search
main
0

Война не убила любовь к математике

В Великом Новгороде есть человек, которого в городе знает каждый, кто связан с образованием. Иван Васильевич Маслов – отличник просвещения, заслуженный учитель. Во 2-й многопрофильной гимназии преподает математику в старших классах. Фронтовик. Награжден орденом Отечественной войны второй степени, медалями.

А родился он на Смоленщине. Маслову было семнадцать, когда началась война.

– Немцы шли быстро, – вспоминает ветеран, – брали город за городом. Помню, мне поручили охранять линию связи от сельсовета до райцентра, это километров 12. Еду ночью на лошади, вижу – тени. Оказалось, наши части отступают. А наутро появились немцы. В нашу деревню вошли крепкие, рыжие солдаты. А я был тогда молодой, глуповатый, но здоровый – запросто поднимал трехгодовалого жеребенка. Высунулся, интересно ведь на живых фашистов посмотреть. Я в кирзовых сапогах, коротко стрижен… Рыжие здоровяки ко мне: “Рус зольдат, рус зольдат”. И хватают двое за руки, а третий выхватывает пистолет. “Все, – думаю, – Ваня, отгулял ты на родной земле”. В холодный пот бросило. Слава Богу, соседка не растерялась, кричит: “Не стреляйте! Это мой сын”. И в ноги им бросилась. Этим она мне жизнь спасла. Больше я такого любопытства не проявлял.

– А как гитлеровцы относились к мирному населению?

– Когда какая-нибудь немецкая машина въезжала в деревню, все жители прятались: вдруг стрелять начнут с дури. Молодежь немцы увозили в Германию на работы, скот угоняли. Но массовых расстрелов я не помню. Дома в нашей деревне не жгли. А вот соседнюю, Сливино, где были партизаны, спалили всю.

…В действующую армию Маслова взяли в августе 43-го. Он воевал в матушке-пехоте рядовым. Сражался под Оршей, Тернополем. Брал Бухарест. Под венгерским Балатоном пришлось по болотам бродить, добивая фашиста… Потом снова Бухарест и Украина (Ивано-Франковская область). Демобилизовался в сентябре 46-го. Иван Васильевич рассказывает о боевом крещении, которое для него состоялось в Смоленске.

– Наша часть стояла рядом с железнодорожной станцией. Налетела немецкая авиация. Кто успел, выскакивал из домов в ближайшие окопы. После бомбежки от казармы остались руины. По оставшимся фрагментам стен были размазаны тела нескольких моих товарищей, не успевших укрыться. Жуткое зрелище… Никогда не забуду, как в декабре вгрызались в мерзлую землю, ковыряли саперными лопаточками, рыли окопы. Изнуряющее занятие… А после войны с бандеровцами пришлось повозиться. Их “кукушки” (снайперы) много наших ребят положили… Один раз зашли в лес, устроили привал. Смотрим: какой-то подозрительный пень. Мой сослуживец стал по нему постукивать. Звуки – как после ударов по пустой бочке. Под этим пнем бандиты сделали лаз, который переходил в подземные коммуникации. Просто так бандеровцев было не достать, там и техника у них была. Пришлось выкуривать их огнем и дымом…

– А что на фронте, кроме боевых операций, запомнилось?

– До войны я успел закончить два курса педучилища. Любил точные науки. На фронте моим неразлучным товарищем был учебник высшей математики. В перерывах между боями решал задачки, строил планы на мирное будущее. Когда демобилизовался, сразу поехал поступать в Ленинградский госуниверситет, но там экзамены уже закончились, и я подался в пединститут. На занятия пришел в сапогах, короткой шинели и пилотке, сел на заднюю парту. Скромный я был. Девушки на меня не смотрели – подумаешь, рядовой. Их интересовали офицеры, которых в институте хватало. В хромовых сапогах, важные такие… На меня они смотрели свысока, с пренебрежением. Но когда я первую сессию сдал на “отлично”, то отношение ко мне сразу изменилось…

– А потом?

– А потом закончил институт с отличием и вот уже 52 года работаю в школе. Около 150 моих учеников закончили ЛГУ и МГУ, из них 30 – кандидаты наук. Я разработал специальную программу по физике и математике, по ней многие учителя в Новгороде работают. Двоечников у меня никогда не было. Под каждого отстающего я подбираю индивидуальную программу, вхожу в доверительное с ним отношение, беседую по душам…

…Младшим ученикам Ивана Маслова по 17 лет, старшим – под семьдесят. Полвека разницы. Случается, встречает Иван Васильевич в городе одного из первых своих выпускников. Тот уж давно седой, прогуливается с внуком. Постоят, поговорят о школе, вспомнят прошлое. Потом, когда расстанутся, внучок вдруг спросит: “Дедушка, а кто это был?” – “А это, милый, учитель мой”. Мальчик вытаращит глазенки, удивится, промолчит, а про себя, наверное, подумает: “Сказка какая-то. Разве дед у деда может быть учителем?”

Иван Васильевич говорит, что выпускники частенько заходят к нему в гости. Исполнительные структуры его тоже не забывают, советуются по вопросам, связанным с педагогикой.

Более полувека отдать математике и детям – дело великое, заслуживающее всенародного уважения. А пройденные в Великую Отечественную под железным дождем километры – это Подвиг. Дорога в бессмертие…

Михаил БОНДАРЕВ

Великий Новгород – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте