Методическая записка – пояснение к уроку. 1) Данный интегрированный урок химии, иностранного языка и ИКТ предполагает, что учитель-предметник владеет всеми необходимыми навыками и умениями. При этом, например, химику необязательно хорошо знать иностранный язык, но важно уметь находить нужную информацию и помогать ученикам в ней ориентироваться. Если вы не владеете иностранным языком, но уверены, что ваши ученики достаточно свободно владеют английским, переложите часть заданий на них. Объясните, что вы знаете весь материал на русском языке, а они могут найти дополнительную информацию, пользуясь указанными вами веб-страницами на английском языке. Если вы избрали основным уроком химию, то собранную на английском языке информацию школьники смогут пересказать на русском языке. Если основной урок – английский язык, то учитель иностранного языка может провести всю работу на английском языке.
2) Для достижения наибольшей эффективности разделите работу по теме на стадии. Сначала вместе с учениками изучите нужные сайты и отберите материал для сообщений. Затем вы можете разделить класс на группы или пары и предложить учащимся выбрать свою тему. Предложите учащимся выбрать, кто хочет сделать сообщения о жизни замечательного ученого, кто – рассказать о его открытиях и о том, какие открытия ему приписывают. Большая часть класса будет говорить о Периодической системе и о значении различных элементов. Объясните, что все желающие могут сделать презентации по своей теме.
Предметы: химия, английский язык, ИКТ.
Уровень: 8-11-е классы.
Оборудование: компьютеры; доступ к Всемирной сети; электронная доска.
Время: два-три урока, в зависимости от уровня учащихся. Один-два урока уйдут на работу с материалом, один урок – на выступления с сообщениями в классе.
Уровень знаний учителя: химик со знанием ИКТ, знание иностранного языка желательно, но необязательно; или учитель английского языка со знанием ИКТ.
Календарь: Урок по данной теме может быть включен в обычный учебный план, например, как вводная часть темы «Периодическая система элементов Менделеева». Он может быть выделен в отдельную тему для реферата, либо для выступления на школьной научно-практической конференции, либо для сообщения во время Недели английского языка.
Урок ведет один учитель.
Интернет-адреса:
Wikipedia.org – энциклопедия.
Google.com, yahoo.com, yandex.com – поисковые порталы.
Группа 1. Биография. Биография Дмитрия Менделеева обязательно заинтересует школьников. Пусть ребята поговорят о его необычной семье. Конечно, их воображение поразит тот факт, что будущий знаменитый химик был семнадцатым ребенком в семье. Такие факты, как смена фамилии, ранняя смерть отца, родство с Блоком, помогут им лучше запомнить необычный жизненный путь человека, чье имя россиянам знакомо с детства.
(В данной публикации биография опущена. – Прим. ред.)
Группа 2. Научная деятельность. Основные вехи деятельности великого ученого можно найти в сетевой энциклопедии как на русском, так и на английском языке (или любом другом иностранном языке). В зависимости от того, является основным уроком химия, иностранный язык или информатика, посоветуйте учащимся отобрать те сведения, которые кажутся им наиболее значимыми, а затем сделать по ним презентацию или сообщение.
Почтовая марка СССР 1969 года
(В данной публикации подробности, касающиеся научной деятельности Менделеева, опущены. – Прим. ред.)
Отдельное сообщение. 1-2 человека. Легенда об изобретении водки.
Изобретение водки кажется не совсем школьной темой, однако старшеклассники наверняка слышали об этом. Пусть лучше они сделают поиск и самостоятельно убедятся в том, что великий ученый не изобретал водку, чем будут повторять устаревший миф.
В 1865 году Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою», нисколько с водкой не связанную. Менделеев, вопреки сложившейся легенде, водку не изобретал – она существовала задолго до него.
На этикетке «Русского стандарта» написано, что данная водка «соответствует стандарту русской водки высшего качества, утвержденному царской правительственной комиссией во главе с Д.И.Менделеевым в 1894 году». С именем Менделеева связывают выбор для водки крепости в 40°. Согласно информации Музея водки в Санкт-Петербурге Менделеев считал идеальной крепостью водки 38°, но это число было округлено до 40 для упрощения расчета налога на алкоголь.
Однако в трудах Менделеева отыскать обоснование этого выбора не удается. Диссертация Менделеева, посвященная свойствам смесей спирта и воды, никак не выделяет 40° или 38°. «Царская правительственная комиссия» никак не могла установить данный стандарт водки уже хотя бы потому, что эта организация – Комиссия для изыскания способов к упорядочению производства и торгового обращения напитков, содержащих в себе алкоголь, – была образована по предложению С.Ю.Витте только в 1895 году. Причем Менделеев выступал на ее заседаниях в самом конце года и только по вопросу об акцизах.
Откуда же взялся 1894 год? По-видимому, из статьи историка, автора популярных кулинарных книг Вильяма Похлебкина, который написал, что «спустя 30 лет после написания диссертации… соглашается войти в комиссию». Изготовители «Русского стандарта» прибавили метафорические 30 к 1864 году и получили искомую величину.
Группа 3. Периодическая система элементов Менделеева.
В зависимости от того, какой именно предмет является для вас основным, вы можете предложить учащимся распределить между собой группы элементов и сделать по ним сообщения. Важно: не ставьте задачу рассказать обо всех элементах в течение одного урока!
(Эта часть сценария сокращена. – Прим. ред.)
На страницах на иностранных языках мы прочитаем, что толчок к созданию таблицы Менделеев, возможно, получил, слушая лекцию итальянского химика Станислава Канизарро, который в свою очередь возродил идеи своего соотечественника Амедео Авогадро. На Западе, особенно в Германии, соавтором открытия периодической системы элементов считают Лотара Мейера. Немецкий химик XIX века пришел к тем же выводам о свойствах химических элементов, что Дмитрий Менделеев, однако именно российский ученый сумел организовать их в таблицу согласно атомному номеру.
Можно предложить нескольким ученикам собрать материал и сделать небольшие сообщения об этих ученых предыдущих эпох, чтобы показать преемственность в науке. Уильям Рамзай также достоин отдельного упоминания в этой теме.
Послесловие к уроку
Собирая материал о жизни и деятельности великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, учащиеся будут развивать и закреплять навыки поиска по Всемирной сети, подготовки докладов и сообщений. Работа в режиме онлайн позволит им применить так называемый звездообразный метод исследования, когда при помощи гиперссылок можно переходить с одной страницы на другую, а затем возвращаться к основной теме исследования. Они также могут не только найти таблицу, но и узнать историю открытия, свойства каждого элемента. Предложите им создать специальный файл, куда они будут складывать все найденные электронные данные, а потом сделать презентации в удобном для них формате, будь то слайды в программе Power Point или текстовое сообщение с иллюстрациями, как в сетевой энциклопедии.
Если сообщения готовятся на английском языке, предложите выступающим ученикам особо выделить слова и выражения, характерные для научной речи. Здесь же можно повторить грамматическую тему «Пассив». Предложения в пассивном залоге наиболее часто используются именно в формальной речи, в научных сообщениях. Приведите несколько примеров, которые покажут, что аналогичные конструкции встречаются и в русском, и в английском языках.
Периодическая система элементов была составлена Дмитрием Менделеевым в 1869-1871 годах.
The periodic system of elements was compiled by Dmitry Mendeleev in 1869-1871.
Сообщения и презентации могут быть подготовлены как на уроке, так и дома. В зависимости от того, какой предмет вы преподаете, вы можете предложить учащимся:
– повторить новый материал по химии;
– выучить новую лексику на английском языке;
– сделать презентацию или сообщение, используя полученные на уроках информатики знания.
В идеале ваши ученики постепенно освоят все умения и научатся их сочетать. С вашей помощью они увидят связь между такими разными предметами школьной программы, как химия, иностранный язык, информационные технологии.
Помните: все барьеры находятся внутри нас. Не бойтесь применять новшества на уроках по любому предмету. Используя ИКТ, вы увидите, что даже самым слабым ученикам становится интересно искать новое, совершать свои маленькие открытия. Применение новейших технологий позволяет осуществлять личностный подход в образовании, организовывать работу с разноуровневыми классами, дает возможность как сильным, так и слабым ученикам реализовывать свой потенциал.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск
Комментарии