search
main
0

Волшебник изумрудной педагогики. В выездном лагере московского центра образования «Измайлово» работают академики с 5 класса

Мы впервые встретились с директором Центра образования «Измайлово» Александром Ароновичем Рывкиным в его кабинете в дождливой Москве. Беседу продолжили в не менее дождливой Владимирской области, на турбазе «Ладога».

Разговор вели урывками, ибо вокруг нас бурлило невиданное действо, аналогов которому нет не только в отечественном, но и в мировом педагогическом опыте. У Рывкина и его команды оно носит название «ДВА» – Детско-Взрослая Академия.

Остается только дивиться тому, что его имя до сих пор практически неизвестно широкой педагогической аудитории. Впрочем, меня лично это только радует, ибо доказывает, что в герое моем нет ни капли тщеславия.

Бывший хулиган

– Так получилось, что мы оказались рядом с Тубельским. Он был совсем молодым директором школы. И с 1983 года мы стремились консолидированно выживать. Мы очень похожи были по основной идее: практически непрерывная школа, как обучающая среда, в которую ребенок помещается вместе со своей семьей. У нас, кстати, уже и в составе педагогов, методологов, игротехников, актеров и других специалистов в основном семейные пары.

– Такая вот получается «домашняя церковь», как называли в старину дворяне семью. Алтарь. Храм. И – дом. Чаепитие за овальным общим столом под абажуром…

– Что-то вроде того. Мы были первыми вместе с МЖК «Сабурово», кто ввел в комплекс со школой детский сад.

– Забавная игра слов: МЖК «Измайлово», а ваш идеолог – Евгений Федорович Сабуров, экономист, поэт, драматург…

– Ничего забавного. От благих намерений и порывов эмжэковцев осталась лишь тень в виде пришкольного нашего детсада, а сами порывы «завяли», как только люди получили отдельные квартиры.

– Итак, в ваш центр входят две школы (одна, средняя, – бывшая 716-я, вторая – в здании бывшей вечерней), детсад, театральный колледж, свой театр, телестудия… Тубельский рассказывал что, проезжая на троллейбусе, всегда видит афишу вашего центра с репертуаром театра «111» – таков номер вашего здания по Первомайской улице. А еще он говорил, что вы были главным хулиганом Измайлова, и поэтому, как и он сам, хорошо понимаете «трудных» подростков.

– Да, я был хулиганом. Но не в Измайлове, а на Варшавке. В Измайлово я приехал уже добропорядочным педагогом. Спас меня завод, комсомол. Я был лидером шпаны, дело пахло уголовщиной, и мама привела меня буквально за руку на завод, где сама работала. Царствие ей Небесное… А там, в комсомольской организации, были туристы, песни, костры. Достаточно быстро я «перевоспитался» и сам возглавил комсомольскую организацию завода.

– А потом?

– А потом – застой в идеологии, реакция… В общем, спасла меня уже жена – привела в школу, где работала. Тут выучились и до сих пор учатся наши дети. А взяла меня на работу директор 716-й школы Лидия Васильевна Фейгенбаум. Я – ее ученик. Пришел в школу и через два года стал ее директором.

– Самое яркое впечатление той поры?

– Наш лагерь «Кочевник». Именно там мы задумали сместить пионерскую и комсомольскую организацию и заменить их школьным Советом…

– Простите, что перебиваю. Но это было в канун перестройки. А сейчас на дворе – другие времена. И вот мы уже перенеслись с вами в ваш новый лагерь – на ХVI сессию ДВА – в Детско-Взрослую Академию. Лагерный сбор, где начальник лагеря – несравненная Ольга Валентиновна Арефьева.

