По статистическим данным, большая часть детей с нарушенным слухом в настоящий момент обучается в специализированных детских садах с пятидневным пребыванием, то есть в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих дошкольников и школьников с миром слышащих чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Все специалисты понимают значимость решения задачи – максимально раннее включение детей с потерей слуха в среду слышащих. Невозможно решать вопрос социализации глухих и слабослышащих детей в широком плане, не занимаясь интеграцией детей в рамках дошкольного учреждения. Эту работу необходимо начинать с 2-3-летнего возраста.
В условиях нашего учреждения – детского сада комбинированного вида существует возможность объединять детей с разными образовательными потребностями. При вовлечении в эту работу всего педагогического коллектива различные формы объединения детей логичны и легко осуществимы. Для успешного всестороннего развития воспитанников с нарушением слуха в нашем детском саду реализуются следующие методические принципы: – раннее двустороннее протезирование и дальнейшее постоянное использование слуховых аппаратов; – речевая среда как в детском саду, так и в семье; – отказ от использования дактилологии и жестовой речи в обучении детей; – участие семьи в обучении и воспитании ребенка. Многочисленные исследования доказали, что при наличии определенных условий наилучшие результаты языкового, слухоречевого, познавательного, личностного развития детей с нарушенным слухом достигаются в коллективе слышащих сверстников. Однако, как показывает практика, далеко не все воспитанники имеют возможность успешно развиваться при включении их в состав массовой группы. Нет и не может быть двух детей с проблемами слухового восприятия, которых можно учить абсолютно одинаково. Необходимо учитывать их индивидуальные способности: остаточный слух, время протезирования, состояние здоровья, психологические особенности, интерес семьи к обучению и воспитанию ребенка. Большая часть воспитанников с нарушением слуха в нашем детском саду нуждаются в обучении в спецгруппах. Только здесь удается в полной мере оказывать полноценную коррекционную помощь, держать под постоянным контролем специалистов уровень развития детей и вовремя влиять на него. Меньшая часть глухих и слабослышащих детей готова полностью влиться в состав массовой группы, в основном это определяется их речевыми возможностями. Эти воспитанники оказываются в условиях полной интеграции. Они обучаются по программе слышащих детей и получают коррекционную помощь лишь на индивидуальных занятиях. Все чаще эту группу составляют рано имплантированные дети, речевое развитие которых формируется в более быстром темпе. Какими бы ни были речевые возможности наших глухих воспитанников, для каждого из них необходим свой опыт социальной интеграции. У большей части детей, которые не могут быть вовлечены в условия полной интеграции, есть возможность временного взаимодействия с нормально развивающимися сверстниками – временная интеграция. В нашем детском саду комбинированного вида временная интеграция осуществляется как внутри учреждения, так и за его пределами. Совместные прогулки, физкультурные и музыкальные занятия, досуги, общие праздники, просмотры театральных представлений, творческие мастерские проводятся регулярно и стали неотъемлемыми в жизни детского коллектива. Нельзя замкнуть социальную интеграцию в стенах детского сада. Вокруг столько всего интересного, но часто пугающего, непонятного. Вместе со слышащими сверстниками глухие дети ходят в музеи, на почту, в парк, участвуют в физкультурных соревнованиях, в кроссах, в окружных и городских конкурсах. Социальная интеграция продолжается за пределами учреждения. Особое внимание специалистов обращают на себя дети со сложной структурой нарушений. Учитывая индивидуальные возможности детей, необходимо определять целесообразность вовлечения их во временную интеграцию. Не все из особых, глухих, детей готовы танцевать, работать с ножницами, быстро бегать вместе со здоровыми сверстниками, но любой из сложных воспитанников рад пойти в гости в соседнюю группу, на праздник, с друзьями на прогулку. Какой бы вид деятельности ни объединял детей, важна психологическая составляющая: насколько комфортно детям с нарушенным слухом вместе со слышащими. Вопрос социализации детей необходимо решать в период младшего дошкольного возраста, когда формируются не только привычки, но и комплексы, страхи. Родители наших воспитанников – помощники педагогического коллектива. Это не случайность и не везение, как может показаться. Ни детей, ни их родителей не может выбрать ни одно учреждение, но можно воспитать взрослых вместе с ребенком. Это важный труд в начале пути – сделать их, самых близких для малыша людей, единомышленниками педагогов. Среди них нет равнодушных. Их ребенок не вырван из семьи, каждый вечер дети возвращаются домой. Многие наши воспитанники посещают школы искусств, спортивные секции, музыкальные школы, имеют слышащих друзей во дворе. Особое внимание уделяется глухим родителям наших воспитанников. Они часто не понимают важности использования ребенком слуховых аппаратов, выполнения домашних заданий, необходимости общения малыша со слышащими людьми вне стен детского сада. Приходится убеждать, разъяснять, доказывать, и они соглашаются. Вся интеграционная работа, работа по социализации воспитанников, проводимая в нашем учреждении, находит одобрение у родителей этих детей. Кому, как не им, понимать значимость этой работы в дальнейшей жизни их ребенка. За годы интеграционной работы в нашем детском саду накоплен значительный опыт по вопросам социализации глухих и слабослышащих дошкольников. Мы готовы транслировать его среди коллег. Приглашаем вас посмотреть интегрированные занятия детей с сохранным и нарушенным слухом. Итак, в пространстве детского сада мы осуществляем интеграцию детей с нарушением слуха в среду слышащих дошкольников. В свою очередь за пределами дошкольного учреждения мы организуем социальную интеграцию: вводим детей в пространство различных сфер обслуживания, помогаем устанавливать контакты со взрослыми сотрудниками данных учреждений и тем самым готовим их к подлинной социализации.Анна ПЕКШЕВА, педагог-дефектолог школы №224
Комментарии