Преподавание финансовой грамотности является ответом на вызов времени. Старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям. Современная же молодежь остро нуждается в управлении своими личными финансами. Ведь сегодня деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. И чем раньше ребенок научиться разумно управлять личными финансами, тем глубже будет его понимание финансовых отношений в окружающем мире. Что же должен знать школьник о мире финансов? Как школа должна готовить молодое поколение к выходу во взрослую жизнь?
Преподавание финансовой грамотности стартовало в школе №100 Кировского района г. Волгограда в 2016 году. Была проведена апробация учебных материалов по финансовой грамотности, подготовленных издательством «ВИТА-ПРЕСС», Москва. Необходимо было начать формирование у школьников базовых компетенций и развить практические умения использования этих знаний при решении финансовых проблем.
С чего начали мы, учителя – Гарченко М.Н. и Козлова С.И.? Было проведено родительское собрание, на котором педагоги объяснили, что такое «финансовая грамотность», зачем она нужна детям, для чего создавались учебные материалы, как их использовать в процессе изучения курса и в повседневной жизни.
Детское знакомство с миром финансов началось 8 сентября в день проведения Всероссийской акции «День финансовой грамотности в учебных заведениях». Для ребят был проведен КВН «Знaния-дeньги». Задания были самые разнообразные: предложить способы увеличения доходов семьи и экономии денежных средств, найти в известных сказках примеры товарно-денежных отношений, вспомнить пословицы и поговорки, в которых затрагиваются вопросы финансов. В заключение игры ребята пришли к выводу, что семейный бюджет – это искусство заработка, трат и экономии денежных средств. Добиться этого позволяют учет, планирование, правильное расходование имеющихся средств и помочь нам здесь может изучение финансовой грамотности.
В течение двух месяцев на занятиях дети узнавали, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Изучая тему «Как заставить деньги слушаться, или что такое семейный бюджет?», ребята должны были придумать и изготовить свои деньги, создать обучающий фильм для учащихся начальной школы с информацией о том, зачем нужно вести семейный бюджет. Также они проводили исследование на основе социологического опроса «На что тратили свои заработки ваши дедушки и бабушки во времена Советского Союза?», обсуждали с родителями, какие налоги уплачиваются в семье. Ребята выполняли проекты, совместно с родителями решали финансовые задачи.
Одним из этапов апробации было проведение стартовой и итоговой диагностик. Анализ проведенных работ показал, что до изучения курса учащиеся имели поверхностное представление о семейном бюджете, о налогах, страховании, пенсиях и инфляции, не могли перечислить возможные источники доходов семьи, не знали, как составить план расходов.
Результатом участия в апробации стало начало адаптации в мире финансовых отношений, развитие экономического образа мышления, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, составление собственного бюджета, развитие кругозора, формирование познавательного интереса к изучению новой науки.
В школе ежегодно проводятся Всероссийские акции «День финансовой грамотности в учебных заведениях» и «Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи», в общешкольных и классных мероприятиях участники апробации выступали волонтерами. С 2016 года эти мероприятия в нашей школе стали традиционными. Число их участников становится все больше, а сами мероприятия – все интереснее и разнообразнее.
Вот некоторые из них:
1. Заседание «Клуба финансовой журналистики». Романова Е.Г., главный редактор школьной газеты «Сила поколения», обсудила со старшеклассниками вопрос о журналистских работах на темы по финансовой грамотности, которые будут напечатаны в одном из номеров школьной газеты.
2. Конкурс эссе «Зачем платить налоги» для ребят 8-х классов. Ребята рассуждали о том, зачем нужны налоги, что происходит, если предприниматели будут уходить от уплаты налогов. После написания эссе на занятиях учащиеся обменялись мнениями на данную тему.
3. Родительское собрание «Финансовая грамотность – залог успешной жизни», которое прошло в виде круглого стола. Родители и учителя искали ответ на вопрос: необходимо ли обучения учащихся грамотному обращению с финансами? Наиболее острая дискуссия развернулась по вопросу карманных денег. Родителей познакомили с новой тенденцией на рынке финансовых услуг – банковской картой для детей. Родители получили Памятки по финансовому воспитанию детей.
4. Экскурсия «Профессия-финансист» в отделение ОАО «Сбербанк России». Ребят познакомили с работой персонала, обязанностями руководителя, рассказали о детском банкинге.
5. Обучающая игра «Сберегая сегодня, помогаешь себе завтра». Цель игры: научить учащихся рационально использовать свои доходы и уметь приумножать свои сбережения. Команды готовились к игре как семьи: получали фамилию, распределение ролей, составляли семейный бюджет, предлагали способы экономии и дополнительных доходов в бюджет. Были приготовлены макеты для оформления итогового отчета-коллажа по итогам игры, таблицы с данными по доходам и расходам семей, задачи по расчетам процентных ставок по кредитам и депозитам.
6. Деловая игра для учащихся младших классов совместно с родителями «Учимся делать покупки». Перед игрой была организована ярмарка. Все желающие изготовили поделки. Играющие получили одинаковое количество условных монет и смогли обменять их на товар. Данная игра формирует и закрепляет у учащихся умение выбирать нужные товары, учит считать необходимое количество монет и сдачу, развивает математические способности, внимание, бережливость.
В школе мы также осуществляли реализацию программы «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других форм интерактивного обучения в системе общего и дополнительного образования», провели заседание клуба «Юный финансист». Рассматривалась тема: «Защита прав потребителей» (модуль «Финансовая безопасность»). Ученики в рамках этого обсуждения должны были научиться принимать решения, обеспечивающие финансовую устойчивость на рынке услуг в качестве потребителя.
Изучение финансовой грамотности продолжается и в летнем лагере «Бригантина». В июне 2017 года в лагере работал клуб «Юный финансист». На первом занятие члены клуба получили клубные карты, в которых фиксировались бонусы за активность, креативность. Занятия были организованы по модулям: «Дoхoды и расходы семьи», «Финансовые инструменты», «Финансовое мошенничество и риски».
Ребята c интересом принимали участие в различных мероприятиях: аукцион финансовых знаний, игра «Копейка рубль бережет», образовательный тренинг «Доходы и расходы семьи», финансовое путешествие «Сказка – ложь, да в ней – намек: к экономике – подход», посвященное дню рождения А.С. Пушкина.
На одном из занятий члены клуба взяли интервью у сотрудников школы о способах сохранения собственного семейного бюджета. Результаты были представлены в виде плаката «Стратегия сокращения расходной части семейного бюджета», а на занятии по теме «Финансовое мошенничество и риски» ребята поделились собранной информацией о том, как избежать мошенничества владельцам банковских карт.
В июне 2018 года в летнем лагере «Бригантина» была реализована модульная дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности. (Авторы: Банькина В.Н. Баринова Г.С. Красильникова О.М.)
Ребята в возрасте от 10 до 14 лет сразу же активно включились в обсуждение жизни на островах волшебной страны Фингрии. Они стали фантазировать о том, как искупаются в реке Финансов и в озере Возможностей, поднимутся на гору Цен, полюбуются гейзерами Доходов и водопадом Расходов, заглянут в пещеру Страхов, встретятся с пиратами и по тропе Самозащиты попадут на поляну Благополучия, вырастят дерево Фингрум.
Для увлекательного путешествия у ребят были карты, дневники, в которые записывались результаты занятий. На каждом из островов ребята осваивали новые экономические знания и умения. Мы рассказывали им о том, из чего складывается бюджет семьи, о том, как правильно определять свои потребности и совершать обдуманные покупки. Интересно проходили занятия, на которых дети составляли бизнес-проект «Открой свое дело», играли в игру «Сектор удачи», выполняли задания от Фина и Грика.
На каждом занятии ребята зарабатывали деньги – фингрики, на которые по окончании курса можно было купить бандану, значок, а самые активные получали футболки.
Об авторах:
Светлана Ивановна Козлова – учитель истории и обществознания высшей категории школы № 100 Кировского района г. Волгограда, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ
Марина Николаевна Гарченко – учитель начальных классов высшей категории школы № 100 Кировского района г. Волгограда, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ
Комментарии