search
main
0

Вольный стиль. Самбо воспитывает и силу, и доброту

Московская детско-юношеская спортивная школа «Самбо-70» на сегодняшний день – одна из лучших школ в Европе. В ней учился чемпион мира, известный российский спортсмен Александр Михайлин. Он для ребят настоящий кумир. В этой школе работают виднейшие специалисты, которые в свое время сами защищали честь страны. В группе заслуженного тренера России Сергея ЛУКАШОВА за годы работы выросло много сильных спортсменов, мастеров спорта, чемпионов и призеров престижных турниров. Достаточно назвать Сурена Балачинского. Известный тренер поделился с нами секретами своей работы.

– Сергей Николаевич, как вы настраиваете учеников перед стартом?

– На самом деле любой ребенок, когда борется на соревнованиях, испытывает психоэмоциональную нагрузку. И на турнире, наоборот, возникает нужда в успокоении. Нужно его привести в норму, чтобы он успокоился и хладнокровно принимал правильное решение по ходу схватки, как на тренировке. Думаю, нужно не гнать учеников вперед, а останавливать, чтобы они анализировали свои действия.

– Вы следите за жизнью ваших учеников вне ковра?

– Обязательно. Ведь от того, из какой среды ребенок попал к нам, многое зависит. К нам приходят как дети из неблагополучных семей, так и наоборот, из тех, где все хорошо. Некоторые ребята нуждаются, чтобы их в буквальном смысле воспитывали. Они не знают элементарных вещей, потому что выросли без родителей, с бабушкой и дедушкой.

– Насколько для вас важна работа с родителями юных спортсменов?

– Родители могут быть союзниками или противниками. К сожалению, второе тоже встречается. Иногда в школе ставят одни задачи, а родители противятся этим задачам и пытаются настроить ребенка по-другому. Но такое бывает редко. А чаще всего родители – наши союзники. Мы встречаемся, обсуждаем проблемы и ищем рычаги, которые помогут развить в ребенке нужные качества.

– Многие ученики школы «Самбо-70» участвуют в соревнованиях и по самбо, и по дзюдо. Сложно ли им это?

– Это сложно лишь в том смысле, что у ребят в этом случае больший объем соревнований и соответственно разные нагрузки. И здесь многое решает тренер. Например, вот этому ребенку можно поучаствовать в нескольких соревнованиях, а этого надо придержать, так как он проиграет. А в принципе одно другому не мешает. Конечно, у этих двух видов спорта разнятся правила, но они очень похожи друг на друга.

– И все-таки нагрузки у ребят очень высокие. Ведь в школе они проводят целые дни. Сначала приходят на общеобразовательные предметы, а потом в зал.

– Нагрузки снижены по сравнению с тем, что было раньше. Я сам учился в школе двадцать лет назад. Тогда это была шестидневка, и у меня было 9 тренировок в неделю. Как видите, мы все живы и здоровы. Кстати, многие родители приводят к нам детей именно с пользой организовать их свободное время. Такие школы, как наша, позволяют занять ребенка, показать свет впереди.

– Сергей Николаевич, а какими качествами должен обладать ребенок, чтобы добиться успеха в спорте?

– Факторов очень много. Важно, чтобы ребенок был созидательно настроен, чтобы ту силу, которую он развил в себе в нашей школе, он тратил на добрые цели. Что касается чемпионских качеств, то тут нужна настроенность на победу. Ведь если ребенка победа радует, то у него вырастают крылышки. А человек, который не стремится к победе, ничего не добьется. А вообще у нашей школы три основные задачи. Во-первых, отвлечение детей от улицы. Во-вторых, воспитание в ребенке сильного духом человека, гражданина России. Спортом заниматься тяжело, но через эту трудную, черновую работу формируется тот тип характера, который будет востребован в жизни. Третья задача – это спорт высших достижений. Начиная с юношеского и заканчивая взрослой командой – олимпийской сборной нашей страны.

Это факт

Борьба самбо появилась в России сразу после революции. Созданная в эти годы ВЧК искала способы вооружить своих сотрудников приемами задержания и обезвреживания преступников. В 1930 году самозащита была включена в программу обучения студентов Центрального института физической культуры в Москве. В 1932-м требование знать и уметь применять приемы самозащиты было введено в нормативы комплекса ГТО 2-й степени.

В 1930 году в Московский институт физкультуры пришел специалист по японской борьбе дзюдо Василий Ощепков. Он изменил старинную систему, применяя ее к новым советским условиям. Вместо кимоно и традиционных брюк появились специальные борцовские куртки и обыкновенные спортивные трусы, а на ноги Василий Сергеевич предложил надеть борцовские ботинки с мягкими рантами. Ощепков стал проводить открытые соревнования по новой, усовершенствованной системе, которую называли тогда «борьба вольного (свободного) стиля».

Две школы новой отечественной системы самозащиты работали независимо друг от друга. Они часто ездили друг к другу на тренировки, устраивали состязания, подначивали друг друга, чья система лучше. В 1935 году было проведено первое первенство Москвы по самозащите. В 1937 году состоялись первые соревнования между командами Москвы и Ленинграда. Спустя год прошел общий съезд представителей обеих школ и появилась федерация борьбы вольного стиля. А в ноябре был издан приказ о признании нового вида спорта. Весной 1939 года состоялся первый чемпионат страны. В нем участвовали 56 спортсменов.

В 1945 году спортивная борьба вольного стиля была переименована в самбо, которая подразумевала два раздела: спортивную борьбу самбо и боевую (закрытую) часть самозащиты.

В последнее время самбо развивается во всем мире. Сейчас этот вид спорта насчитывает 43 национальные федерации, которые участвуют в чемпионатах мира, Европы, Азии, Америки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте