Надежда Константиновна Крупская – российский революционер, советский партийный, общественный и культурный деятель. Я не могу в полной мере оценивать ее труды, но я согласна с теми ее идеями, с которыми знакома.
Обращаясь к учителям, Крупская говорила о необходимости воспитывать коллективиста, то есть человека, умеющего личное подчинять общественному, особо подчеркивая при этом, что нельзя, говоря о воспитании, не говорить о товариществе, об общественной работе, о коллективном труде, об умении бороться за общее дело. Отсюда следует важный вывод, что все виды деятельности школьников должны носить коллективный характер. Это я понимаю как некую социализацию в обществе, подготовку ребенка к взрослой жизни, безусловно, это необходимость. Есть такие родители, которые ограничивают своих детей в общении со сверстниками, возвышают своих детей, говорят о том, что «такой друг тебе не подходит». Считаю это одной из грубейших ошибок воспитания. Конечно же, надо интересоваться, с кем и как ребенок проводит время в детском саду (школе), но не стоит сильно вмешиваться в выбор друзей и категорически что-то запрещать, надо идти ему навстречу, обсуждать его проблемы, способствовать укреплению позиции ребенка в коллективе. Очень важно, чтобы в детском коллективе у него были хотя бы один или два друга. Все наверняка слышали о таких случаях, когда некоторые детки в школе держатся отдельно от всего коллектива, чем-то занимаются на переменке, не обращая внимания на одноклассников. Я считаю, что большая травма для ребенка – несовпадение интересов или неприязнь со стороны ребят. Если ребенок не нашел единомышленников в школе, родителям надо брать ситуацию в свои руки, помогать ему: спросить о том, что ему интересно, найти занятие по душе, организовать посещение различных кружков или секций, очень важно заинтересовать ребенка в общении со сверстниками. Надежду Константиновну волновали проблемы семьи, создания правильных взаимоотношений между мужем и женой, между родителями и детьми. Маленькому человеку трудно контролировать свои чувства и эмоции, делать глубокие выводы, и тут помощь родителей ему необходима. Неприятные ситуации случаются в любом коллективе, и важно научить ребенка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Ребенок очень остро реагирует на конфликты в семье, хотя может и не подать вида. Он все очень чувствует и видит, как грубо порой ведут себя родители. В таких конфликтных ситуациях кроется основа стрессов, которые переживает ребенок.«Семья – первичная ячейка общества. Своими внутренними, только ей присущими взаимоотношениями и влияниями семья оказывает глубокое воздействие на формирование подрастающего поколения». Эта и другая фраза, которую мы не раз слышали, «Все идет из семьи», свидетельствуют о великой роли семьи в формирование личности ребенка. Однако некоторые родители перекладывают свои обязанности на педагогов: мол, вы профессионалы – исправляйте наши ошибки. Кому это надо? Хочется спросить: кто родитель – вы или педагог? Чей это ребенок? Считаю, что прежде всего семья должна заботиться о воспитании у детей таких моральных качеств, как справедливость, правдивость, искренность, умение стоять за правду, чувство товарищества, гуманизм, любовь к Родине, а также о выработке привычек культурного поведения. Если родители не соблюдают эти правила, то и от ребенка нечего ждать хорошего.Крупская подчеркивала, что особенно важна воспитательная роль матери. Она считала, что мать – естественная воспитательница. В силу своей естественной близости к детям мать оказывает на них, особенно на малышей, огромное влияние: «…Мы знаем, какую печать кладут на весь характер человека, на все его развитие первые годы жизни». Конечно, в первые дни и годы жизни ребенка он тесно связан с матерью, но роль отца не менее важна в воспитании. Мать отца не заменит – такое вероятно, но не в полной мере. Мать не заменит и педагогов, ведь, к сожалению, родители многое не знают из того, что известно учителям. Поэтому очень важно, каким будет первый учитель. По собственному опыту знаю, как это влияет на последующее обучение ребенка и нередко на его социальный статус среди сверстников. Надежда Константиновна осуждала суровое, а тем более несправедливое отношение к ребенку родителей. С большой теплотой она говорила о воспитательном значении разумной родительской ласки и уважительного отношения к ребенку и его друзьям. Крупская была непримиримой противницей физических мер наказания, призывала советскую общественность воевать с родителями, которые бьют своих детей. Физические меры воздействия отвратительный пережиток прошлого, подчеркивала Надежда Константиновна. Во всем нужно знать меру, считаю я. Конечно, не стоит прибегать к насилию, но и слишком лелеять, баловать ребенка, во всем ему потакать тоже не стоит. Как показывает мой опыт, во всем должны быть мера, ласка, забота, но и требовательность, разумная строгость, ребенка надо учить слушать и следовать совету опытных людей.Лиза КОМАРОВА, студентка 2-го курса педагогического колледжа №9 «Арбат»
Комментарии