Оформление
Классная комната оформлена в стиле масонской ложи (по иллюстрациям из книги “Мудрость древних и тайные общества” (стр. 92-95).
Портреты знаменитых масонов: Михаила Сперанского, Павла I, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Александра I, Александра Пушкина, Николая Карамзина и др.
Символы масонства: пятиконечная звезда, циркуль, угломер, линейка, отвес.
Выставка книг.
Слово учителя литературы
Среди “белых пятен” нашей истории, загадок, овеянных легендами, масонство занимает особое место. Долгое время эта тема была закрыта для изучения: не было литературы. Сейчас все больше появляется новых публикаций о масонстве. Издаются книги, выходившие в России еще до революции. Сегодня на уроке мы обратимся к теме, которая тесно связана с формированием мировоззрения людей прошлых эпох и современности. Но вокруг масонства и сегодня, и в прошлом много мифов, заблуждений и спекуляций. Тема масонства находит свое отражение в художественной литературе, поэтому задача урока – познакомиться с основами учения масонов, выяснить, кто они такие, какова роль масонов в судьбах героев романа “Война и мир”.
История масонства (слово учителя истории)
Реальная история масонства начинается со строительства собора святого Павла в Лондоне под руководством архитектора сэра Кристофера Рена. Собор строился долго – с 1675 по 1710 год. Тут-то и зародилась замечательная идея: для привлечения общественного внимания к этому долгострою и для сбора дополнительных средств основать артели каменщиков, которые будут “строить” собор, не поднимая ни одного кирпича, а лишь размышляя об этом. Так в Англии зародилось “спекулятивное” масонство. Слово “масон” в переводе с английского и французского означает “каменщик”, а с определением “франк” – “свободный каменщик”. Символами масонства стали орудия труда каменщика: мастерок, отвес, циркуль, угольник. Собор наконец построили, но масонские артели – ложи не исчезли, их становилось больше. Во главе каждой ложи стоял мастер, венерабль. Управляющий целым союзом лож назывался гроссмейстером или Великим Мастером. Появились и первые теоретики масонства: Андерсен и Даугулье, которые подвели под масонство философскую базу, начали создавать его теорию и структуру. 24 июня 1717 года представители первых масонских лож собрались в пивной и учредили “Великую ложу Англии” – объединение всех имевшихся лож. Это первая и единственная достоверная дата рождения масонства как организованного движения. Вскоре масонство перекинулось во Францию и расцвело пышным цветом. Появились традиции, новая символика, масоны придумали себе солидную историю, восходящую от строительства храма Соломона. Главным строителем этого храма был назначен Адонирам, который был убит за то, что не раскрыл магическое слово, сказанное ему царем Соломоном. Это имя бога Иегова. Эта легенда об Адонираме лежит в основе посвящения в степень мастера в масонских ложах. В России первые ложи появились в 30-е годы ХVIII века. Петр I был “вольным каменщиком”, Павел I воспитывался масонами и окружил себя ими, Александр I в начале своего правления был масоном, а в 1822 году запретил масонство, в результате этот запрет способствовал развитию тайных обществ декабристов, среди которых тоже было немало масонов (Муравьев-Апостол, Пестель, Рылеев, Бестужев). Среди масонов было немало известных людей России.
Сообщения учащихся о Пушкине, Кутузове, Карамзине (материал взят из книги Т. Бакуниной “Знаменитые русские масоны”, М., “Интербук”, 1991 г.).
Слово учителя истории
В начале ХХ века интерес к масонам усилился. К 1910 году в русском политическом масонстве числится более 100 человек. По составу в них большей частью были кадеты, меньшевики, эсеры, трудовики (Керенский, Чхеидзе, Коновалов, Некрасов, Терещенко). Еще до революции 1917 года началась кампания против масонов. Использовались два аргумента: 1) масоны имеют в своих рядах евреев, потому они враги православия и самодержавия; 2) масоны имеют в своих рядах социалистов, значит, они связаны с Интернационалом. Современные последователи этой кампании продолжают развивать миф о жидо-масонском заговоре.
Главные идеи масонов (сообщение ученика)
1. Масоны враждебно настроены к монархическому государственному устройству. Все члены общества – братья. И ни язык, ни звание, ни состояние, ни богатство не делают между ними различия.
2. Идеал масонов – демократическая республика. Знаменитая формула: “Свобода, Равенство и Братство”; “Декларация прав человека и гражданина” – произведение масонского происхождения.
3. Идеи народовластия и теория разделения властей обсуждались в масонских ложах.
4. Цель масонства – разрушение христианской культуры и замена ее масонским миром.
5. Человечество – выше отечества. Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создавать международное движение, следствием которого будут идеалы свободы, равенства и братства между народами.
6. Идеи национальных революций, которые разрушат исторически сложившиеся государства и приведут к созданию масонского сверхгосударства.
Символы масонства (сообщение ученика по книге Б. Башилова “История русского масонства”, М., “Русло” – “Община”, 1992 г., стр. 90-92).
Слово учителя литературы
В деятельности масонов Александровской эпохи были некоторые моменты, импонировавшие Толстому, и о них писатель говорит весьма тепло и сочувственно. Это прежде всего вопросы нравственного самоусовершенствования. Носителем этих идей является Осип Александрович Баздеев, который произвел на Пьера сильное впечатление своей страстной проповедью.
Образ “благодетеля” Пьера, убедившего его стать на путь правоверного масонства, написан с реального лица – Иосифа Алексеевича Поздеева, который пользовался популярностью у московских масонов. Это обстоятельство, очевидно, и заставило Толстого оставить без изменения имя и отчество персонажа и внести незначительное изменение в его фамилию.
Работа с текстом романа “Война и мир” (часть вторая, главы 1-5)
Чтение эпизода (гл. 1) со слов “После объяснения с женой…” до “Но и умереть было страшно”.
Слово учителя
Приемом проникновения в психологию действующего лица художественного произведения является внутренний монолог-размышление, внутренняя (“про себя”) речь, рассуждение персонажа. Одна мысль вызывает другую; каждая, в свою очередь, порождает цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов. “Открытия”, которые делают герои, – это ступени в процессе их духовного развития.
Прочитайте следующий эпизод 1-й главы от слов: “Осмелюсь просить ваше сиятельство потесниться…” до конца главы.
Проезжающий вызвал неподдельный интерес у Пьера. При помощи каких приемов автор в столь лаконичной форме знакомит нас с образом масона?
Работа с текстом романа (глава 2)
1. Авторское повествование.
2. Авторское описание-характеристика.
3. Меткое авторское слово-оценка.
4. Портретная деталь.
5. Речевая деталь.
6. Внешний жест.
(К каждому приему необходимо найти на страницах романа свои примеры).
Работа с текстом (глава 3)
Каковы цели братства?
Назовите семь добродетелей, соответствующих семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон.
Вступление Пьера в масонскую ложу.
(Инсценирование страниц романа, гл. 4).
Ведущий: При приеме в масонство от вновь вступающего требуются гарантии. Желающий сделаться “вольным каменщиком” должен заручиться рекомендацией кого-либо из членов той ложи, в которую он желает быть принятым. Затем в назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вводит его в помещение ложи для обряда посвящения в первую масонскую ступень ученика. (Сцена посвящения описана в книге “Мудрость древних и тайные общества”, текст клятвы – в книге Б. Башилова “История русского масонства”).
Слово учителя литературы
“Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями-масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свое имение. Его новые друзья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить им в его новой деятельности” (гл. 5).
Какие конкретные шаги предпринял Пьер Безухов, чтобы практическими делами подтвердить нравственные призывы масонов?
Чем объяснить, что планы его не были осуществлены?
Заключительное слово учителя литературы
В дальнейшем Пьер увидел, что под благообразной личиной святош кроется вовсе не то, что пытались демонстрировать братья по каменщичеству. Толстой пишет: “Из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни” (ч. 3, гл. 7). Пьер видел, что многие представители высшего общества, располагавшие не меньшим богатством, чем он, и принесшие масонскую клятву отдать все свое имущество для ближнего, уклонялись от внесения даже грошовой милостыни, и в его душу стали закрадываться сомнения.
Затем последовало полное разочарование: масоны так много говорили о “служении ближнему своему” и так далеки были от практической деятельности, что Пьер окончательно убедился в их паразитическом образе жизни, масонство было для них приятным и забавным времяпровождением, чем серьезным делом. И он покидает общество “вольных каменщиков” навсегда.
Масонство сегодня
(слово учителя истории)
Сегодня в Европе, Америке, Азии существует большое число масонских лож. Значительная их часть объединена в международную организацию. Но в рядах “вольных каменщиков” нет единства. Сами масоны все меньше отрицают свою связь с политикой, но, как и прежде, главным они считают гуманистические идеалы и обеспечение прав человека. В России легально действуют несколько масонских лож. Одна из них – “Великая ложа России” – имеет свой официальный сайт в интернете. Великий Мастер, некий Григорий Д., в своем обращении к читателям сайта сообщает, что его ложа избегает заниматься политикой. На вопрос, есть ли среди современных масонов известные люди из мира бизнеса и политики, отвечает: “Полагаю, что могут быть”.
Каким будет масонство в будущем? Будет ли оно влиятельной силой или будет притягивать людей своей причастностью к древним тайнам и загадочным ритуалам? Ответы на эти вопросы даст будущее.
Ольга АБРАМОВА,
учитель истории;
Галина ЗАЙЦЕВА,
учитель литературы
Комментарии