Ветхий завет и мы

…Итак, турбаза «Ладога» под Владимиром. Речка Старица Рахмановская (старое русло Клязьмы), древние статуи (начала 60-х годов) на мшистых камнях, современная гостиница, кафе «Татьяна», излучина речки, купальня (помост на бочках удален в реку для ныряльщиков). Изумрудные луговые травы и цветы по пояс, асфальтовые дорожки, сосновый воздух и медные стволы сосен на закате и розовые – на восходе (когда не идет дождь…). Здесь «академики» уже второе лето. До этого четыре года подряд селились на турбазе в Суздале, в alma mater их академии. Тема этой сессии академии (ДВА – ХVI) – Ветхий завет, история Авраама. Называется «Ветхий завет и мы». Тяжелое задание… Автор идеи – Сабуров. Ребята и взрослые приехали с томами Библии в рюкзаках и сумках. ДВА проходит по методике ОДИ (организационно-деятельностной игры, автор – московский философ Г.П.Щедровицкий, ныне покойный), модифицированной к работе с детьми. А также – с вкраплениями коммунарства (методики коллективных творческих дел, автор – ленинградский педагог И.П.Иванов, тоже, к сожалению, покойный). Синтез, интеграция этих двух методик, двух социальных течений в отечественной науке, культуре и политике – know-how Александра Рывкина и его команды.

– …Нет, неправильно, – замотал головой Рывкин, прочтя эту страничку текста. – Никакого коммунарства тут нет.

– Нет, есть, – упорствовала я. И стала перечислять: «путешествие по станциям» (здесь – по мастерским), песенный круг, гитарист в центре, прощальный костер, сам подход к песням, работа в группах (в «отрядах») в кругу, сидя на полу, «пленар» (пленарное заседание) – тот же общий сбор… А «разбор полетов» на «рефлексии» – комиссарский «огонек».

– Ну, значит, вы его видите, коммунарство свое. А я нет.

Тогда я потребовала с него самостоятельную формулировку его ноу-хау. Он выдал в своем духе:

«…Формат данной сессии (как и всех предыдущих) базируется на методиках оргдеятельностной игры (автор Г.П.Щедровицкий) и техниках театральной и социоигровой педагогики. Дело в том, что на ДВА встречаются и совместно работают представители различных творческих коллективов, собранных под одной крышей в Центре образования «Измайлово». Форма ДВА создана специально для того, чтобы сессия решала проблему интеграции, взаимообогащения, преодоления педагогических стереотипов – с одной стороны. А с другой – это уникальная возможность для взрослых и детей сформировать такое сообщество, которое невозможно сложить в рамках классно-урочной системы и предметного обучения и преподавания.

Вот уже вторая сессия ДВА посвящена Ветхому завету. Для чтения и понимания такой книги, как ни для какой другой, требуется специальная организация ситуации коллективного чтения, обсуждения, дискуссий…»

…Ну а что касается нашей с ним дискуссии, то ответ я нашла (вспомнила). Правы и Рывкин, и я. Просто открытия – вещь объективная что в науке, что в искусстве, что в педагогике.

Их совершают не просто из любви к новизне, а в силу необходимости. Открытие – это выход из безвыходной, казалось бы, ситуации. И, как и в большой науке, на одни и те же открытия в педагогике выходят люди вовсе друг с другом не знакомые. Так, Тубельский и Штейнберг одновременно с Всероссийским п/л «Орленок», куда в начале 60-х Симон Соловейчик «запустил» методику Иванова, вышли в Москве на те же открытия (со своей модификацией). Вот и Рывкин такой же. Очевидно, то, что он называет социоигровой педагогикой, и есть то, что называю я «коммунарством».

…Он ходит в мягкой темно-зеленой тужурке между группами. Бьет комаров на лысине. Группы под соснами и в холлах гостиницы яркие, в разноцветных шапочках, на разноцветных ковриках, привезенных из дому (тех, что кладут в ванной, когда принимают душ). Что тебе разноцветные гномы! Спрашиваю его: «А вы знаете, что вы – волшебник?» – «Знаю», – ответил спокойно и коротко. И хлоп комара. Жена его Виктория Борисовна и младшая дочка Оленька – тут же. Хозяин и Хозяйка – как в «Обыкновенном чуде», помните?

