Почему важно поступать по совести, а не по зову плоти
Один известный человек сказал: «Счастье – это быть в гармонии с самим собой». Другой известный человек уточнил: «Счастье – это не только возможность делать то, что хочешь, но и не делать того, чего не хочешь». Третий известный человек возразил: «Жизнь – борьба, и счастье – в борьбе». Но спешу вас разочаровать: наш разговор не о счастье (хотя в каком-то смысле и о нем тоже). Если обобщить эти три, а заодно и множество других высказываний, окажется, что все завязано на… воле. В смысле волевых качествах человека.
Одно из мероприятий, организованное на факультете психологии МГУ, доктор психологических наук, академик РАО Вячеслав Иванников целиком посвятил именно этой теме. За неимением возможности процитировать его высказывания буквально приведу их дословно в моем изложении.
«Проблему волевого поведения человека затрагивали во все времена. И сегодня она не менее, а может, и более актуальна, чем сто, пятьсот, две тысячи лет назад. В последние годы на Западе заметно возросло количество исследований, посвященных этой теме. Почему же? Все очень просто: на самом деле практически вся наша сознательная деятельность, а значит, и успех в этом деле так или иначе связаны с проявлением воли в той или иной ситуации. Чтобы что-либо сделать (или, наоборот, чего-то не сделать), человек должен совершить некое волевое усилие над самим собой, над своим организмом. Потому что воля – это всегда конфликт интересов личности и организма, духа и плоти».
«Глупо считать личность человека изначально нравственной, стремящейся только к свету и добру. Наши действия, наше поведение могут иметь самые разные последствия, и воспитание сводится к тому, чтобы научить человека просчитывать эти последствия и брать на себя ответственность за них. Только тогда можно говорить о нем как о полноценной Личности».
«Воля – производное от мотивации. Физиолог Иван Сеченов считал, что ее можно объяснить ценностями и смыслами, моралью и нравственностью, которые постоянно борются с инстинктами, естественными побуждениями, исходящими от нашего организма и требующими делать то, что противоречит нашим убеждениям и установкам».
«Ценности – основа мотивации, а значит, и основа волевого поведения. Ради них человек может быть готов на все, он способен перенести суровые испытания, страдания, боль, жажду, холод, голод и многое другое. История знает множество примеров того, как человек выживал в невыносимых, немыслимых условиях, потому что у него была цель, смысл, идея, ради которой он все это терпел и побеждал. Поэтому если вы хотите воспитать волевого человека, способного на подвиг и геройский поступок, работайте над его ценностями».
«Но что мы знаем о ценностях, как своих, так и чужих? На самом деле очень мало. Ведь и у преступников тоже бывают свои ценности, и они готовы за них страдать. А ведь если мы бы лучше разбирались в этой теме, то могли бы понять причины тех или иных поступков, мотивацию тех или иных действий, а может быть, смогли бы и повлиять на них, предложить вместо одних ценностей другие, чтобы помочь убежденному преступнику стать полноценным гражданином».
«В конфликте личности и организма всегда должна побеждать личность, иначе нет смысла говорить о волевом поведении. Не случайно есть такие понятия, как «высокие мотивы» и «низменные побуждения». Ведь организм постоянно требует еды, воды, ему нужно избавиться от лишней жидкости, газов, продуктов пищеварения, его пытаются подчинить себе гормоны, заставляющие следовать инстинкту размножения, и так далее. А личность должна действовать строго в соответствии с обстановкой, просчитывать разные варианты действий и выбирать из них оптимальный».
«Психология возникла вовсе не для того, чтобы познавать мир. Это прикладная наука, которая призвана помочь людям приспособиться к жизни в этом мире. А суть психотерапии заключается именно в том, что мы помогаем человеку найти смыслы существования и цели, к которым он хочет идти. Жизнь без смыслов – это безвольное существование. Но если в целом у людей смыслы изначально определяются их потребностями, то у Личности нет обязательных потребностей, тут все гораздо сложнее».
«Люди тренировали свою волю всегда. Но стоит особо отметить феномен религиозного послушания, когда человек готов следовать всем рекомендациям, наставлениям и поручениям, которые исходят от его духовного наставника. Со стороны это может показаться полным подчинением, уничтожением воли, однако, как говорят православные, «истинная свобода воли состоит в подчинении своей воли воле божественной». Иными словами, если человек волен чего-то не делать, потому что ему это неинтересно или просто не хочется, но он это делает, потому что так угодно Господу, налицо в высшей степени волевой поступок».
«У русских людей отмечается стремление реализовать себя именно в плане свободы воли. Этим они отличаются от многих других народов, у которых принято следовать культурным традициям, обычаям, установкам, общепринятым правилам и нормам. Все это когда-то было и у нас, но, к сожалению, с некоторых пор смыслы подобного поведения утеряны, люди предпочитают надеяться только на самих себя, свое представление о том, как должно быть и как следует поступать в той или иной ситуации. Казалось бы, мы все менее и менее зависим от кого-то и чего-то, и все более руководствуемся собственными мотивами. Но, как выясняется, чем более человек отказывается от традиционного, тем больше у него проблем с волевым поведением, тем более он управляем и безволен».
…На том мероприятии было сказано еще очень много интересного. Но давайте попробуем спроецировать услышанное на нашу реальность.
С некоторых пор людям усердно внушают мысль, что в своем поведении они должны руководствоваться прежде всего своими желаниями и интересами, и если это противоречит общественным интересам, то надо искать то общество, с которым интересы и желания совпадают. Поэтому да здравствует свобода перемещения, долой тоталитарное государство и вообще #поравалить туда, где лучше. А лучше там, где есть все для удовлетворения наших потребностей, прежде всего материальных и, пардон, физиологических. «Ты этого достоин!» – внушает тебе реклама, предлагая товары и сервисы на любой вкус. Разумеется, о том, чтобы добровольно отказаться от этого, смирив зов инстинктов, ни слова. В конфликте духа и плоти ставка сделана именно на плоть, поэтому так нещадно эксплуатируются образы соблазнительных форм и сексуальных тел, изображения блюд, от которых слюнки текут, напитков, которые хочется употребить как можно быстрее, одежд, в которые хочется облачиться…
К примеру, я не имею ничего против такого явления, как фриланс, что переводится как «свободная занятость». В самом деле, что может быть плохого в том, чтобы человек сам определял круг задач, объем работ, людей, с которыми ему для этого нужно контактировать, а также цену, приемлемую как заказчику, так и исполнителю? Пожалуй, ничего. Вот только явление это (очень красивое в идеале) на практике выглядит далеко не таким прекрасным. Потому что в конфликте духа и тела здесь, увы, организм опять уверенно берет свое, и именно потому, что человека так приучили, он не может иначе. Скажем, хочется спать – человек спит до обеда, потому что он так привык, он «сова», а не «жаворонок», примите это к сведению! Проголодался – отключил Интернет, бросил все дела и пошел на кухню. Или просто заказал пиццу по телефону и очень скоро получил ее с доставкой на дом. Устал – надо дать себе передышку, то есть переключиться с работы на развлекательные сайты или видеоролики.
И, кстати, опыт коронавирусной самоизоляции наглядно показал, что время, которое каждый из нас мог бы потратить с куда большей пользой для себя, своего работодателя и общества в целом, люди в целом тратят нерационально, бездумно, бездарно. Причем в основном ровно потому, что они предоставлены самим себе и не знают, что с этим делать. Режим? Не, не слышали. А что это и, главное, зачем это? Ведь режим – это по-любому самоограничение, но ведь я не хочу, чтобы меня кто-то в чем-то ограничивал, и я сам не хочу себя ограничивать! Поэтому выполняю то, что хочу, когда хочу. А если не хочу… то не выполняю.
Собственно, поэтому современные люди все меньше и меньше стремятся выстроить долговременные отношения, ибо это чревато значительным снижением свобод. Одно дело – провести с девушкой страстную ночь, и совсем другое – выполнять ее просьбы, а не свои прихоти, ездить в гости к ее родственникам, а не на рыбалку с друзьями, слушать ее капризы, а не музыку на полную мощность. А уж что касается детей, то это, извините, вообще кошмар, потому что здесь нужно собственные интересы засунуть куда-нибудь глубоко и надолго, заботясь только о потомстве. Оно нам надо? Никто никому ничего не должен и ничем не обязан, а в жизни еще столько всего надо увидеть и попробовать!
Вы наверняка помните, что стоит за фразой «Я могу бросить в любой момент!». Как правило, ее очень любят повторять люди, пристрастившиеся к алкоголю, табаку, наркотикам и «прочим нехорошим излишествам». Действительно, в ряде случаев их никто не ограничивает: хочешь – делай, не хочешь – не делай, ведь свобода – это святое! Вот только почему-то «бросают в любой момент» лишь единицы, остальные же продолжают травить себя вплоть до плачевного исхода, то есть болезни и смерти. Потому что они либо не понимают, с какой стати должны добровольно ограничивать себя в наслаждениях, либо уже не в силах отказаться от пагубной привычки, смертельного порока. А значит, организм и здесь оказался сильнее личности, сильнее воли.
«А что, это их выбор!» – скажет кто-то. В каком-то смысле это так. И есть люди, целенаправленно уничтожающие себя по причине отсутствия желания жить и развиваться, у них нет целей и смыслов, ради которых стоило бы развивать силу воли и противостоять соблазнам. А такое поведение сродни суициду…
Создавая одни ценности, мы можем сформировать нацию, государство, цивилизацию. И наоборот, если кто-то задался целью разрушить чью-то государственность, разобщить людей, превратить их в Иванов, родства не помнящих, манкуртов без прошлого и будущего, то тогда он должен постараться поставить ценности народа под сомнение, убедить людей, что все это бред и чушь, что этим надо не гордиться, а этого стыдиться.
Но если речь идет о ценностях, мотивации и смыслах, лежащих в основе волевого поведения, и если мы понимаем, что только человек, обладающий силой воли, способен добиться чего-то в жизни, сделать государство сильным и могучим, то почему же в образовательном процессе этому вопросу у нас уделяется так мало внимания? С одной стороны, в принятой пять лет назад Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года слово «ценности» упоминается аж двенадцать раз. В частности, отмечается, что «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». Очень правильные слова, согласитесь. Но если верить Вячеславу Иванникову (а не верить ему оснований нет), следовало бы куда больше внимания уделить вопросам воспитания именно силы воли. Причем у каждого школьника, коль скоро их будущее напрямую зависит от этого качества.
Почему же этого не делается? Не потому ли, что материя эта на самом деле крайне неоднозначная, особенно в контексте массового воспитания будущих граждан? Ведь хорошо, если человек проявляет силу воли там, где нужно нам, и так, как нас это устраивает. Например, честно, никого не боясь, сдает своих одноклассников, которые списывали на контрольной работе. Или, несмотря на усталость, остается после уроков, чтобы добровольно помочь учителю подготовить класс к лабораторной работе на завтра. Но что, если это сила воли ученика, готового бойкотировать уроки под предлогом привлечения внимания к борьбе с загрязнениями окружающей среды? Или это сила воли школьника, который возмущен царящей в обществе социальной несправедливостью, и рисует на стенах граффити с призывами к революции?
Не так уж и ошибаются те, кто говорит, что задача школы – подготовить максимально толерантное к действующей власти и государству поколение, способное на подвиги ради них, любимых. Но вдруг что-то пойдет не так и окажется, что на выходе получились граждане, способные на подвиг против власти и государства? Так не лучше ли обойтись красивыми разговорами о ценностях, не прикладывая особых усилий к реальному формированию у детей волевого (а значит, и полностью самостоятельного) поведения, поскольку безвольными управлять, согласитесь, легче?
Вадим МЕЛЕШКО, фото автора
Комментарии