search
main
0

Волков бояться – в директора не ходить Так думают в древнем Карачеве

Школьный директор – должность почетная и очень ответственная. Директор должен быть не только хорошим педагогом, но и психологом, человеком, способным понять проблемы учителей, детей и их родителей. Он должен быть эрудированным, разносторонним человеком и в то же время настойчивым и даже дотошным, когда дело касается материального обеспечения школы.

Школа имени Горького города Карачева Брянской области – одна из старейших. Что интересно, в 50-е она дважды достраивалась силами родителей и учителей и недавно отметила свой 65-летний юбилей. Из-за того, что школа переполнена (около1100 учащихся), занятия в ней проводятся в две смены. Перед началом этого учебного года в трехэтажном здании сделан косметический ремонт, который обошелся в 330 тысяч рублей. Городская администрация выделила на него 100 тысяч (что в два раза больше, чем в 2000 году), помогли спонсоры, родители, выпускники…
– Не буду говорить за всю Россию, но в карачевских школах, особенно сельских, остаются работать одни фанатики – в хорошем смысле этого слова, – рассказывает директор Карачевской школы имени Горького Татьяна Литвиненко. – Взгляните на тарификацию: у педагога с 12-летним стажем работы в школе ставка 460 рублей, с 13-летним – 520. Директорская ставка – 926 рублей. Представляете, я даже не получаю по одному рублю за ребенка! Это не лезет ни в какие ворота. Ждем обещанного увеличения зарплаты, может, хоть немного станет легче. Перед началом учебного года три карачевские школы остались без директоров. Мужчины уехали работать в Москву, где им пообещали приличные деньги. У нас директор-женщина, кроме, естественно, педагогического образования, должна иметь еще и строительное. Я – чертежник-конструктор архитектурного профиля. Могу пересчитать нагрузку на несущие балки, на перекрытия…
Проблем, на первый взгляд мелких, невпроворот. Например, освещение. Мы подсчитали – каждое утро в школе загорается 1360 лампочек. Они перегорают, и завхозу приходится вкручивать по 10 – 15 штук ежедневно. У нас нешуточные проблемы с мелом. Он клеевой, сильно крошится, у многих детей и учителей от него аллергия. Нам приходится ездить на меловой карьер, слава Богу, он рядом. Карачевский мел мы сушим, сами разбиваем на куски.
Дальше. Дети пользуются учебными принадлежностями, произведенными в Китае. Они дешевы, но очень вредны. Особенно для девочек. Китайцы, чтобы у них не росла рождаемость, в красители добавляют специальные вещества. И это все наводнило Россию…
В школе имени Горького о здоровье детей заботятся не на словах, а на деле. В 10-х классах для мальчиков профильное обучение – пчеловодство. Педколлектив хочет, чтобы в школьной столовой на каждом столе стояло блюдечко с медом как лечебное средство.
– Еще у нас вводится школьная форма, – продолжает Татьяна Николаевна. – Для мальчиков – черные костюмы, пошитые на Брянской швейной фабрике. Для девочек – коричневые платья. Вопрос о форме неоднократно поднимался на школьном совете. Форма действительно нужна. Все родители нас в этом поддержали. Учителям стало невозможно работать: взрослые, уезжая на заработки, бросают своих чад на бабушек и дедушек. Дети приходят в школу в хламидах с длинными рукавами и капюшонами. Выглядят не лучше бомжей. Обуты – кто во что горазд. Девочки – в мини-юбках, с оголенными пупками. Я им объясняю, что, например, во Франции не принимается заявление об изнасиловании, если девушка ходит в мини-юбке. Считается, что этим она провоцирует преступление. Мы запрещаем мальчикам после урока физкультуры сидеть в классе в синтетических спортивных брюках…
У Татьяны Николаевны из 83 учителей мужчин всего 8. Большинство педагогов – бывшие выпускники школы.
– Держимся на своих, – не без гордости говорит директор. – В прошлом году к нам пришли три молодых педагога. Из них учителем стал только один. Почему? Первый год работы для молодежи, конечно, самый сложный. Бывают случаи, когда молодые учителя выходят из класса и плачут, стоя за дверью. Что делать, ведь, чтобы быть педагогом, нужно иметь призвание… Учитель – он тот же актер. Он должен держать класс, как талантливый актер держит в напряжении зрительный зал. Учитель каждый день играет перед детьми спектакль. И ребенок должен воспринимать это…
Кто-то из великих сказал: “Можно самому быть прекрасным художником и не иметь ни одного ученика”. А уметь самому и уметь передать свои знания и опыт другому – вещи разные.
– Пришла в школу молодая учительница с красным дипломом. Знания – отличные, а передать их не может. Не находит контакта с детьми. И что получается? – объясняет Татьяна Николаевна. – Родители пишут письмо на имя директора, что не имеют претензий к учителю, но просят убрать его из класса, потому что он психологически плохо воздействует на детей, и они не хотят идти на его урок. Учитель не оскорблял детей, нет. Он просто не раскрывается. Дистанцируется от ребят. Неприступен, как скала. И я считаю, что, если педагог не может найти подход к одному ученику, то это трагедия, а если ко всему классу, то это уже профессиональная непригодность. Дети подходят к классному руководителю и говорят, что у них сейчас будет такой урок, что они идут на него, как на казнь. Представляете? А ведь каждый ребенок приходит на урок со своей целью. Кто-то – переписать задание, кто-то – вздремнуть или поглазеть на Машу Сидорову…. И у педагога тоже своя цель. И он должен ее обязательно реализовать, иначе он никогда никого не научит. Учитель одновременно и психолог, он действует силой убеждения. И если ученик не уважает учителя, то это беда…
Когда в школе случается какое-нибудь происшествие, то некоторые родители винят во всем учителей и в первую очередь – директора.
– Да, директор отвечает за жизнь каждого ребенка, но я не полицейский, – вздыхает Литвиненко. – Как можно все предусмотреть и упредить, когда у меня детей больше тысячи?! Вот недавно был случай – девочка потеряла в раздевалке сережку с драгоценными камнями. Так пришлось всю школу на уши поднять…
Покидая гостеприимных карачевцев, я неожиданно для самого себя сделал маленькое открытие. Работу директоров школ можно сравнить с офицерской службой. Школа – это пусть и не боевое, но подразделение. И в ней должен быть командир. Строгий, но справедливый. Анархия в любом учебном заведении недопустима. В школе, как и в армии, должны быть порядок и свой устав.
И если директор – женщина, то ей нередко приходится проявлять черты характера, которые присущи мужчинам. Например, решительность. Именно ее в опасную минуту проявил два года назад директор Петровской средней школы Карачевского района Владимир Усов. В августе он с двумя сыновьями пошел по грибы. Шли они, шли, вдруг Владимир Васильевич услышал сзади крик одного из сыновей: “Папа, волк!” В это время крупный серый хищник впился клыками в ногу мальчика. Отец мгновенно поспешил на помощь. Выхватил из голенища длинный нож (с перочинными в брянские леса никто не ходит) и бросился на волчицу. Усов машинально стал наносить удары в брюхо вставшему на задние ноги разъяренному зверю. Волчица несколько раз сильно прокусила руки Владимиру Усову. Но директор все же одолел лесного хищника. Израненная волчица бросилась в чащу, и по кровавому следу Усов нашел ее в неглубоком овраге уже мертвой…
Да, трудно в наше время быть директором школы. Он должен не только в экстремальной “лесной” ситуации прийти на помощь ребенку, но и в нашей повседневной, такой запутанной противоречивой жизни быть человеком очень честным, очень нравственным, очень рассудительным и здравомыслящим. Надеюсь, читатели поняли, что на Брянщине такие директора есть…

Михаил БОНДАРЕВ
Карачев,
Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте