Захотелось поддержать разговор о роли домашних заданий в жизни школьников («УГ» №11, 22.03.05). Домашние задания давно перестали быть формой самостоятельной работы и средством получения дополнительных знаний. Причин тому предостаточно: отсутствие мотиваций у большинства школьников, отсюда и нежелание выполнять эти задания, думаю, самое главное. Для учителя домашнее задание – возможность восполнить нереализованное на уроке. Для родителей – средство контроля (чаще силового) за учебой ребенка. И в итоге – это форма «крепостного права» для школьника, причина недовольства учителей родителями, которые не контролируют учебу детей. Идет необъявленная, но открытая война: учитель – ученик, учитель – родитель, родители – дети. Проблему домашнего задания мы в своей школе, как и в любом коллективе, пытались решать в разные годы по-разному. Главное, чтобы эти задания носили творческий характер, были интересными для каждого в отдельности.
Одно время решили отменить домашние задания вообще, так как учащиеся 5-9-х классов увлеклись проектной деятельностью по биологии, истории, географии, краеведению, литературе. Нужны были консультации предметников, которые проводились во 2-й половине дня. Задача администрации школы состояла в правильном составлении расписания подобных консультаций. И знаете, совсем другое дело, ребята старались найти дополнительный материал самостоятельно, а главное – не было никакой необходимости заставлять их силой ни учителям, ни родителям. Зато с какой гордостью защищали они свои проекты! Для учета работы детей мы завели зачетные книжки, которые были частью классного уголка. Сколько интересных дел было проведено в ходе подготовки проекта, а главное, полезных как для авторов, так и для окружающих. Ведь ребята брались и за решение экологических проблем в своем поселке. Уверена, что только таким путем можно увлечь ребят. Тогда домашние задания перестанут вызывать раздражение, ведь их просто не надо будет задавать. Форма самостоятельной работы станет потребностью для большинства учеников.
Никто не говорит, что отменить домашние задания это совсем просто. Далеко не так. Для этого необходимы, на мой взгляд, два условия: во-первых, коллектив единомышленников, во-вторых, школа должна работать в одну смену. Вторая половина дня нужна для всевозможных консультаций. Нет, это не школа полного дня, здесь идут занятия по интересам детей, в том числе необходимые для учебной деятельности. Наш коллектив начинал решение данной проблемы с организации классных, общешкольных, воспитательных мероприятий учебно-познавательной направленности. Это предметные игры – путешествия, занимательные «Что? Где? Когда?», путешествия по странам и континентам и многое другое. Подобрав команду знатоков из учеников, классные руководители выбрали направление, которое менялось один раз в четверть. Стали проводить такие занятия на классных часах в кабинете истории «Восьмое чудо света». В кабинете математики и физики разгадывали «Черный ящик», любители природы собирались в кабинете биологии на всевозможные экологические марафоны, конкурсы. Увлеченные поэзией, литературой собирались в литературной гостиной, где проходили и парады грамотеев, и конкурсы чтецов. Начальные классы путешествовали «По станциям мира знаний». Любители подвижных игр шли в клуб «Здоровый образ жизни», где проходили всевозможные спортивные соревнования.
Подобные занятия давали выбор: куда пойти на классный час, где нужно быть не пассивным зрителем, а активным участником. Клубная форма учебно-познавательной деятельности увлекла наших школьников и как-то незаметно стала более целенаправленной, результативной, да и активность ребят стала намного выше.
Меня могут обвинить в том, что в маленькой школе легче это проводить, но ведь в отличие от большой школы у нас и возможностей было мизер. Все строилось на творчестве учителей, их желании сделать жизнь детей, да и свою тоже, интересной и значимой. Наступил 1998 год, когда государство «кинуло» своих граждан. Родителям стало не до домашних занятий своих детей. Накормить их досыта и то не каждой семье было по плечу. Учителя нашей школы стали выполнять и роль социальной службы. Создали клуб «Родительские проблемы», чтобы общими силами искать выход в создавшейся ситуации.
В школе сначала создали кружок «Учись учиться» для начальных классов, среднего звена и старшеклассников, через который проходил каждый школьник. Появились секции по предметам, по направлениям, и наш кружок перерос в школу самообразования, самосовершенствования, самопознания (3 «С»). Школа работала ежедневно до 21 часа. Но 2002 год пережить не удалось, школу закрыли согласно реструктуризации. Дети ушли в другие школы – большие, незнакомые, но и там быстро вошли в коллективы, показывая неплохие знания, так как умели работать самостоятельно.
Набережные Челны
Комментарии