Мягким дождем осыпаются, пружиня об игольчатый наст, мелкие шишечки с высоких, под небо, сосен.

Из установочного доклада перед ребятами на ДВА-ХVI, в конференц-зале:

«…Кто ждал здесь пионерский цирк – просчитались. Почему наше дело называется академией? У Платона была своя академия (оттуда, из Древней Греции, и происходит это слово). В ней не сидели за партами, а гуляли по садовым дорожкам и вели беседы учителя с учениками наравне. Вот и наша академия – Детско-Взрослая. То есть познание в сотрудничестве ребят и взрослых.

Обычные школьные предметы – вообще-то прошлое человечества. Знание, собранное в учебниках, уже все доказано и рассказано. Люди им давно не пользуются. Это мертвая, застывшая педагогика. А дети, мы уверены, должны изучать не «зады» науки, а входить в такие образовательные проблемы, которые определяют будущее человечества.

Вот и мы в ДВА будем изучать вопросы, которые человечество пока не решило. Ответов однозначных на них у человечества нет…»

Главная работа – интеллектуальная, по методике ОДИ, в группах и на «пленаре». То и дело под соснами, в холлах и в зале, на презентациях работы групп слышны вопросы и раздумья о Боге, об Аврааме (тема сессии, напомню, – «История Авраама»), Лоте, Авеле, Каине..

– Кто такой или что такое Бог?

– В Бога верят или Богу верят?

– Адам и Ева не доверились Богу… А Бог доверяет человеку?

– Кого в Ветхом завете назвали не пророком, не праведником, а – Другом Божиим? Нет ответа? Так вот: Авраама, единственного из людей Друга Господня!

– …Докажите. Текстом докажите!

Быстро листаются страницы Библии. Ведущие постоянно подчеркивают: речь не о вашем мировоззрении (это же не религиозная пропаганда, а образование), речь о первоисточнике.

…А я почему-то вспоминаю, как также мы выуживали «формулы» из Александра Грина на «Гринландии» во время коммунарского сбора, проводимого в 70-х в 73-й московской школе нашим клубом «Алый парус» – Комбриг»…

Шкала ценностей

– Вы – счастливый человек. Когда вы особо чувствуете это?

– Когда понимаю: я нужен, востребован. Еще я понял, что умею и могу формировать команды. В «хулиганском» отрочестве – из шпаны во дворе. В юности – на заводе в туристической среде, затем в молодости в заводском комсомоле. В школе – детские команды. Я научился любить детей и быть с ними, не уходя из взрослого состояния.

– Но став директором в 30 лет, вы сформировали множество взрослых команд во времени и пространстве…

– Для меня очень хороший учитель – такой же ребенок, как все дети.

– Ваша шкала ценностей?

– Толерантность. Интеллигентность. Социальный и политический либерализм (при этом не отождествляю себя ни с одной из политических партий). И все библейские заповеди.

Турбаза «Ладога»

…А еще они купались, играли в футбол под руководством учителя физкультуры, делали модные стрижки в «салоне» у Ольги Лазаревны, готовили и вкушали «архиерейскую уху» по рецепту актера и «групповода» Вичканова, демонстрировали моды в «Театре поз» актрисы Камневой, ездили на экскурсии во Владимир, Суздаль, Борисо-глебский монастырь, учились играть на гитаре в «мастерской» у Сергея Кирилловича, желающие учились молиться вместе с Татьяной Михайловной, бывшей сотрудницей центра, а теперь методологом из Ярославля. Параллельно, до подъема, другие желающие занимались гимнастикой по системе йоги вместе с Ириной Геннадьевной…

Плясали на дискотеке (поразительно пластично – сказывались уроки сценического движения) и тихо пели под гитару, глядя друг на друга с особыми, просветленными лицами. Чуть застенчиво и очень по-доброму. Здесь вообще никогда и ни от кого не услышишь повышенного голоса, даже смех не вульгарен, а просто жизнерадостен. Всего не перечесть!

А чего стоит их собственный, настоящий репертуарный театр в Москве! Пьесы Евгения Сабурова, по сути, открывают новую страницу в образовании, возвращая его, по мнению Рывкина, к изначальной роли Мистерий, только на современный лад, с современной, новаторской дидактикой. Ну о Сабурове – вообще отдельный разговор.

Из беседы в Москве

В конце разговора, уже провожая меня по коридорам в тенистый двор за чугунной решеткой, Александр Аронович сказал с застенчивой улыбкой и мягким светом в глазах:

– …И пусть всеобщая новая педагогика родится не при моей жизни – но пусть сам жизненный путь мой будет принесен на ее алтарь.

А я подумала: как хорошо, когда есть он у человека, свой Алтарь.

Интеллигент чеховского склада

…Он любит детей и людей щемяще, пронзительно. Лишь краем глаза успела заметить, обернувшись, как повлажнели его глаза, наполнились слезами умиления, когда он смотрел еще в Москве видеозапись прошлогодней ДВА. Выступления детей.

…Ясно одно: цены он себе не знает, этот интеллигент чеховского склада. Потому и добралась я к нему так поздно, что он славы не ищет. Как, впрочем, всякий нормальный Волшебник. Только ненормальные «волшебники» и «гении» ее ищут и жаждут. Но я – не о них.

Москва – Турбаза «Ладога», Владимирская область – Москва

P.S.

Волшебный состав ДВА – ХVI

Назарова Ирина Геннадьевна – руководитель ХVI сессии ДВА, зам. директора по научной и экспериментальной работе,

Специалисты службы социально-педагогического проектирования:

Глазкова Татьяна Евгеньевна (выпускница школы), учитель истории,

Артамонов Кирилл Сергеевич – учитель истории,

Черных Лариса Николаевна – психолог,

Юдина Татьяна Петровна – учитель словесности.

Специалисты лаборатории театральной педагогики:

Вичканов Александр Викторович – актер и режиссер,

Камнева Татьяна Михайловна – актриса и педагог театра (выпускница школы).

Педагоги «Школы мышления» или мыследеятельностной педагогики:

Пирогова Людмила Борисовна – учитель словесности,

Караваева Ольга Николаевна (выпускница школы),

Баскакова Зоя Леонидовна (выпускница школы),

Арефьева Ольга Валентиновна – учитель биологии и физики (выпускница школы),

Бовшовский Эдуард Игоревич – учитель математики,

Романова Виктория Борисовна – учитель истории (выпускница школы),

Юганова Фрида Семеновна – учитель словесности,

Ермолова Надежда Викторовна – учитель словесности (выпускница школы),

Конева Ольга Лазаревна – учитель технологии,

Игошева Екатерина Евгеньевна – психолог.

Студенты московских вузов, выпускники ДВА и школы:

Мартанова Наталья, Строганова Марина, Савуляк Юлия (педагоги театра), Ермолова Светлана, Астахов Роман;

Плахотников Сергей Владимирович – руководитель лаборатории социоигровой педагогики «Азъ»;

Дубиничев Егор Евгеньевич – педагог дополнительного образования;

Губанова Татьяна Михайловна – один из учредителей ДВА, методолог, г. Ярославль;

Детей, участников ХVI сессии ДВА, – 84 человека (5-11-е классы).

Идеолог сессии – Сабуров Евгений Федорович.

От редакции

Для тех, кого заинтересовал этот педагогический опыт, сообщаем контактный телефон Московского ЦО «Измайлово»: (095) 465-1449

Александр Аронович РЫВКИН

Зеленая Академия в действии

Анализ текстов Ветхого завета в группе

Подготовка к «Театру поз»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте