«Вы называете меня фантазеркою, спрашиваете, чего же хочу от жизни? Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться – я не хочу смотреть на мнение других, добиваться того, что рекомендуют мне желать другие, хотя мне самой этого вовсе не нужно. Я хочу быть независима и жить по-своему. Я хочу не стеснять ничьей свободы и хочу быть свободна». Эти слова Веры Павловны стали лозунгом российских женщин XIX века. Николай Чернышевский поднял тему эмансипации на уровень наиболее значимых общественных проблем. Отныне женщина получила возможность жить так, как она сама считала правильным, но главное – учить этому других.
Все явления, описанные в «Что делать?», уже существовали. Были артели женского труда, созданные для того, чтобы помочь девушкам из благородных семей, привыкшим к опеке, жить и зарабатывать на жизнь самостоятельно.В 60-70-е годы позапрошлого столетия фиктивные браки были очень распространены. Они заключались из соображений партнерства, помощи женщине. Общество согласно было мириться с фиктивным браком, но никак не с самостоятельностью одинокой женщины, обязанной во всем подчиняться родителям. Замужняя женщина же имела право на трудовую деятельность и участие в социальной жизни.При заключении такого рода союзов фиктивные муж и жена нарекались духовными братом и сестрой и не имели права на плотские отношения. Эти браки регулировались особой моралью. Мужчина как бы давал женщине свободу и отказывался от прав на ее тело (трагедия Софьи и Максима Ковалевских, которые из-за жестких законов фиктивного брака отказались от своей возникшей друг к другу любви). В 1858-м в России сложился триумвират активисток женского движения, поборниц женского образования, женского труда, женской взаимопомощи… Его составили три светские дамы – Стасова, Трубникова, Философова. Их первым предприятием стало создание общества дешевых квартир, где могли укрыться свободолюбивые, но бедные барышни, отказавшиеся от родительской опеки или сбежавшие от деспотизма нефиктивных мужей. Марию Трубникову томила «муравьиная мелочность семейной ячейки», в которой одна за другой появились на свет четыре дочери, но, обладавшая твердой волей, она посвящала много сил и времени домашнему воспитанию. Однако воспитывала своих дочерей не так, как было принято в ее кругу. Приучая своих девочек к брючным костюмам, спортивным играм, работам в саду и огороде, она также прививала им любовь к чтению серьезной литературы и знанию языков, учила осознавать социальное устройство общества, тактично общаться с людьми низших социальных слоев, понимать трудности их жизни. Она передала дочерям свое понимание женской жизни – получить профессию, уметь самостоятельно зарабатывать на жизнь. Не стоит и говорить, каким диким в те времена казалось подобное воспитание не только окружающим, но и собственному мужу. Рассказывают, что перед возвращением отца семейства домой девочки стремительно переодевались в «приличные платья барышень»… Так, Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова разработали свою стратегию. Они последовательно, через реформы, добивались поставленных задач. Их взгляды были умеренными, либеральными, они предпочитали мирный путь повышения статуса женщины, в первую очередь в социальной и образовательной сферах.Сферой деятельности, дававшей заработок для женщин, было литературное творчество. Мария Трубникова первой сумела поставить эту работу на профессиональные рельсы и научилась зарабатывать этим трудом деньги. Прекрасно владеющая пятью языками, она переводила романы и статьи, писала работы о женском положении в обществе для европейской прессы. В 1862 году в Петербурге появилась «Издательская артель» женщин-переводчиц. Они желали выпускать «хорошее чтение для подрастающих поколений». Весь издательский процесс – от переплетных до иллюстративных работ, от перевода до редактирования – осуществлялся женщинами, получавшими деньги за свой труд. За время работы артели впервые в России увидели свет произведения Луизы Олкотт, Огюстена Тьерри, Бетса, Джорджа Элиота, «Происхождение видов» Дарвина. Триумвират ставил пред собой реальные задачи, но прежде всего для женщин было нужно систематическое образование. С 1867 года они добивались открытия в Петербурге Высших женских курсов, вели горячие переговоры с министром народного просвещения графом Толстым о возможности получения женщинами университетского образования. Трубникова составила прошение на имя ректора Петербургского университета, подписанное многими влиятельными людьми, ее обширные знакомства очень помогли.До середины XIX века девушки из дворянских семей по преимуществу получали домашнее воспитание. Лишь с 1858 года начали появляться женские гимназии. Активными поборниками идеи университетского образования для женщин, готовыми безвозмездно читать лекции, были знаменитые ученые – Менделеев, Бекетов, Мечников, Сеченов, Соловьев. Но главной движущей силой, преодолевающей многочисленные бюрократические препоны, оказались женщины. Первые женские Аларчинские курсы были открыты в Петербурге в апреле 1869 года, затем, в 1870 году, Владимирские курсы, которые привлекли массу слушательниц, но они давали знания в объеме средних учебных заведений. Министр просвещения не разрешил курсов по университетской программе, ограничившись позволением читать публичные лекции, предназначенные для слушателей обоих полов. Лекции начались в январе 1870 года, из 900 записавшихся слушателей было 767 женщин.Лишь через 8 лет идея Высших женских курсов получила воплощение. В 1878 году были открыты Бестужевские курсы как официальное правительственное учреждение, в котором приняли участие все выдающиеся силы Петербургского университета. По имени своего первого директора – академика, историка Константина Бестужева-Рюмина – курсы получили название Бестужевских. На 4-летних курсах давали историко-филологическое, естественно-научное и математическое образование. На первых порах у бестужевок не было ничего – помещений для аудиторий, лабораторий, приборов и оборудования, денег. Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова развили бурную деятельность для помощи курсам – приглашали популярных артистов на благотворительные концерты, устраивали лотереи, книжные базары. Через год удалось снять этаж в одном из домов, а в 1885 году курсы перебрались в специально построенное и оснащенное здание на 10-й линии Васильевского острова. В 1890-х годах на средства госпожи Мининой открыли женский рабочий зал, где за небольшую плату можно было пользоваться различным оборудованием. Открывались общества взаимопомощи: Петербургская артель кассирш, продавщиц и бухгалтеров, Петербургское общество взаимопомощи акушерок, Петербургская артельная мастерская женских рукоделий, при которой действовали благотворительная школа по обучению рукоделию и ссудная касса, и даже касса взаимопомощи невест в Москве.Анна Философова единственная перешла рубеж XX века, активно участвуя в женском движении наряду с молодым поколением. Она прожила долгую жизнь, у нее было 9 детей, она была счастлива в них и сумела реализовать себя как общественная деятельница, известная всей России, признанная в международном женском движении. К началу ХХ века почти во всех больших городах России существовали женские курсы, как высшие, так и медицинские, политехнические, сельскохозяйственные, а Россия стояла на втором месте в мире, после Англии, по числу женщин, получивших высшее образование.К началу XX века по всей Европе открываются школы совместного обучения мальчиков и девочек. В России первую такую школу открыла внучка известного писателя и историка Николая Полевого – Елена Левицкая. Первый набор учеников в 1900 году в Царском Селе состоял из 3 мальчиков и 7 девочек. Заслуги Левицкой в развитии женского образования бесспорны, но и это не самое главное в ее педагогической биографии. Она одной из первых среди педагогов заговорила о гармоничном развитии детей на природе. Вместо скучных занятий в ее школе применялись неординарные и, безусловно, интересные для воспитанников педагогические приемы: игры, экскурсии, беседы. И пошло… Сегодня о нехватке мужского воспитания говорят и в семьях, и в школах. Мужчин смущает рутина. За любое дело они берутся с воодушевлением. И пока образование их вдохновляет, они чувствуют себя уверенно. Их состояние наивысшего подъема душевных сил целиком зависит от того, насколько им доверяют, дают свободу совершать поступки. Ведь только свершая, мужчина живет. И пока в образовании будет место для подвига, супермены будут стремиться учительствовать.
Комментарии