В ближайшее время в армии России может появиться новый род войск – Силы специального назначения, в них войдут части спецназа военных округов и флотов. Подчинены они будут лично министру обороны и президенту и, возможно, смогут начинать боевые действия за пределами России без разрешения Совета Федерации.
Ожидается, что решение о создании Сил специального назначения может быть принято на одном из ближайших заседаний Совета безопасности РФ, на котором будут обсуждаться перспективы модернизации Вооруженных Сил – формирование качественно нового облика Российской армии, оптимизация ее структуры, боевого состава и численности. Вопрос о создании Сил специального назначения рассматривается в рамках нового плана строительства Вооруженных Сил, рассчитанного до 2010 года.
Самостоятельный род войск – Силы специального назначения (ССН) предполагается создать на основе бригад и частей спецназа военных округов и флотов. Вероятнее всего, что они будут включать три компонента: воздушный, наземный и морской. Среди основных задач – участие в спецоперациях, в том числе по предотвращению террористических актов. Для организации боевой подготовки и планирования специальных операций будет создан единый орган управления войсками – командование Силами специального назначения, которое будет подчиняться непосредственно главе военного ведомства или даже напрямую Президенту России – Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами.
В настоящее время Российская армия представляет собой трехвидовую структуру, в которую входят Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-Морской Флот. Есть также несколько родов войск: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Космические войска (КВ) и Воздушно-десантные войска (ВДВ). К последним, судя по всему, и прибавятся Силы специального назначения. Их отличиями от других родов войск станут не техника и возможность ее географического применения, а решаемые задачи. Ближе всего по своему предназначению они будут к ВДВ и морской пехоте. В чем будет разница – определит Совет безопасности.
Что касается собственно подразделений и частей специального назначения, то они уже сейчас есть во всех семи военных округах и на всех четырех российских флотах, подчинены их руководству. Традиционное предназначение этих формирований спецназа – выполнение локальных задач в ходе войсковых операций, проведение разведывательно-диверсионных акций в тылу противника, уничтожение и захват особо важных объектов инфраструктуры или плацдармов для развертывания основных сил.
Еще первая чеченская кампания внесла свои коррективы в планы применения спецназа. Во время боевых действий выяснилось, что спецподразделения оказались единственными реально боеспособными формированиями Российской армии, готовыми выполнить любую поставленную задачу, часто весьма далекую от истинного своего предназначения. В итоге спецназ на равных с пехотными подразделениями штурмовал города и села, вел оборонительные действия, обеспечивал охрану на блокпостах. Отсюда и существенные людские потери, которые, в общем-то, не свойственны подобным частям, в которых каждый боец в силу своего уровня подготовки и, в общем-то, ограниченной численности формирований спецназа на вес золота.
Появление нового рода Вооруженных Сил позволит изменить подходы, более эффективно проводить общее планирование применения войск специального назначения, создаст единый центр управления ими и координации действий с другими видами и родами войск. Это в свою очередь может весьма существенно отразиться на Военной доктрине России.
Уже сейчас эксперты прогнозируют необходимость пересмотра российского законодательства в части, касающейся применения подобных войск. Вполне возможно, говорят они, что Силы специального назначения будут непосредственно подчинены президенту. Он же единолично будет обладать полномочиями на их применение в любом регионе мира без согласования с Советом Федерации. В результате в России появятся мощные, мобильные ударные силы, готовые в короткое время реагировать на любые события в мире, что полностью отвечает представлениям о характере современных войн и требованиям к срокам реагирования на военные угрозы и вызовы национальной безопасности России.
Комментарии