С каждым годом все дальше уходит от нас вторая мировая. Отдаляемся от нее и мы, не только по времени, но и по отношению к этой трагедии.
Что для нас значит Великая Отечественная война? Каждый взрослый уже давно дал ответ на этот вопрос. Для многих это – все, что есть в их жизни главного. Тысячи людей посвятили жизнь написанию мемуаров, очерков, документальных материалов на эту тему. Три поколения выросло на военных рассказах, романах, лирике, кинофильмах об этих трагических событиях. Многие военные песни стали застольными, а значит, гармонично вошли в сознание и культуру нашего народа.
Но главное, на мой взгляд, – это идея, что в Отечественной войне мы выполнили свой долг перед Родиной, ценой собственной жизни спасли мир от фашизма. Что лучше этого воспитывает патриотические чувства подрастающего поколения! Идея великой миссии нашего народа внушалась десятилетиями жителям и других стран. Правда, в основном внушалась “c востока на запад”. Потому что с противоположной стороны насаждалась несколько иная точка зрения – что великий американский народ в войне сыграл решающую роль. Причем вдвойне: победил гитлеровцев и преградил коммунизму путь на запад.
Пропагандистская война длится до сих пор с переменным успехом. В ней тоже есть свои победы и поражения. В свое время победным маршем мы прошли не только по улицам Праги, Будапешта, Берлина – вспомните, сколько было переведено военных произведений на десятки языков мира, сколько иностранцев увидело наши киношедевры о Великой Отечественной. Можно считать крупной потерей утрату политического и идеологического влияния России на другие страны. Но вот саморазрушение системы военно-патриотического воспитания наших детей, разубеждение взрослых до такой степени, что они начинают чувствовать себя чуть ли не виноватыми за итоги второй мировой, – это уже фиаско.
Однако здесь мы затрагиваем такие глубинные проблемы, о которых стоит говорить на другом уровне, в узком кругу. Нужно ли говорить детям (да и взрослым!) абсолютно всю правду о войне? И что можно считать правдой в тех условиях, когда до сих пор среди историков нет единого мнения относительно отдельных событий войны? Имеет ли моральное право учитель излагать противоположные точки зрения на проблемные вопросы той эпохи, давая (или не давая) им свою личную оценку? Или все-таки молодые умы должны сами расставлять все точки над i?
Пока эти вопросы висят в воздухе. Но при таком подходе недалек тот день, когда наши дети начнут уверять родителей, что это мы начали войну, а Америка ее выиграла.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии