search
main
0

Во саду ли, в огороде. Миссия школы – учить ребят лелеять землю

В России преобладающим типом учебного заведения стала сельская школа. Нынче перед ней стоит чрезвычайно важная и сложная задача: обеспечить детям высокое качество образования. Однако не менее серьезной, а возможно, даже ключевой, стала для нее и воспитательная функция. Иначе говоря, сегодня мы рассматриваем сельскую школу как важнейшее звено целостной воспитательной системы, как органическую часть образовательного пространства, как школу подготовки трудовых ресурсов страны. Лето – лучшая пора для трудового воспитания школьников. Такова сегодняшняя тема «Директорского клуба».

Вениамин СМИРНОВ, заместитель директора по трудовому обучению Караваевской средней школы, Костромской район, Костромская область:

– С начала июня и до конца лета ученики 5-10-х классов по графику работают на пришкольном учебно-опытном участке. Выращивают свеклу, картофель, капусту. Осенью, после сбора урожая, все это быстро и радостно съедается за несколько специальных обедов в школьной столовой.

Старшеклассники через службу занятости трудоустраиваются на лето в ремонтные бригады по подготовке школы к учебному году: белят, красят, наклеивают обои. А еще они благоустраивают территорию вокруг школы. Труд этот хорошо сплачивается: за 15 дней ребята получат по тысяче рублей.

Иван МОГИЛЬНИКОВ, директор большеустьикинского лицея №1, Мечетлинский район, Республика Башкортостан:

– Наше село – районный центр. В нем живут 10 тысяч человек. И я с уверенностью могу сказать, что в каждой семье есть свое подсобное хозяйство. Летом дети помогают своим родителям в садах и на огородах. Есть яблоневый сад и при нашем лицее. Он еще молодой, пока не плодоносит, но усилий требует огромных. Ребята с удовольствием трудятся в нашем саду. На пришкольном учебно-опытном участке работают ученики 2-6-х классов, выращивают овощи.

В этом году мы значительно, до 4 гектаров, расширили свое картофельное поле. Надеемся, теперь картошки хватит не только для школьной столовой, но и для продажи.

Создана специальная бригада, которая ремонтирует дорожные знаки, белит бордюры и убирает улицы.

Еремеевская средняя школа Полтавского района Омской области похожа на маленькое государство. У нее своя земля, на которой располагаются учебные здания, музей, мастерские, гараж, спорткомплекс, теплицы, овощехранилище. Своя техника – трактор, комбайн, автомобили. Есть здесь единственный в районе дендрарий, взращенный руками педагогов и учеников, и огромный сад.

Весной Еремеевская средняя школа утопает в цвету – яблоневом, вишневом. Впрочем, богатство это предназначено не только для красоты. Как в любом государстве, здесь ценят традиции. А главная из них – труд.

Еще в середине семидесятых годов XX века школа прославилась своей ученической производственной бригадой. Совхоз, по достоинству оценив труд детей, построил для них комплекс по трудовому обучению площадью в 1400 квадратных метров, выделил полный комплект сельскохозяйственной техники. В хозяйстве рассуждали так: старшеклассники изучают основы машиноведения, значит, им необходимо и практически знать основные марки тракторов. Труд в школе превратился в ведущий предмет. В 4-м классе ребята начинали изучать простейшие сельхозорудия: плуги, культиваторы, сеялки. Став старше, проходили механизацию животноводческих ферм. Уже к 6-му классу подростки становились трактористами-стажерами под руководством старших. Девочки изучали основы животноводства и закрепляли свои знания на практике – на фермах. В школе понимали, что любовь к своей земле надо закладывать с детства. И, как выяснилось, не ошиблись – более половины выпускников оставались в родном селе.

Когда пришли тяжелые времена разрухи, совхоз, превратившись в СПК «Еремеевский», одним из первых в области встал на ноги. И возрождение учебных производственных бригад Полтавского района началось именно с Еремеевки, где, кстати сказать, 60 процентов педагогов и 90 процентов учителей сами прошли через учебные бригады, поскольку все они – выпускники здешней школы. Так что ничего в этом удивительного нет. Удивительно другое – школа сумела сохранить технику и мастерские, большей частью благодаря усилиям ее директора Нины Кучеровой.

Восстанавливая традиции, она стала превращать свое маленькое государство-школу в цветущий сад. На пяти гектарах, окружающих школьное здание, чистота и порядок. 226 ребятишек трудятся под руководством педагогов круглый год.

Сейчас в школе работает летний оздоровительный лагерь. У каждого отряда свой воспитатель и вожатый. Воспитатели – те же учителя, а вожатые – старшеклассники. Но и лагерь – не просто оздоровление и отдых. Пришкольная территория разбита на участки, за каждый из которых отвечает какой-либо класс. Порядок на пятачке перед школой – заслуга малышей.

Впрочем, у начальной школы есть и настоящая уборочная страда. С марта они начинают высаживать на окошках рассаду – помидоры, кабачки, капусту, чтобы позже перенести ее на грядки учебно-опытного участка. Даже в каникулы ежедневно 40 минут отдается на уход за цветниками. Народ в начальной школе маленький, но ответственный, без присмотра растительность не оставляет.

Садом занимаются старшеклассники. Каждый год он дает такой урожай яблок, которому завидует весь район. Впрочем, яблок хватает на всех – и односельчанам, которые покупают их за копейки, и школьникам – варенье варят на всю зиму. В теплице работают в основном ребята из среднего звена. Горячая пора у них весной, когда выращивается рассада помидоров и капусты на продажу. Сейчас они ухаживают за растительностью. Дети подстригают кусты, как заправские садовники. Ежедневный урок труда у «средних» длится дольше – 90 минут. В дендрарии им помогают старшеклассники. Оставить его нельзя и на день – здесь около полутора сотен видов растений, редких для Еремеевских степей: дубы, липы, рябина, пирамидальные тополя, голубые ели.

У старших есть еще одно ответственное дело. Каждый день пятнадцать членов учебной производственной бригады приезжают в школу на велосипедах, завтракают и двигаются дальше под предводительством педагога на том же транспорте – на место, где когда-то был разбит стан учебно-производственной бригады. Точнее, когда-то это был маленький город – с домиками, асфальтовыми дорожками, беседками, эстрадой. Потом его растащили. Теперь на этом месте ребята разбили не город, но огород в шесть гектаров, где выращивают капусту, картошку и прочие овощи для школьной столовой. Автобус, полученный в конце семидесятых за победу во Всероссийском смотре УПБ, берегут – старенький уже, передвигаться можно на нем только по селу, а не по проселку. Питаются в школе все без исключения, независимо от доходов благодаря «своим» запасам. Ежедневные полные обеды, включая первое, второе, третье, обходятся не дороже 20 рублей в неделю.

– Родители могут научить детей труду только своим примером, – говорит Нина Кучерова, – но того опыта, умения и, я бы сказала, вдохновения, что дает школа, они дать не могут. Хотя бы потому, что заняты. Матери день и ночь на ферме, отцы в поле. Мне кажется, это миссия сельской школы – учить ребят любить и лелеять свою землю. И мы ее стараемся выполнять от души.

Наталья ЯКОВЛЕВА

с. Еремеевка, Полтавский район, Омская область

От редакции

Современная жизнь предъявляет к выпускникам сельской школы качественно иные, нежели 10-15 лет назад, требования. Молодым людям необходимо быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью и способностью принимать важные самостоятельные решения.

Нынешним выпускникам сельской школы предстоит жить и трудиться в очень сложных условиях восстановления разрушенной экономики и социальной сферы села. На их плечи ложится задача выводить сельское хозяйство из кризиса. Становление России как передовой державы, о чем мы сегодня так активно говорим, невозможно без развитого агропромышленного производства. Главная роль в его создании принадлежит человеку, который сегодня выходит из стен сельской школы. Образование на селе должно быть ориентировано именно на это.

Приглашаем к разговору

Занимается ли ваша школа трудовым воспитанием учеников?

Удалось ли вам максимально приблизить воспитательный процесс в школе к повседневной жизни детей и одновременно с этим к сельскохозяйственному производству?

Если нет, то что мешает осуществлению именно этой задачи?

Если вас заинтересовала поднятая нами тема, пишите! Поделитесь своим мнением или опытом!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте