Никогда еще человечество так часто не говорило о необходимости сохранения мира, как в последние 20 лет, и никогда еще в мире не было столько локальных войн, как на современном этапе истории. Многие вооруженные конфликты вне территории нашей страны оказывают влияние на состояние национальной безопасности России. Достаточно вспомнить грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты, конфронтацию между Баку и Ереваном. К слову, азербайджано-армянское противостояние давно вышло за рамки межгосударственного конфликта, превратившись в постоянный очаг напряженности.
Прошлое
Нагорный Карабах (Арцах) – область в Закавказье, входит в состав Азербайджана. Численность населения – 138 тысяч человек, подавляющее большинство – армяне. Столица – Степанакерт (население около 50 тысяч человек).
В свое время Нагорный Карабах входил в состав Армении. После того как большая ее часть в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха фактически оставались независимыми. В 1813 г. по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.
В июле 1921 г. решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В июле 1923 г. образована Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в составе Азербайджана.
20 февраля 1988 г. внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение «О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР». Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян в Нагорном Карабахе и Ереване.
2 сентября 1991 г. НКАО провозгласила себя независимой Нагорно-Карабахской Республикой (НКР). В ноябре 1991-го парламент Азербайджана признал этот акт незаконным и ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. В декабре 1991 г. 99% жителей Нагорного Карабаха высказались за провозглашение независимой НКР. В январе 1992 г. Аяз Муталибов, в то время президент Азербайджана, ввел в Нагорном Карабахе прямое президентское правление. Вскоре между Азербайджаном и Нагорным Карабахом начались военные действия, завершившиеся подписанием 5 мая 1994 г. соглашения о прекращении огня с 12 мая 1994 г. (Бишкекский протокол).
Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта: убиты, по разным данным, от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.
Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 г. 23 сентября в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 г. учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с участием 11 стран. Она разработала план поэтапного урегулирования карабахского конфликта. Вопрос о статусе Нагорного Карабаха обсуждался на прямых переговорах между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией.
В середине сентября 1993 г. в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха. Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча президента Азербайджана Г. Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Р. Кочаряна. С 1999 г. проходили регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении
Г. Алиева, И. Алиева и Р. Кочаряна.
Надежды на Россию
Во время встречи с высокопоставленными офицерами Военного колледжа авиации США министр обороны Азербайджана Сафар Абиев, знакомя гостей с военно-политической ситуацией на Южном Кавказе, историей армяно-азербайджанского конфликта, подчеркнул, что Азербайджан – сторонник дипломатического варианта разрешения конфликта, но при этом отметил: «Азербайджан никогда не смирится с оккупацией своих территорий, и если путем переговоров не удастся достичь результатов, то мы прибегнем к другим возможностям».
В ответ на эти слова Роберт Кочарян озвучил возможные дальнейшие шаги Армении, перечисленные в публикуемом интервью.
Ранее Сафар Абиев даже грозил войной в случае такого развития событий. Еще в декабре 2005 г. он заявлял: «Власти Армении объявляют, что они официально могут признать независимость Карабаха. Если так будет, это может привести к возобновлению военных действий».
После заявлений президента Армении представитель МИД Азербайджана еще раз подчеркнул, что «заявление президента Роберта Кочаряна о возможности признания Арменией независимости Hагорного Карабаха стало еще одним свидетельством неконструктивной позиции армянской стороны».
Намерение Еревана признать Карабах вызвало крайне нервную реакцию в Баку. Крайняя болезненность карабахского вопроса для азербайджанского общественного мнения очень подходит оппозиционерам как трамплин для нового старта. В случае признания независимости Карабаха азербайджанской оппозиции легко будет вывести народ на улицы. Армянское руководство в таком случае столкнется не с риторическими заявлениями министра обороны соседней страны, а с вполне реальной угрозой.
О сложности и взрывоопасности ситуации также высказался Вазген Манукян, экс-премьер Армении, лидер Национально-Демократического Союза: «Необходимо серьезно обсудить, стоит ли признавать независимость Нагорного Карабаха и какие последствия это возымеет на переговорный процесс в целом… В вопросе независимости Карабаха я бы сказал, что время, независимо от нас, работало в пользу того, что международные организации и политические деятели Запада и других стран начали постепенно понимать, что Карабах уже свыше десяти лет является независимым, состоявшимся государством. И обсуждать в переговорах вопрос о возможности присоединения Карабаха к Азербайджану – по крайней мере, абсурд».
Тем временем Азербайджан предложил ввести в Нагорный Карабах российских миротворцев. По мнению министра обороны Азербайджана, это может стать одним из возможных вариантов решения затянувшегося конфликта.
В ответ на это вице-премьер – министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что говорить о введении миротворческих контингентов для урегулирования азербайджано-армянского конфликта в Нагорном Карабахе пока преждевременно, а военное решение конфликта не имеет перспективы. По его словам, пока не исчерпаны все возможности для политико-дипломатического урегулирования конфликта. «Не надо ставить телегу впереди лошади», – сказал он.
По словам Иванова, для достижения такого соглашения мировое сообщество и Россия должны делать все возможное. «Россия готова выделить для этого существенный ресурс», – отметил он.
Несмотря на отказ от участия в потенциально возможной миротворческой операции и все претензии к Москве, стороны карабахского конфликта сознают, что Россия остается единственной силой в мире, которая кровно заинтересована в скорейшем разрешении затянувшегося противостояния. Причем не только мирном, но и справедливом, всеобъемлющем.
Комментарии