На законодательном уровне волонтерство / добровольчество в нашей стране зафиксировано в Федеральном законе №82 «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. (ред. от 23.07.2008 г.). Закон закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения – «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».
В московских школах и колледжах добрые дела, конечно же, были всегда – в той или иной форме, с теми или иными мотивами… Они есть и сегодня. Следует отметить, что всех участников воспитательного процесса (педагогов, родителей) прежде всего волнует педагогический аспект организации и проведения любых акций – будь то тимуровская помощь ветеранам, уход за мемориальными объектами или субботник. Сегодня педагоги рассматривают волонтерство в первую очередь как одну из технологий воспитания активного гражданина. И все сильнее акцент в оценке данного вида общественной деятельности смещается с эпизодичных попыток помочь нуждающимся именно в сторону формирования качеств гражданина, мотивации к системной работе на благо общества, как бы пафосно это ни звучало.По итогам проведенного опроса к концу 2015-2016 учебного года в московских школах и колледжах насчитывалось 180 тысяч школьников, которые занимались волонтерской деятельностью. Если сопоставить эту цифру с общим числом обучающихся – а их миллион человек, – то окажется, что в той или иной степени в волонтерских программах участвует каждый пятый. Анализ показал, что в одних образовательных организациях волонтерами считают всех, кто хоть раз принял участие в субботнике или смастерил своими руками открытку для ветеранов, а в других даже регулярные и эффективные добрые дела волонтерством не называют: они же просто людям и городу помогают! При этом организованных волонтерских объединений или отрядов, которые имеют определенную структуру, символику, план работы, постоянных социальных партнеров, – всего около 80. Основной возраст волонтеров – 14-17 лет, девушки составляют 57 процентов от общего числа, юноши – 43 процента.Волонтерство помогает школьникам проявить себя как будущих активных граждан, которых заботит развитие родного города и страны в целом. В московских школах и колледжах реализуются различные направления волонтерства. Что и как понимается и реально реализуется в рамках каждого направления?Патронатное волонтерство – уход за местами боевой славы. Сегодня под патронатом московских школьников и студентов находятся около 1000 мемориальных объектов (мемориальные доски, могилы, стелы и т. п.) не только на территории Москвы, но и Московской области, а также на линии обороны Москвы. Самые распространенные формы работы: субботники, частичная реставрация памятников, торжественные митинги, выставление Почетного караула.Спортивное волонтерство – создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, сохранение и укрепление здоровья: мастер-классы, занятия на площадках для воркаута, просветительская работа с различными группами населения, организация семейного досуга на основе занятий физической культурой.Экологическое волонтерство – основа экологического воспитания молодежи, формирование бережного отношения к природе и родному городу: это благоустройство парков и зон отдыха, высадка цветов, деревьев, организация и проведение субботников, просветительская работа, в том числе в начальной школе силами старшеклассников-волонтеров. Только в прошлом учебном году волонтеры из образовательных организаций Москвы посадили около 1000 насаждений, в 2016-2017 учебном году планируется посадить 1500 деревьев и кустарников, облагородить не менее 10 парков и скверов.Событийное волонтерство – участие волонтеров в организации и проведении массовых социально значимых мероприятий, концертных программ, акций, парадов. Так, только в одном мероприятии с участием мэра Москвы С.С.Собянина и Патриарха всея Руси – параде Кадетского движения Москвы на Поклонной горе – ежегодно участвуют более 500 волонтеров! В подготовке и проведении Форума кадетского образования в Кремле участвуют более 300 волонтеров, прошедших обучение в «Школе волонтера» на базе Центра патриотического воспитания и школьного спорта.Социальное волонтерство – встречи с ветеранами, героями, концерты для пожилых людей и ветеранов, благотворительные акции с передачей подарков и поделок детям («коробка храбрости» и т. п.). Только в этом году акция «Дети вместо цветов» позволила собрать более 8 миллионов рублей для помощи тяжелобольным детям.Профессиональное волонтерство – специфическое направление деятельности, реализуемое в профессиональных образовательных организациях столицы. Студенты получают возможность делать добрые дела, используя полученные в процессе обучения в колледже или техникуме профессиональные навыки парикмахера, стилиста, дизайнера, повара и т. д. и т. п. Например, профессиональные навыки строителя, реставратора и ландшафтного дизайнера успешно применяются при приведении в порядок мест захоронений, памятных мест боевой и трудовой славы столицы.В целях систематизации волонтерской работы в системе московского образования к началу 2016-2017 учебного года на основе анализа разработан и реализуется Городской образовательный проект «Эстафета живых дел».В рамках проекта:- определены опорные площадки для реализации основных направлений деятельности;- проводятся занятия в «Школе волонтера» (тренинги, мастер-классы);- создан профильный Единый информационный ресурс волонтерского движения Москвы: www.volonter.msk.ru;- организуются массовые единые волонтерские акции на всей территории Москвы.На Первом съезде Волонтерского корпуса образовательных организаций Москвы, который состоялся в марте 2017 года, были подведены первые итоги реализации проекта и намечены перспективы развития этого общественного движения. Марина МАСЛОВА,руководитель структурного подразделения Центра патриотического воспитания и школьного спорта,Светлана ЗАЖИЦКАЯ,руководитель отдела Центра патриотического воспитания и школьного спорта
Комментарии