Патриотами не рождаются, патриоты воспитываются. Но как это сделать наилучшим образом? Об этом шел разговор на «круглом столе» «Растим патриотов России», где самым тщательным образом был исследован опыт работы образовательных учреждений Зеленоградского окружного управления образования по военно-патриотическому воспитанию школьников. О реализации программы Юго-Восточного округа «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи» шел разговор на научно-практической конференции «Система работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся», где немалое внимание было уделено ее военно-патриотической составляющей. На конференцию был приглашен директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования генерал-полковник Расим АКЧУРИН, у которого есть свое мнение по поводу того, как нужно воспитывать патриотов своего Отечества.
По моему глубокому убеждению, в современных условиях развития России идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются высокие социально значимые взгляды, чувства, убеждения, позиции, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям для блага Отечества.
Существо проблемы воспитания патриотизма заключается не в построении ведомственной вертикали с определенной функцией, формами и сроками ответственности, а в понимании ориентиров и приоритетов взаимодействия институтов социализации и воспитания граждан России начала третьего тысячелетия в пространстве социальной политики государства, региона и муниципального образования. Самое главное то, что основным вопросом патриотического воспитания становится вопрос о том, как и каким образом патриотизм может стать социальным, духовным, политическим и культурным регулятором общества и государства.
Вроде бы все сегодня за патриотизм, однако есть и противники патриотического воспитания. Их взгляды – не вина идейной «запущенности», а беда России третьего тысячелетия, которая все еще не имеет национальной идеи с патриотическим смыслом служения Отечеству на основе единства личных, общественных и государственных интересов. Люди, которые отвергают идеи патриотизма, глубоко заблуждаются. Они не хотят понять, что за те часы, которые отведены программой обучения на различные предметы, в том числе на литературу и историю, невозможно воспитать истинного патриота, так как детям нужны еще знания, умения и различные навыки. Сегодня мы можем сказать, что, несмотря на яростные протесты противников, в Москве все же в своей основе сложилась система организованного патриотического воспитания, и ее работа приносит результаты. В столице работает Центр военно-патриотического и гражданского воспитания, в округах – центры гражданского патриотического воспитания, во всех районах созданы военно-патриотические клубы и музеи боевой славы, в течение всего года проводятся военно-прикладные соревнования, слеты, спартакиады, оборонно-спортивные мероприятия, месячники оборонно-массовой работы, теоретические и практические конкурсы, методические семинары, «круглые столы», поисковые экспедиции и походы по местам боевой славы. Идея патриотизма приобретает все большее число сторонников, становится важным ресурсом консолидации нашего многонационального общества.
Мы отдаем себе отчет в том, что патриотическое воспитание – не узковедомственное дело системы образования, поэтому объединяем усилия общественных организаций, семьи и отдельных граждан для создания единого воспитательного пространства, необходимых условий для всестороннего развития подрастающего поколения. Мы уверены, что сегодня необходим закон «О патриотическом воспитании граждан», который будет способствовать формированию мировоззрения, идеологии и эффективности воспитательного процесса. Он поможет решить социальные, нравственные, духовные и организационные проблемы нашего общества.
Комментарии