Судя по статье Л.Парубченко “Без царя в голове” в 19-м номере “УГ”, автор не оригинален: как и многие критики систем Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, он просто не знает этих систем. Человек далек прежде всего от начальной школы, психологии и педагогики, и эта отдаленность проявляет себя в каждой строчке статьи.
Системы Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, их составные элементы (в том числе программы и учебники по русскому языку) открыты для критики уже несколько десятилетий. Но компетентной критики.
Я не собираюсь анализировать все передергивания и нелепости статьи Л.Парубченко: для этого бы потребовалась целая газетная полоса. Скажу только о некоторых из них.
Автор сообщает читателям об “истории внедрения развивающего обучения в школу”, хотя сами В.В.Давыдов и В.В.Репкин еще в 1996 году писали о бессмысленности любых попыток директивного внедрения развивающего обучения (образования) в практику работы общеобразовательной школы, которые не могут привести ни к чему иному, кроме дискредитации соответствующих идей.
Выбирать или не выбирать для работы систему Л.В.Занкова или Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, решает конкретный учитель и только он. И если в Барнауле эти системы кто-то “внедряет”, то при чем тут системы?..
Ну а когда мы с тульскими занковцами узнали из статьи о “привилегиях” работающих по данной системе (“право на отбор самых способных детей, 15-процентные надбавки учителям”), то просто удивились: кто же и где их установил, почему мы о них не знаем. Дело в том, что подобные “привилегии” существуют только в фантазиях автора статьи.
Удивил и такой пассаж Л.Парубченко. Оказывается, “ухудшение здоровья детей, экспансия хамства и невежества в среде школьников, интеллектуальная и нравственная деградация подростков” – все это от…введения развивающего обучения. Вот так! И окончательный приговор автора (от имени науки и реальной педагогической практики): “теория развивающего обучения оказалась несостоятельной”. Хорошо хоть, наука и практика не давали автору статьи подобных полномочий и имеют другую точку зрения по данной проблеме.
Зав. кафедрой госуниверситета Л.Парубченко представила в статье и свое видение главной беды современной школы – “руководство ею захватили “специалисты широкого профиля”: кандидаты и доктора педагогических, а в последние 10 лет – еще и психологических наук”. Действительно, ужас какой-то: наводнили российские школы ученые педагоги и психологи! А может быть, беда в том, что с будущими учителями русского языка работает университетский преподаватель, столь далекий и от психологии, и от педагогики, и от школы?..
Автор полагает, что написать толковый учебник по любому предмету можно не иначе, как будучи специалистом именно в этом предмете. И ее нисколько не смущает, что таких специалистов “по предмету” в России много, а вот толковых учебников, увы, мало. Потому что без знаний психологии, педагогики, частной методики у автора-специалиста хороший школьный учебник не получится.
Кстати, одной из самых распространенных в народной школе России второй половины XIX – начала XX вв. учебных книг было “Родное слово”, автор которого – К.Д.Ушинский, юрист по образованию, ученый педагог и психолог по призванию, радикально реформировавший учебно-воспитательный процесс в Смольном институте благородных девиц. Думаю, что и он знал, что “сапоги должен тачать сапожник…”, как поучает нас автор статьи.
Прежде чем отправлять этот материал, пришел еще раз на уроки в тульские школы NN 8,52 к педагогам, избравшим для работы систему Л.В.Занкова. И понял, как далеки счастливые ученики счастливых учителей от тех “страшилок”, о которых поведала Л.Парубченко. А в дирекциях посмотрел документы недавней аттестации этих школ: картина здоровья, развития, учебных достижений детей в занковских классах (и 1-й и 2-й ступени) не имеет ничего общего с кабинетными зарисовками ученого-филолога. Хотя знаю, что аттестовали эти школы основательно, с участием многих специалистов, в том числе и не принимающих систему Л.В.Занкова.
Ефим ШАИН,
кандидат педагогических наук, доцент Тульского госпедуниверситета им.
Л.Н. Толстого
Комментарии