search
main
0

Волшебная сила

От научной концепции к вариативной практике

Начнем словами русского философа Ивана Ильина: «Искусство есть служение и радость…» Исходя из этих удивительных слов, мы и начнем рассуждать о воспитательном значении искусства.

Воспитание школьников является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой ведущий компонент социального заказа. К средствам воспитания относится все то, что оказывает воздействие на развитие личности ребенка, формирование установок, привычек, норм, личностных качеств. В частности, это такие средства искусства, как музыкальное творчество, театр, танец и пластическое самовыражение, изобразительное искусство, художественное творчество. О том, как применять вышеназванные средства в работе образовательной организации, как решать с их помощью воспитательные задачи, мы говорили на школьном форуме в рамках XXXI передвижной Международной выставки детского изобразительного творчества «Я вижу мир: мир Вселенной», обсуждали на нашем форуме «Воспитание школьников средствами искусства: от научной концепции к вариативной практике».

Основой присвоения и освоения любых знаний и представлений детей являются три главные сферы человеческой жизни:
1) сфера творчества, базой которой служат чувства и красота;
2) сфера знания, опирающаяся на мышление и истину;
3) сфера практической деятельности, основывающаяся на воле и общем благе.

Дети – это всегда творчески заряженные личности, которые видят образами, объемами, красками. Согласитесь, очень редко встретишь ребенка, которому было бы неинтересно что-то создавать своими руками. Кто-то сам проявляет инициативу, кому-то надо помочь. И ни один ребенок не откажется от цветных карандашей и пластилина, чтобы выразить в художественных образах свои впечатления, потрясения, переживания, потому что творчество доставляет несказанную радость. Далеко не каждый из нас умеет радоваться. Утомляться, жаловаться, возмущаться – это пожалуйста! А чтобы искренне порадоваться, нужно послужить, то есть затратить хотя бы немного своих душевных и духовных сил, и результат не заставит себя ждать. Радость наполнит и даст силы творить дальше, познавать. Дети это очень хорошо знают, вернее, чувствуют, поэтому и берут в руки карандаши и кисти, слушают музыку, танцуют, оживляют кукол, выходят на сцену. И дальше только наша задача – поддержать, направить и научить.

Каждый ребенок уникален, и у него должна быть возможность попробовать себя в различных направлениях.

Культурная среда нашей школы представляет собой совокупность условий успешного развития личности, так как направлена на обеспечение ребенка свободой выбора разнообразных способов самостроительства, самоосуществления и самореализации в процессе сотрудничества и сотворчества с другими.

В настоящее время понятие компетентности предполагает не только знание, но и практическое овладение им в тесной связи с реальной жизнью, а также способностью личности к передаче имеющихся знаний, умений, навыков другому человеку.

На современном этапе развития психолого-педагогической науки и практики наблюдается усиление интереса ученых и педагогов-практиков к возможностям влияния культурной среды на процесс воспитания. В понятие культуры входят интеллектуальное развитие человека, его мышление, воображение, интересы, его поведение.

Образовательное пространство – это все то, что окружает учащегося и влияет на воспитание, образование и развитие личности. В таких условиях создается общая культура школы, которая интегрирует все образовательные блоки, обеспечивает учащихся необходимым запасом знаний, способами творческой деятельности, духовным развитием и стимулирует потребность в саморазвитии.

Главной целью образовательного процесса выступают и личность ученика, и личность педагога, их единое стремление к всестороннему и гармоничному развитию.

Основная идея – организация жизни и деятельности школьников по законам красоты. Большое значение придается организации эстетически наполненного, культурного пространства силами самих ребят.

Раскрытие эстетического и общекультурного принципов через объективные и субъективные проявления красоты в окружающем мире привлекает к разработке системы эстетического воспитания. Мы проводим мастер-классы, воркшопы, конкурсы.

Изучение социокультурной среды в различных аспектах ее проявлений и влияний на школьников направлено в основном на выявление культурообразующей роли школы, с помощью которой происходит реализация культурно-эстетического компонента образования и воспитания, от которой в конечном итоге зависит успешная социализация школьников в их дальнейшей жизни.

Результатами деятельности нашей школы мы делились на форуме «Воспитание средствами искусства: от научной концепции к вариативной практике».

На примере эстетических классов мы демонстрировали, как практическое постижение разных видов искусства вплетено в процесс основного образования. Ребята занимаются изобразительным искусством, хореографией, театральным творчеством. И мы попытались показать все эти направления.

Вот одно из них. Вы, наверное, не раз замечали, как люди, стоило им только взглянуть на театральную куклу, начинали улыбаться. Откуда эта абсолютно детская открытая реакция взрослых и вполне разумных людей с нормальными реалистичными взглядами на жизнь? Почему странное тряпичное существо с головой из папье-маше и с волосами из шерстяных ниток вызывает восторг и удивление, заставляет плакать, сопереживать, безудержно смеяться? Что происходит? Потому что тот человек, у кого это тряпичное существо оказалось и вдруг ожило в руках, знает тайну «живой воды»! И это не сказки, не пустые слова, это истинная правда. И главное, что эту тайну может постичь каждый, у кого есть на то горячее желание. Заключается она в мастерстве и в доброте, то есть в служении и умении сочувствовать. Вот как только эти два вектора пересекаются, вспыхивает искорка, которая зажигает зрительские сердца, заставляет работать души. И самое интересное, что все это подвластно детям.

Ребенок берет в руки куклу и… забывает обо всем на свете. Его внимание теперь полностью сосредоточено на кукольной жизни, за которую он несет ответственность перед партнерами и зрителями во время всего сценического действия. Ведь кукле приходится отдавать все – и голос, и пластику, и свое сердце, иначе она не будет жить в твоих руках… И первенство, наконец, тоже ей! Что должно твориться в душе у ребенка, который биение своего сердца воспринимает как биение кукольного? Какой чуткостью должна откликаться его душа на все действия куклы, за которой нужно следить настолько сосредоточенно и четко, что, чуть упустишь мгновение, и голова или рука безжизненно повиснут. Поэтому ребенок, которому дорого это состояние созидателя, никогда не будет жестоким и равнодушным.

Кукла способна заставить думать, рассуждать о себе как о герое произведения, о мотивах своих поступков, то есть опять же сочувствовать и объяснять поведение другого человека. Как же это важно! И как нам всем порой не хватает понимания друг друга! А работая вместе на сцене, юным артистам приходится уступать, поддерживать, выручать. Иначе никакого спектакля не получится. Таким образом, занятия театральным искусством, театром кукол – это своего рода нравственный тренажер, упражнения которого очень пригодятся в отношениях во взрослом реальном мире. И это чуть ли не главная задача всей нашей жизни.

Мы не можем быть оторваны от жизни и прекрасно знаем, что работодатели ждут молодых людей, которые не только обладают определенными знаниями, но и демонстрируют способность к творческому мышлению, решению проблем, гибкость и эффективную коммуникацию.

Предприятиям требуются прогрессивные, всесторонне развитые, оригинальные мыслители, уверенные и самомотивированные работники.

Такие личности можно сформировать и воспитать только с помощью симбиоза разных видов творческой художественной деятельности. Самые сильные, интересные, реализованные люди – это нашедшие себя.

И в каких бы формах мы ни предлагали детям творчески развиваться – во время учебного процесса в школе, давая возможность решать творчески задачи даже точных наук, или в кружках дополнительного образования, целенаправленно погружая в творческие профессии, нравственная основа будет фундаментом этой работы.

Милана АДАМЯН, заместитель директора по воспитательной работе и социализации школы №1257;
Оксана КОЛАБСКАЯ, педагог дополнительного образования школы №1257

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте