Цель: обобщить знания детей о воде и дополнить их новыми сведениями, доказать необходимость беречь воду и защищать ее от загрязнения.
Оборудование:
Схемы «Три физических (агрегатных) состояния вещества», «Круговорот воды в природе», географическая карта «Физическая карта полушарий» или «Глобус», лед, вода, химические стаканы, фильтр бумажный, стеклянная палочка, стакан с песком и глиной, поваренная соль, емкость, имитирующая океан, «танкер» с нефтью, объекты для очистки нефти (игрушки), материалы для сбора нефти (ложки, ватные тампоны, древесные опилки) и очистки от нее (стиральный порошок, шампунь, сода), тарелки, дистиллированная вода, пробиркодержатель, штатив, бытовой фильтр, бумажные капельки воды (для оценки знаний учащихся).
Плакат на доске:
«Нет предела человеческому разуму, нет предела его возможностям; и то, что мы теперь так много знаем о природе и свойствах поистине самого удивительного в мире вещества – о воде, открывает перед вами… еще большие, неограниченные возможности. И кто может сказать, что вы еще узнаете, еще откроете нового, еще более необычного. Умейте только видеть и удивляться. Вода, как и все в мире, неисчерпаема».
И.В.Петрянов-Соколов
Ход урока
Учитель начинает урок со слов В.И.Вернадского: …«Она стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее не заключало бы. Все земное вещество… ею проникнуто и охвачено».
О каком веществе идет речь?
Дети сразу затрудняются ответить на вопрос, предлагаю отгадать загадки:
1. Приходил – стучал по крыше
Уходил – никто не слышал. (Дождь)
2. На дворе – горой, а в избе водой. (Снег)
3. Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рожден,
Сам ее рождает. (Лед)
Не случайно поэты посвящали ей удивительные строки, вот некоторые из них:
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности только – вода!
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги
Фонтана,
И все это – только вода!
Теперь вы поняли, ребята, о каком веществе мы будем говорить? Правильно, о воде.
Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы будем говорить о воде, узнаем о ней больше, докажем, что воду нужно беречь и защищать ее от загрязнения.
Учитель записывает тему на доске, дети – в тетрадях по экологии.
– Ребята, из загадок вы узнали, что вода может находиться в трех физических состояниях. Каких?
(Твердом, жидком и газообразном.)
Учитель показывает лед, воду.
– А можем ли мы увидеть газообразное состояние?
(Да, можем!)
– На самом деле то, что мы видим – не газообразная вода, а туман, т.е. мельчайшие капельки воды. А воду в виде газа мы увидеть не можем.
Опыт №1. Берем кусочек льда, помещаем в пробирку. Пробирку подогреваем на спиртовке, лед тает, вода закипает, появляется пар.
(Вывешивается схема «Три физических состояния вещества». Ученики рисуют схему в тетрадях).
– Ребята, физическое состояние вещества называют агрегатным состоянием. Вода – единственное вещество, которое существует в природе в трех агрегатных состояниях. Назовите их еще раз. (Используется схема «Три агрегатных состояния воды»).
– Ребята, а кто знает, из каких химических элементов состоит вода?
(Из кислорода и водорода)
Учитель показывает на доске, как устроена молекула воды.
– Вода – удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на Земле не было воды, то не было бы растений, животных, не было бы нас с вами.
Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Посмотрите на карту: почти 3/4 земного шара покрыты водой. (См. рис.).
(Ученики рисуют диаграмму в тетради).
– Где встречается вода в природе?
(В морях и океанах – соленая; в ледниках, снегах горных вершин, в атмосфере в виде водяного пара (облаков), почве, горных породах.)
– Сейчас вы это увидите.
Опыт №2. Прокаливаем почву, над прокаленной почвой держим предметное стекло, на нем появляются капельки воды.
– Вода содержится во всех живых организмах. Нормальное содержание воды в теле человека – 65% (кровь содержит 83% воды, сердце и мозг – 80%). При потере 10-12% влаги человеку грозит гибель.
Задание (написано на доске, один ученик решает у доски – остальные в тетради):
Нормальное содержание воды в теле человека 65%. Вычислите, сколько воды содержит ваше тело, если принять, что его масса 40 кг.
Решение:
65% – 100 кг
Х – 40 кг. Ответ: 26 кг.
– А известно ли вам, ребята, о серебряной, или «святой» воде?
Еще 2500 лет назад древние персы пользовались серебряной посудой для хранения воды во время военных походов. Египтяне покрывали поверхностную рану серебряной пластинкой, и рана заживала быстрее. Серебро убивает бактерии. Вода, взятая из колодца или проруби в религиозный праздник Крещения в сильные январские морозы, «освящается» – помешивается серебряным крестом, такая вода хранится очень долго.
– А теперь, ребята, посмотрим, какую воду мы с вами пьем.
Известно, что человек в день потребляет примерно 2,5 л воды, а за 70 лет жизни – примерно 65 тонн.
Для того чтобы человек мог использовать воду для питья, ее сначала очищают. (В тетрадь: Стадии очистки воды: отстаивание, фильтрование, обеззараживание.)
Опыт №3. В два стакана помещаем песок, глину, поваренную соль, добавляем воду и размешиваем стеклянной палочкой. Получили раствор. Один стакан оставляем для отстаивания частиц смеси. Из второго стакана раствор фильтруем. На бумажном фильтре остались глина и песок, а прозрачный раствор – в стакане. Берем из стакана прозрачный раствор (это наша питьевая вода) пипеткой и капаем несколько капель на предметное стекло, подносим стекло к самой горячей части пламени спиртовки и даем воде испариться. На предметном стекле остается белое кристаллическое вещество – соль.
Ученики делают вывод: питьевая вода – это смесь веществ. (Записывают вывод в тетрадь).
– Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворимые соли, но в некоторых случаях и вредные для его организма вещества. Вот почему сейчас получили распространение бытовые фильтры (демонстрируется бытовой фильтр).
– Что вы знаете о дистиллированной воде, как ее получают?
Опыт №4. (Вывешивается схема «Круговорот воды в природе».)
Наливаем в пробирку отфильтрованный раствор (из опыта №3), нагреваем воду и кипятим на спиртовке до появления пара, предметное стекло аккуратно подносим к отверстию пробирки, на предметном стекле появляются капельки воды. Пар охладился и превратился в воду. Предметное стекло подносим к пламени спиртовки, капельки воды испаряются, но в этом случае кристалликов соли нет. Почему?
Во время опыта дети рассказывают о применении дистиллированной воды, о круговороте воды в природе – естественном процессе очистки воды.
– Вы уже, ребята, узнали, что вода – универсальный растворитель. Она растворяет многие газообразные (газированная вода), жидкие (раствор уксусной кислоты) и твердые (раствор сахара) вещества. Вы также знаете, что не все водные растворы полезны для человека. Так, дождевая вода, растворяя содержащиеся в воздухе оксиды серы, азота, выпадает на землю кислотными дождями, принося вред всему живому. Послушайте один только пример.
«На вид это была невинная речка. Еще не так давно в ней водились окуни и плотва и даже раки, которые, как известно, любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она, не выдержав, сплыла вниз по течению и ушла в другую речку, где погибла от тоски и одиночества: у этой щуки была красная голова, зеленое брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать». (Ю. Томилин. Карусель над городом.)
Этот отрывок заставляет нас задуматься вот о чем. Несмотря на то, что на нашей Земле воды очень много, ее в то же время очень мало. Почему?
(Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды и не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества. Катастрофы, связанные с загрязнением вод Мирового океана, – одна из экологических проблем, которая все острее проявляется на протяжении последних десятилетий.)
– Да, ребята, с каждым годом истощаются ресурсы Мирового океана: в его воды попадают речные стоки, несущие разнообразные отходы, нечистоты, минеральные удобрения. Особый урон водной среде приносит нефть.
Ее обычно перевозят морским путем с помощью танкеров. Взрывы и аварии на танкерах, к сожалению, нередкое явление. Катастрофа одного супертанкера загрязняет воду в такой степени, как это мог бы сделать весь морской флот еще какие-нибудь полстолетия тому назад.
– Сейчас, ребята, вы попробуете провести работу по ликвидации последствий аварии.
1. Ставим таз с водой – это наш «океан».
2. Заселяем «океан» – (опускаем в него игрушки).
3. Спускаем «танкер» с нефтью на воду (от пластиковой бутылки отрезаем дно, заполняем растительным маслом).
4. Имитируем нефтяную аварию (создаем штормовые условия, раскачиваем емкость).
5. Приступаем к ликвидации аварии:
а) пытаемся собрать нефть с помощью ложек, древесных опилок, ватных тампонов;
б) очищаем природные объекты (птиц, рыб) от нефти с помощью стирального порошка, шампуня, питьевой соды (для этого используем тарелки с ватными тампонами).
– Для ликвидации последствий разлива нефти лучше всего использовать природный материал, который обладает способностью удерживать на своей поверхности, например, уголь или минерал вермикулит, залежи которого велики на Кольском полуострове. Его наносят на нефтяную пленку в размельченном виде. После адсорбции (впитывания) собирают, обжигают в печах котельной, и в отличие от угля вермикулит можно использовать вновь.
Перспективным считается применение нефтеокисляющих бактерий. Если культуру бактерий поместить на нефтяную пленку, то через несколько дней она исчезнет из-за быстрого размножения бактерий.
Заключение
– Задача каждого из нас – сделать так, чтобы вода не загрязнялась.
Сегодня вы постарались это сделать, приведя в систему сведения о воде, ее распространении в природе, значении и использовании, очистке и как уберечь воду от загрязнения.
Домашнее задание: Составить или подобрать загадки, кроссворды, четверостишия о воде.
Оценки за урок.
Сталина СОКОЛОВА, учитель географии, экологии, химии Горненской средней школы
поселок Горный, Зейский район, Амурская область
Комментарии