В воинский строй сегодня можно поставить менее одной десятой всех призывных ресурсов страны. Остальные юноши имеют законные отсрочки от призыва. И в последние годы удельный вес тех, кого можно призвать, неуклонно снижается. Эта ситуация активно обсуждается в обществе и во властных верхах.
В ГОСДУМЕ председатель подкомитета по вопросам воинской обязанности и военной службы думского Комитета по обороне генерал-майор Николай Безбородов полагает, что ситуация с отсрочками от службы в армии, резко снижающими численность призывного контингента, требует оперативного вмешательства Минобороны РФ. «Кто должен решать проблему отсрочек? Правительство. А начать должно Минобороны», – заявил парламентарий.
Он считает, что количество отсрочек необходимо сокращать дифференцированно. Так, отсрочки по здоровью Безбородов предлагает не сокращать, а, наоборот, расширять. «Сегодня призывные комиссии каждого третьего юношу направляют для проведения дополнительного медицинского обследования или лечения», – отметил он. Сокращать отсрочки в связи с рождением ребенка, по уходу за престарелыми родителями, ближайшими родственниками-инвалидами можно, по его мнению, тогда, когда в стране резко возрастет социальная защищенность населения.
«Резерв – сокращение числа отсрочек для получения образования, отсрочек профессиональных и корректировка полутора десятка указов президента», – считает депутат.
Он напомнил, что с 1 января 2008 г. планируется переход на один год военной службы по призыву, поэтому потребность в призывном контингенте увеличится. «Добавьте сюда демографическую проблему, – продолжил он. – По данным Госкомстата, начиная со следующего года призывной контингент будет ежегодно сокращаться на несколько тысяч человек. Пик кризиса придется на время после 2013 г., когда в армию смогут призывать только 92-95 тысяч человек. Это, по данным Минобороны, позволит укомплектовать Вооруженные Силы лишь наполовину», – отметил Безбородов. Он напомнил, что в ныне действующем законодательстве предусмотрено 24 вида отсрочек от военной службы, а «в СССР их было всего 9, в законе 1993 г. стало уже 18, в принятом нами в 1998 г. законе – 22».
Кроме того, замглавы оборонного комитета отметил, что несовершенство законодательной базы позволило в 2003 г. более 15 тысячам призывников пойти служить не в Вооруженные Силы, а в МВД, МЧС и Минюст. «Коллеги из МВД, МЧС, Минюста фактически «крадут» призывников у Минобороны, вписав в «свои» законы, что служба в их структурах заменяет военную» – отметил парламентарий.
Безбородов сказал, что такая ситуация стала возможной после вступления в силу Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Три законодательных акта – Закон РФ «О милиции», Положение о службе в органах внутренних дел РФ и Закон «О пожарной безопасности» – вступили с указанным федеральным законом в противоречие. Он отметил, что число юношей, принятых в различные силовые структуры в нарушение Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ежегодно увеличивается: «Военную службу в 1999 г. в структурах МВД, МЧС и Минюста прошли чуть более тысячи человек. В 2000 г. – около трех тысяч,
в 2001 г. – свыше семи тысяч. В 2003 г. – более 15 тысяч призывников».
«С полным уважением относясь к милицейской службе и к спасателям МЧС, должен отметить: их работа не может замещать военную службу, что четко определено основополагающим законом в данной сфере – Законом «О воинской обязанности и военной службе», – подчеркнул Безбородов.
* * *
МИНИСТР ОБОРОНЫ РФ Сергей Иванов заявил: «Вопрос сокращения числа оснований для отсрочек от призыва и освобождения от военной службы в настоящее время не рассматривается». При этом он не исключил, что в будущем, может быть, понадобятся дополнительные ресурсы для призыва, но этот вопрос сейчас обсуждать просто преждевременно.
Глава военного ведомства сказал, что у слухов о том, будто недавно состоялось совещание по вопросу радикального сокращения списка отсрочек, нет оснований. «Смело подтверждаю, что это не соответствует действительности, никаких совещаний не проводилось», – подчеркнул он.
Между тем, по словам министра, при выполнении программы перехода на контрактную службу к 2008 г. появится возможность перейти на срок службы по призыву в один год. В этом случае, как сказал Иванов, «возможно, понадобятся дополнительные ресурсы для призыва».
Комментарии