search
main
0

Вода, которая дышит

Всегда ли путь к знаниям равен дороге к величию… и счастью?

Накануне Дня знаний, одного из самых значимых праздников года, нечасто вспоминается одна крымская история.

Феодосия. Дом художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, ныне ставший музеем. В галерее развешены работы многих знаменитостей: Л.Ф.Лагорио, А.И.Фесслера, М.П.Латри, А.В.Ганзена, К.Ф.Богаевского. М.А.Волошина, Н.С.Барсамова. Все картины великолепны. Они выполнены очень технично, в соответствии с канонами живописи, гармонично сочетаются цвета и тона, соблюдены законы перспективы, правильно положен свет. Ими можно любоваться бесконечно.

Но только на маринах самого Айвазовского вода дышит. Так, что ты ощущаешь на щеке это дыхание, дуновение морского бриза. Явственно, как реальное.
Айвазовский – выпускник Императорской академии художеств Санкт-Петербурга, лучшего высшего учебного заведения данного профиля ХIХ века. Иван Константинович по справедливости назван основоположником маринизма в России. Можно перечислить несколько имен выдающихся отечественных мастеров марины, например Алексея Боголюбова, Григория Чернецова, Александра Беггрова, Сильвестра Щедрина. Каждый из них, без сомнения, тоже получил блестящее образование у лучших педагогов, но… Сколько безымянных соучеников этих талантливых людей канули в Лету. Десятки? Сотни?

В современной России, в наш век рыночной экономики – период господства постулата «клиент всегда прав», к учителям, представителям одной из самых престижных в Советском Союзе специальностей, многие относятся как к обслуживающему персоналу, поставщику образовательных услуг, весьма пренебрежительно. Если что-то не ладится у школьника, между родителями негласно принято ругать педагога. Мол, учит он неправильно, не может увлечь ребенка предметом, не умеет с деточкой общаться. Кто знает, возможно, этот учитель вообще профнепригоден? А педагоги, особенно трудоголики-перфекционисты, начинают переживать. В конце концов так и выгореть недолго. А нерадивому школьнику что? Зачастую перевод к другому педагогу или в иную школу никак не влияет на его академические результаты. Так, быть может, не в учителе проблема?

Без сомнения, существуют на всех уровнях и во всех населенных пунктах педагоги, которые наплевательски относятся к своим обязанностям. Особенно если пришли в профессию не по призванию, а по инерции, следуя чужим советам, из соображений материальной выгоды и тому подобного. Но есть и родители, не желающие признавать проблемы у самого ребенка, в собственной семье. И банальную, но болезненную истину: все не могут быть гениями, и этот факт не исправить даже самыми качественными знаниями, наилучшими из возможных методами подачи материала.

Но есть и обратная сторона медали: абсолютно бездарных людей не существует. Каждый человек имеет способности. Если верно разгадать задатки ребенка и грамотно развить их в правильном направлении, склонности можно превратить в таланты. Это уже совместная задача семьи, детского сада, школы, затем – ссуза или вуза. А по мере взросления – личная ответственность самого человека.

А вода на маринах Айвазовского по-прежнему просто дышит. Она указывает дорогу знаний: через тернии к звездам. Она подтверждает слова гениального физика Альберта Эйнштейна: «Если оценивать рыбу по ее способности лазить по деревьям, то она будет всю жизнь думать, что она глупа». Да и всегда ли гениальность – дорога к счастью и то, что стоит делать смыслом жизни? Не важнее и не лучше ли просто полюбить то, что делаешь? Когда работа будет вознаграждена по заслугам, и сам не заметишь, как станешь по-настоящему счастливым.

Алена ЮРЧЕНКО, редактор отдела образования и воспитания «УГ»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте