Раздел “Основы военной службы” в учебном плане ОБЖ открывается темой, посвященной истории Вооруженных Сил и военной реформе. Предлагаем вашему вниманию статью в помощь преподавателям ОБЖ и школьникам, изучающим эту тему.
ИСТОРИЯ военной организации России неразрывно связана с развитием государства. Особые страницы в ней – военные реформы.
Истоки реформирования военной организации России можно увидеть во времена княжения Ивана III Великого (1462 – 1505 гг.). При нем зародилась новая военная организация, основой которой стало служивое дворянство, значительно увеличилась численность русских войск. Помимо отрядов поместной (создававшейся в конкретных местностях) конницы, в их состав входили пехота, вооруженная пищалями, пушкари, отряды городовых и вольных казаков. Продолжала развиваться система обороны приграничья. Были построены такие мощные каменные крепости, как Зарайск, Тула. Четче стало военное управление, было упорядочено комплектование войск, снабжение оружием, провиантом.
Все это составило базу военной реформы, проведенной в 1550-1571 гг. Иваном IV (Грозным). Ее целью было укрепление централизованной власти, создание постоянной армии и усиление границ. Был завершен переход к поместной системе комплектования, но в плане боевой готовности она не соответствовала предъявляемым требованиям. Поэтому в середине ХVI в. было создано Стрелецкое войско, которое стало прообразом постоянной армии и к концу ХVI в. насчитывало 20-25 тысяч человек. Были образованы центральные органы военного управления во главе с Разрядным приказом. В итоге, русская армия стала организованнее, укрепилась дисциплина, выросло боевое мастерство. За счет развития артиллерии по своей огневой мощи она стала одной из сильнейших армий Европы того времени.
Во время смуты, польско-шведской интервенции в начале XVII в. военная организация русского государства ослабла. Со временем государственность на русской земле была восстановлена, возродилась и военная организация. Были проведены важные реформаторские преобразования. Наряду со старым войском появились войска “нового строя”. В ходе военных реформ XVI – XVII вв. заложены основы создания в России регулярной армии.
Перемены в начале XVIII в. связаны с именем Петра I. Военные реформы 1698-1721 гг. позволили создать регулярные армию и флот, комплектуемые на основе рекрутского набора с пожизненным сроком службы. Россия превратилась в крупнейшую военную державу.
МАССОВУЮ АРМИЮ, состоящую из кадрового состава и резерва, позволили создать военные реформы Д.А. Милютина (1862 – 1874 гг.). Взамен рекрутских наборов введена сословная воинская повинность, установлены новые сроки службы, создана новая система организации войск, сформированы 15 военных округов. В боевой подготовке возрождены принципы великого полководца А.В. Суворова. Повысился уровень подготовки офицеров. Начато перевооружение армии. Эти реформы повысили боеспособность армии, что подтвердила русско-турецкая война 1877-1878 гг., но несли печать незавершенности, непоследовательности.
30 лет спустя после поражения в русско-японской войне Россия вновь встала перед необходимостью военных реформ. В 1905-1912 гг. войска были реорганизованы, начат переход к территориальной системе комплектования, определена новая дислокация войск, обновлен старший офицерский состав армии и флота, улучшен быт солдат, приняты меры совершенствования военного управления.
После Октябрьской революции 1917 г. старая армия престала существовать. Началось создание новой.
В результате реформы 1924-1925 гг. Вооруженные Силы СССР перешли к смешанной кадровой и территориально-милиционной системе, основанной на содержании в мирное время минимума военных кадров, главным образом командных. Численность кадровой армии по сравнению с 1920 г. сократили почти в 10 раз и довели до 562 тысяч человек. Обязательная военная служба была закреплена законом, создана структура Вооруженных Сил, военного управления, снабжения и подготовки кадров. В то время из-за тяжелейшего экономического положения не удалось решить задачу перевооружения армии.
С середины 30-х гг. до начала Великой Отечественной войны армия претерпела новые изменения, перешла от смешанной к единой кадровой системе. Введена всеобщая воинская обязанность, выросла численность Вооруженных Сил (с 1935-го по июнь 1941 г. – более чем в 5 раз). Реорганизовано военное управление, введена новая структура, велось техническое перевооружение и переоснащение армии и флота, обновлены военно-теоретические взгляды, перестроена оперативная и боевая подготовка войск. Но реформирование не удалось завершить к началу Великой Отечественной войны, которая застала армию в состоянии реорганизации, перевооружения, переподготовки кадров. Последствия просчетов и ошибок руководства страны народу и армии пришлось оплачивать непомерно большими страданиями и жертвами на пути к Великой Победе над фашизмом.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ Вооруженные Силы включали Сухопутные войска, Войска ПВО, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот, а с 1960 г. и качественно новый вид – Ракетные войска стратегического назначения. Совершенствование военной организации (реформа 1950 – 1960 гг.) связано с научно-техническим прогрессом и появлением ракетно-ядерного оружия.
Следующая попытка военного реформирования предпринята в 1987-1991 гг. Ее концептуальная основа предполагала отказ от жесткой военно-политической конфронтации государств, принадлежащих к различным мировым системам (прежде всего США и СССР), а также утверждение в качестве высшего приоритета глобальной для человечества задачи предотвращения ядерной катастрофы. Это было продиктовано осознанием невозможности обеспечить безопасность своей страны вне рамок всеобъемлющей системы международной безопасности. Было признано, что ядерная война не может быть средством достижения каких-либо целей, а победа в ней невозможна. Политические, а не военные средства были провозглашены единственно возможным инструментом международных отношений. Эту реформу прервал распад СССР в декабре 1991 г.
По оценке авторитетного военного ученого – доктора исторических наук, профессора генерал-майора В.А. Золотарева, история Руси, России и СССР наглядно показывает, что ни одна военная реформа не достигла в нашей стране своего финала. Каждая из них либо быстро сворачивалась, либо аморфно и вяло текла, давая частичные результаты, либо проводилась с корректировкой сценария по ходу дела. Исторический опыт свидетельствует, что за непоследовательность, незавершенность и недостаточную эффективность реформирования военной организации государства страна, ее народ расплачивались большой кровью, страданиями и потерями.
НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ перемены в жизни страны потребовали радикальных решений в строительстве Вооруженных Сил. На первых порах переплелись начатая в условиях СССР военная реформа и процесс создания новой военной организации России. Начало военной реформе было положено в мае 1992 г. В ее планы входили: разработка основ новой военной доктрины; определение перспективной структуры и состава Вооруженных Сил; формирование правовых основ их строительства и функционирования; вывод войск из ряда государств; формирование миротворческих сил; переход к смешанной системе комплектования (по призыву и по контракту) и к новой структуре; совершенствование военного законодательства; введение альтернативной службы; сокращение численности военной организации и ряд других задач.
Отошедший к России потенциал Вооруженных Сил СССР в 90-х гг. претерпел серьезную реструктуризацию, связанную с созданием новых силовых структур, имеющих собственные вооруженные формирования. Согласно Федеральному закону “О воинской обязанности и военной службе” она предусмотрена более чем в десяти министерствах и ведомствах. Наряду с армией и флотом в их числе – Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Внутренние войска МВД, Федеральная служба железнодорожных войск, Министерство по чрезвычайным ситуациям и ряд других структур.
Основополагающим документом национальной безопасности России в военной области является Военная доктрина РФ. Предназначение Вооруженных Сил, основные функции Минобороны и Генерального штаба, а также ряд других важнейших положений определены в Федеральном законе “Об обороне”. Важнейшим документом является также Концепция национальной безопасности.
Цель начатой в 1992 г. реформы – создать военную организацию, вносящую эффективный вклад в предотвращение ядерной катастрофы, войн и вооруженных конфликтов, сравнительно небольшие, качественно новые Вооруженные Силы, обладающие первоклассными оружием и техникой, отлично обученным личным составом, высокой боевой готовностью и крепким моральным духом, способные эффективно реагировать на угрозы безопасности России.
Александр ГОРДИЕВСКИЙ
Комментарии