра». Так что поздравляю, вы выучили иностранный язык.
Директор Дворца творчества Дмитрий Монахов объяснил начинающим волшебникам всю серьезность их положения:
– Вас будут учить актерскому мастерству, искусству сценического грима и многому другому. Но, пожалуй, главное, чему вы должны научиться, – это умение овладевать детской аудиторией. Помните, что именно дети будут принимать у вас выпускные экзамены. И если вы им не понравитесь, пеняйте на себя.
Представители детского жюри тут же пообещали судить строго, но справедливо. А напоследок все дружно исполнили гимн российского Деда Мороза, сочиненный руководителем эстрадной студии «Улыбка», композитором Андреем Варламовым.
«Хогвартс» «отдыхает»
Где можно узнать о тайных премудростях магической науки и секретах российского «Хогвартса»? Конечно, в кабинете директора. Я отправилась на прием к автору проекта, главному режиссеру Дворца Александру Фролову. Как выяснилось, Александр Семенович ничуть не похож на строгого директора Школы чародейства и волшебства Дамблдора. Ни очков, ни длинной седой бороды, ни мантии на плечах. Да и клетки с чудесной птицей Феникс поблизости не видно.
– Александр Семенович, как создавалась Школа Деда Мороза?
– Я придумал ее вместе со своими коллегами из Дворца детского творчества, когда возник межрегиональный проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Именно тогда сказочный персонаж стал превращаться в реального волшебника. У него появилась своя вотчина, заработала почта Деда Мороза, теперь любой ребенок может отправить ему письмо.
Для нас очень важно сохранить для детей прелесть новогодних сказок. Поэтому мы решили обучать организаторов праздников в нескольких аспектах. Один аспект – психолого-педагогический. Дед Мороз должен знать психологию сегодняшнего ребенка, уметь с ним общаться, cоответствовать образу настоящего волшебника.
Второй аспект – творческий. Дед Мороз хороводит, поет песни, танцует с детьми. Поэтому у него должна быть хорошая актерская подготовка.
Наконец, российский Дед Мороз – носитель определенных культурных традиций нашего народа. А здесь есть очень много особенностей. В костюме, во внешнем облике, в головном уборе. Даже в тех словах, с которыми он обращается к детям.
Поэтому мы рассказываем о традициях проведения новогодних праздников в России и за рубежом. Образ Деда Мороза должен соответствовать национальному характеру. Не случайно сегодня во многих странах есть свой зимний волшебник со своей спецификой и колоритом.
– А каков наш, российский Дед Мороз?
– Это фигура царственная. Посмотрите, какой красавец появляется из Великого Устюга: на голове – корона, присущая царским особам, его боярские одежды шили лучшие вологодские мастера. Он намного представительнее Санта-Клауса, добрячка в сапогах и с бубенчиком. Такому хочется верить, такого хочется уважать, такой не позволит на празднике скучать!
С одной стороны, мы не забываем о народных традициях. А с другой стороны, понимаем, что на дворе новое тысячелетие. И новогодние представления изменились, и характер праздника, и сами дети. Поэтому мы преподаем технологию проведения детского праздника, обучаем современным играм, рассказываем о новых игровых приемах.
– Кто учит будущих волшебников?
– За эти годы мне удалось собрать большой педагогический коллектив – это сотрудники Дворца и Московского института открытого образования, дикторы телевидения, профессиональные режиссеры. В школе преподают доктора и кандидаты наук, поэты и композиторы.
Например, Григорий Гладков проводит у нас музыкальные гостиные. Он рассказывает о новых песенных образах, предлагает специальные новогодние песни. Это один из немногих специалистов, пишущих для детей. Причем дети поют его песни, ему удается угадывать ритмику ребенка. В итоге Гладков выступает не только как композитор, но и как педагог. Он подсказывает, где искать темы, созвучные детям.
Лауреат Государственной премии Анатолий Силин делится своим колоссальным опытом проведения новогодних праздников в России. Он, например, организовал программу встречи нового тысячелетия на Красной площади.
Рассказываем мы и об истории проведения елок у нас во Дворце. Одно из таких занятий ведет хранитель наших новогодних традиций, председатель совета ветеранов Дворца Валентина Мягкова. Знаете, как интересно сравнить современный пригласительный билет на елку с билетом десятилетней давности!
– А кого вы принимаете в школу?
– Приступив к занятиям, мы неожиданно почувствовали колоссальный интерес учреждений культуры, образования, коммерческих структур. К нам обращаются с просьбами принять на обучение даже тех Дедов Морозов, которые работают рекламными агентами в магазинах. Но мы принимаем только специалистов системы образования. Потому что именно образование стоит на переднем рубеже работы с детьми. Система детских праздников в школах, центрах творчества сохранилась. Если у коммерсантов есть деньги – они проведут праздник, нет – махнут рукой: да и зачем нам Дед Мороз, можно его на пленку записать или Санта-Клауса пригласить. Им все равно.
Порой в нашей школе учатся люди с большим педагогическим опытом. Это энтузиасты, которые во имя детства готовы сесть за парту и учиться заново.
Манящие чары
Чтобы своими глазами увидеть, как из обычных людей делают волшебников, я решила заглянуть на урок к режиссеру Владиславу Панфилову. Как оказалось, за партой будущие маги вовсе не сидят. Вместо этого они играют в салки, водят хороводы и творят прочие несуразности.
– Следующая игра называется «Золотая клетка», – объявляет Владислав Владимирович. – Она особенно актуальна, поскольку наступает год Петуха. Мальчики-петушки встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. Пока звучит музыка, девочки-курочки свободно могут залетать и вылетать из круга. Музыка замолкает – клетка закрывается. Пойманные присоединяются к охотникам.
Под общее веселье через несколько минут петушки переловили всех курочек.
Владислав Панфилов руководит коллективом «Охочие комедианты», проводит праздники в столице и регионах и знает столько игр, сколько звезд на небе. По мнению Владислава Владимировича, игру можно придумать из чего угодно, главное, чтобы в ней был манок. Это завлекалочка, которая позволяет втянуть в круг участников как можно больше человек. Одна из его игр так и называется – «До кучи», или «Сугроб». Вначале на сцене водят хоровод только четверо. Когда ведущий говорит «до кучи», каждый должен привести в круг еще одного человека. В итоге на сцене оказывается весь зрительный зал и получается «сугроб».
А вот игра для настоящих Золушек, поскольку без потери туфельки здесь не обойтись. Владислав Панфилов делит девушек на две команды и каждой выдает по кольцу обычной бельевой резинки:
– Одну ногу вставляете в резинку, другая у вас свободна. По моей команде начинаете двигаться по кругу. Как только музыка останавливается, быстро вынимаете ногу из резинки. Кто не успел – выбывает из игры.
Под общий хохот на сцене остаются две Золушки-финалистки. Владислав Владимирович поясняет:
– В резинку можно вставлять левую ногу, можно правую. Особый эффект, когда обе ноги внутри.
Воспитайте волшебника в своем коллективе
Казалось бы, кандидаты наук – серьезные люди. А чем занимаются? Вот и Сергей Григорьев, руководитель психологической службы школы, туда же. Вроде лекцию читает, а вроде в игры играет. Например, дает задание поднять руку ровно через полторы минуты, а потом отслеживает – кто поспешил, а кто был самым точным. Это он волшебников на чувство времени проверяет.
– Сергей Владимирович, а для чего нужно чувство времени Деду Морозу?
– Как для чего? Чтобы «елочка, зажгись» вовремя сказать! Все надо делать четко. У каждого Деда Мороза есть сценарий. Если он будет произносить свою речь слишком долго, он половину сценария не осуществит.
Во Дворце творчества Сергей Григорьев заведует сектором развития игровой культуры и уверен, что лучше не читать студентам лекции по психологии в «голом» виде:
– Это делается во всех педвузах. Но из десяти человек с высшим педагогическим образованием в сфере культуры провести реальную игру по описанию могут только двое. Мы неоднократно выясняли это экспериментальным путем. Поэтому нужны не только теоретические занятия, но и игровой тренинг.
Вчера мы, скажем, изучали основные понятия и термины, связанные с психологией новогоднего праздника. Играли в «Толковый словарь». Представляли себе толковый словарь и пытались найти в нем ответ на неожиданный вопрос ребенка.
Детям нужен эмоциональный контакт. Поэтому здесь важно умение отвечать экспромтом, не противореча при этом психологической науке.
– А как раскрепостить ребенка, если он зажат? Вы обучаете своих слушателей подобным приемам?
– Таких приемов много. Их можно разделить на три группы. Прежде всего те, что мы даем на режиссерско-постановочных занятиях. Сегодня вы были на тренинге у Панфилова. У него психология живая, реальная. Он обучает тому, как включать в игру все больше и больше детей, каждый участник должен хотя бы одного человека пригласить или даже втащить в круг. Потому что сейчас мы видим массовую пассивность на празднике, когда работают Дед Мороз и несколько артистов, а в круг никто не встает.
Кроме того, надо просто знать игры, иметь необходимый инвентарь для их проведения. В школе должен быть игровой актив, который надо обучать, чтобы Дед Мороз не остался один на один с большим коллективом детей. Это вторая группа занятий, которая проводится в нашей игротеке.
И третий блок – игротерапевтический. Мы ведь должны устроить праздник для всех детей, в том числе для инвалидов, больных ДЦП, олигофренов. Работать с такими детьми психологически очень трудно. Это большое напряжение для Дедов Морозов и Снегурочек, которые придут в интернаты. Наш Дворец имеет большой опыт проведения фестивалей для инвалидов, и часть этого опыта мы постараемся передать своим слушателям. Конечно, подготовить ко всему невозможно. Но кое-чему наши Деды Морозы научатся. Скажем, элементарная вещь – показать аплодисменты детям, которые не слышат. Как бы вы показали?
– Наверное, похлопала бы в ладоши.
– А у них принято делать так, – Сергей Владимирович поднимает руки вверх и поворачивает кисти в разные стороны. – Для ребят, которые лишены слуха, зрения, существуют свои игровые технологии. Особенно сложно работать, когда в одной группе дети с разными проявлениями инвалидности. Поэтому один из тренингов у нас будет посвящен диагностике, распознаванию различных особенностей детей.
– А традиционные лекции в школе проводятся?
– Конечно. Наши слушатели овладевают современными психолого-педагогическими знаниями. Например, изучают такие аспекты, как права детей на игру и досуг. Ведь никому не преподавали это в педвузе, хотя декларация прав ребенка написана давно.
Здесь возникают разные коллизии. Скажем, родителей пугает цена на подарок, и это может привести к отказу от участия детей в празднике. Мы же знаем, что дети лишаются многих радостей, потому что их мамы и папы мало зарабатывают. Все эти вопросы должны остаться внутренними вопросами тех организаторов, которых мы готовим. Радостное впечатление создать ребенку надо. А возникающие при этом проблемы должны уйти на второй план, они не должны мешать сказочному диалогу ребенка с Дедом Морозом.
– Если бы каждый учитель мог организовать праздник хотя бы для своего класса, у нас была бы другая школа, – подводит итог Сергей Григорьев. – К сожалению, это не так. У нас есть целые школы, где проведение праздника – большая проблема. И они решают ее путем приглашения нанятого Деда Мороза, вместо того чтобы «воспитать» его в своей среде. Хотя я знаю такие школы, где даже директор-женщина играет роль Деда Мороза. Но эти примеры единичны.
О вере и скепсисе
В конце дня мне наконец-то удалось познакомиться со слушателями школы. Как оказалось, среди них есть и начинающие волшебники, и Деды Морозы с опытом. Например, Алексей Разоренов, студент 4-го курса МГПИ, уже три года занимается организацией новогодних праздников в офисах и на дому. Подрабатывая таким образом, можно получить неплохую прибавку к стипендии.
– Но на самом деле я начал этим заниматься не из-за денег, – говорит Алексей. – Одна знакомая Снегурочка предложила – давай с тобой подедморозим. Я говорю – пожалуйста. Начали дедморозить. Сама идея меня увлекла. Захотелось попробовать. У меня тогда даже костюма не было. Пришлось занять денег, чтобы его купить.
– А с кем тебе больше нравится работать – со взрослыми или детьми?
– С детьми. Они сами делают праздник, даже никакого сценария не надо. Ты входишь – и понеслось. Игры возникают сами собой. Дети верят в Деда Мороза и своей верой создают сказку. А если не верят, то очень хотят в него верить. И это желание придает энергию празднику. Взрослые настроены более скептически, на них надо больше работать и создавать праздник самому. Были случаи, когда люди вставали и предлагали: «Дедушка Мороз, садись за стол, мы тебе нальем. Нам хочется поговорить о работе».
– У тебя уже есть опыт. Почему ты решил записаться в школу?
– Поскольку я нигде не учился на Деда Мороза, то занимался самодеятельностью. Ко многим вещам, которые здесь дают в «разжеванном» виде, приходил сам. До сих пор я работал в рамках получасовой программы. Максимум – час. Надеюсь, школа настолько обогатит мой багаж, что я смогу устраивать большие программы на обширную аудиторию. Мне нравится, что занятия проходят в форме реальных событий – проводятся игры, конкурсы, тренинги. И в процессе мы учимся. Я этого не ожидал. Думал, придет дядечка, поправит на носу очки и начнет читать лекции. Здесь с нами работают профессионалы, которые показывают, что надо делать.
Похоже, такой творческий подход приятно удивил не только студентов, но и учителей с весьма солидным стажем. Староста группы Елена Смирнова 14 лет преподавала в начальных классах 450-й школы Восточного округа Москвы, а последний год работает педагогом-организатором во Дворце творчества молодежи:
– Нам сказали, что это будут курсы повышения квалификации, но с уклоном в новогоднюю тему. Никто не был готов к тому, что нас сразу возьмут в оборот, в первый же день нарядят в костюмы, каждый будет примерять на себя роль. Мы, серьезные матронессы, думали, девочки будут изображать Снегурочек. А тут идет такой живой процесс, что невозможно сидеть на месте. Вначале стеснялись. Но буквально после первого часа игровой деятельности все комплексы остались позади, и мы окунулись в детство.
и его команда
Если вы подумали, что стать волшебником довольно легко, то ошиблись. У слушателей школы очень жесткий график. Будущие маги находятся во Дворце с утра до вечера. С музыкальных занятий – на мастер-класс по сценическому гриму, с лекции по психологии – на игровой тренинг, с истории – на хореографию.
Вообще руководство школы уверено, что Дед Мороз – это тот персонаж, который умеет все. Поэтому на занятия приглашают даже фокусников из цирка. А самые простые фокусы, которые позволяют удивить ребят и привлечь их внимание, могут показать и дворцовые игротехники.
– Очень важно сохранить для ребенка детство, волшебство, сказку. И если сегодня Дед Мороз и Снегурочка могут нам в этом помочь, то мы должны вооружить их самыми разнообразными знаниями, – говорит Александр Фролов. – Когда я брался за подготовку содержания школьной программы, сначала видел только верхний пласт, а потом погружался в эту проблему глубже и глубже. Я стал понимать, что фигура Деда Мороза психологически очень важна для сохранения мира детства, который разрушается на глазах. Родители перестали рассказывать по вечерам сказки. Уходят песни, игры, хороводы, присущие многим поколениям. Дети сегодня очень встревожены. Терактами, взрывами, насилием. А Дед Мороз способен контактировать между ребенком и сказочным миром, который помогает ему сохранить веру в добро, в справеливость, в то, что он на этой земле будет услышан. Кроме того, Дед Мороз и его свита – это противопоставление интервенции в мир ребенка иностранных и чужеродных героев наподобие человека-паука. Ребенок сегодня окружен всевозможными монстрами и не может им противостоять. И тут возникает фигура волшебника, мудрого, понимающего, которому можно доверить самое сокровенное. А рядом с Дедом Морозом встают герои – носители добра. Не случайно в сюжетах последних лет в нашей стране зарубежных монстров сменяют герои наших сказок – Баба Яга, Снегурочки, Снеговики. Злу противостоит новая команда Деда Мороза. А мы можем эту команду формировать. Мы можем ввести в нее новых героев. Ведь у нас много лет в елках участвовали пионеры, совершавшие добрые поступки. И мне очень нравится, когда сегодня наряду с Дедом Морозом действуют современные мальчишки и девчонки, отважные и смелые.
Главная педагогическая задача нашей школы – сохранить Деда Мороза как одного из волшебников, в которого дети верят. Они уже во многое не верят в нашей жизни. А вера в Деда Мороза осталась. Если мы не будем хранить этот образ, облекать его в некую реальную фигуру, то эта тоненькая нить между сказкой и ребенком оборвется.
Мне бы очень хотелось, чтобы со временем прошел международный конгресс Дедов Морозов, на котором они подумали бы о защите мира детства. Может быть, тогда взрослые политики что-то предпримут. Невозможно не услышать голос этих великих волшебников.
Впереди – экзамены
Сейчас у слушателей школы самые напряженные дни. Полным ходом идет подготовка к выпускным экзаменам, назначенным на 24 декабря. По словам Александра Фролова, ученики всех лет с большим трепетом и страхом ждут этого испытания, поскольку их оценивают самые строгие судьи – дети.
А в этом году состав детского жюри особо внушителен – в него включены представители всех профильных отделов Дворца – юные танцоры и чтецы, техники и поэты, астрономы и художники. Как тут не волноваться?
Испытание на профпригодность, которое предстоит пройти потенциальным Дедам Морозам и Снегурочкам, будет включать визитную карточку, ответы на вопросы детского жюри и музыкальное попурри. А чтобы магам было не очень страшно, им разрешили привести с собой группы поддержки.
Ребята разработали целую систему номинаций, причем каждый год возникают новые и новые. Например, в прошлом дети выбирали «Самого доброго Деда Мороза», самого красивого, самого волшебного, самого-самого. Фантазия у мальчишек и девчонок не иссякает.
«Может быть, всем педагогам хоть раз в году стоит сдавать экзамен перед детьми, – говорит Александр Семенович. – Потому что это проверка на профессионализм, на мастерство, на высокое звание, в данном случае Деда Мороза».
Любое учебное заведение должно подтверждать качество обучения серьезным документом. Выпускники Школы Деда Мороза получат сразу два. Один из них – удостоверение о повышении квалификации государственного образца Московского института открытого образования. Второй – именной диплом c печатью российского Деда Мороза.
Так что если вы пригласите к себе домой или в школу Деда Мороза со Снегурочкой, не забудьте спросить у них документы. Вдруг это не настоящие волшебники?
Фото Михаила КУЗМИНСКОГО
Режиссер Владислав Панфилов объясняет правила новой игры
Комментарии