Фильм «Женщина-король» (Джина Принс-Байтвуд), вышедший в конце 2022 года, повествует о женщинах-воинах африканской страны Дагомея (ныне Гвинея), что занимала часть территории Гвинейского залива с ХVII по начало ХХ века и по праву считалась одним из самых могущественных и богатых государств своего региона.
Главная героиня, девятнадцатилетняя Нави (Тусо Мбеду), отказывается выйти замуж по велению своего отца и в наказание отдается в подразделение ахоси (агоджи) – женщин-воинов, верных и подчиняющихся исключительно королю Дагомеи Гезо (Джон Бойега). Пока Нави учится боевым искусствам, чтобы стать настоящим солдатом, политическая обстановка вокруг Дагомеи накаляется: соседняя империя Ойо ищет способ подчинить Дагомею, заключив наиболее выгодный союз с европейскими колонизаторами из Португалии и Франции. А посреди этого зарождающегося шторма суровая генерал-агоджи Наниска (Виола Дэвис) отчаянно борется против работорговли и собственных демонов. Наниске предстоит обрести то, что для агоджи недоступно, и решить, что для нее важнее – верность традициям или собственным моральным принципам.
«Женщина-король» снят по мотивам исторических событий и в некоторых вещах прекрасно следует канонам, в основном в передаче образа жизни и мысли агоджи, в демонстрации их сестринства, отваги, нелегкой судьбы и суровых испытаний, которые проходили молодые девушки, чтобы стать полноправными воительницами. Так, например, запоминающаяся сцена, где инициатки на скорость продираются сквозь густые, усеянные острыми шипами кусты акации, описана Джоном Дунканом, шотландским путешественником и исследователем, в книге «Travels in Western Africa in 1845 and 1846».
Безусловно, многое и переделано в угоду повествованию. В фильме ключевой мотивацией Наниски и короля Гезо является твердый отказ от работорговли и переход на продажу пальмового масла из-за жестокости и несправедливости рабства. Однако исторический Гезо, пусть и взаправду стремился перейти на торговлю маслом, полной отмены работорговли не достиг и все равно использовал труд рабов на своих пальмовых плантациях.
Само название картины «Женщина-король» отсылает к внутрифильмовой возможности короля Дагомеи по старым традициям выбрать соправительницу именно как равную себе напарницу, а не как прислугу или советницу, или жену. Идея справедливого, гармоничного дуумвирата всегда красива, но в данном случае, судя по отсутствию документальных подтверждений, не имеет под собой никаких оснований, кроме как желания создателей вознаградить одну из героинь фильма по заслугам.
Конечно, любой исторический фильм подвластен выдумкам и домыслам, без них практически нельзя выстроить повествование. Вопрос состоит лишь в том, впишутся ли эти выдумки в исторический контекст, будут ли выглядеть уместно. И стоит сказать, что у «Женщины-короля» нет никаких проблем с восприятием сюжета – действие на экране всегда яркое, аутентичное, живое. От фильма невозможно оторвать глаз, настолько поглощает этот малоизвестный европейцам дух африканской культуры. Замечательная, подчас по-настоящему первобытная актерская игра заставляет проникнуться переживаниями каждого, даже второстепенного, героя, детализированные костюмы подчеркивают стать суровых агоджи, а этнические надрывные песни цепляют внутри какие-то струны, оставшиеся в нас от самых давних наших предков, живших в Восточной Африке. Композиция боев захватывает внимание, и пусть зоркий глаз подчас и видит в ней руку американских постановщиков, специализирующихся на супергероике и городских боевиках, тем не менее невозможно отвести взгляд от рукопашных схваток Наниски или от того, как ловко управляется Нави с разными видами оружия.
Как говорит режиссер картины Джина Принс-Байтвуд, решиться на проект о воинствующих черных женщинах Голливуду было непросто, несколько лет никто не давал ему зеленый свет. В претворении давно готового сценария в фильм помог кассовый успех первой «Черной пантеры», доказав, что картина с чернокожими главными героями более чем способна завоевать сердца и умы аудитории. И это занятно, потому что в свое время вдохновением для воительниц элитного подразделения марвеловской Ваканды «Дора Миладже» послужили как раз женщины-агоджи.
Голливуд наконец-то рискнул снять что-то новое, выбивающееся из стандартных шаблонов кассового успеха. И не прогадал: мир принял «Женщину-короля» с восторгом не потому, что это фильм о феминизме или проблемах чернокожих (это не фильм о феминизме и даже не фильм о проблемах чернокожих), а потому, что это фильм о живых, ярких, глубоких и таких разных личностях, которые тем не менее находят общий язык ради борьбы за общее справедливое дело.
Остается надеяться, что, посмотрев на успех подобного проекта, Голливуд осмелится все чаще и больше разнообразить свой репертуар и постепенно выходить из надоевших стандартов.
Комментарии