Цели:
1) Раскрыть содержание понятия “гражданин”.
2) Сформировать начальные представления о поведении гражданина в обществе.
3) Создать мотивацию на гражданские поступки.
Материалы к уроку: иллюстрации памятника К. Минину и Д. Пожарскому (скульптор И.П.Мартос), портрет М.И.Глинки, фонограммы “Ария Ивана Сусанина” из оперы “Иван Сусанин” М. Глинки, хор “Славься” М. Глинки, видеозаписи о событиях в Чечне.
Структура и содержание урока
1-й этап. Орг. момент, активизация познавательной деятельности.
Урок начинается с рубрики “Зри в корень”. Ученикам предлагается найти корни в слове “граждановедение”. Объясняется по словарю значение слов “ведать”, “гражданин”.
Учитель сообщает, что ребята отправляются на поиски гражданина.
2-й этап. Кто такой гражданин?
Гражданин
обращение к человеку
принадлежность к государству
высокое звание
Учитель обращает внимание на слова Н.А.Некрасова:
“Что такое гражданин?
Отечества достойный сын”.
Именно об этом значении слова будет идти речь на уроке.
3-й этап. Портрет гражданина.
Дети читают и анализируют текст “О гражданине” по учебнику, заполняют рабочие листы (5-7 мин.). (Методическое пособие к учебнику Я.В.Соколова “Граждановедение”, 5 класс. Л.К.Белова, Е.В.Попова, Я.В.Соколов, Москва, 1999 год, с. 59).
Рабочий лист
Гражданин – человек, который
любит –
переживает –
действует –
протестует –
требует –
4-й этап. Применение полученных знаний.
Ученики характеризуют людей, совершивших гражданские поступки, рассказывают о событиях 1612 года, о подвиге К. Минина и Д. Пожарского, обсуждаются современные события в Чечне, делают вывод, что солдаты – участники войны – достойные сыны Отечества, так как они защищают интересы государства.
Учитель: Гражданин – это не только тот, кто защищает Родину с оружием в руках, но и прославляет ее своим мастерством и талантом.
5-й этап. Звучит “Ария Ивана Сусанина” из оперы “Иван Сусанин” М. Глинки. Учитель музыки беседует с ребятами по вопросам:
– Какими чувствами проникнута музыка?
– Какие средства музыкальной выразительности были использованы для создания мрачного, скорбного настроения?
– Эта музыка народная или композиторская?
– Можем ли мы по музыке судить, каким был Иван Сусанин?
Учитель истории: Мы нашли еще одну “примету” гражданина (ученики записывают в рабочем листе): “Прославляет Родину своим мастерством и талантом”.
Дети выступают с рубрикой “Дневник Олимпиады в Сиднее”, доказывают гражданственность российских спортсменов.
6-й этап. Закрепление. Обсуждение вопроса “А может ли ребенок совершить гражданский поступок?”. Ответы подкрепляются из личной жизни, делается вывод: лишь тот, кто совершает поступки во благо людей, может называться гражданином.
Учитель: Пусть каждый себе ответит на вопрос: “А во мне взрослеет гражданин?”, и, если мы хотим видеть себя гражданской личностью, можно изменить тему урока и написать: “Во мне взрослеет гражданин”.
7-й этап. Домашнее задание (по выбору).
1) Напишите сочинение на одну из тем на с. 19.
2) Познакомьтесь с сюжетом книги Д. Дефо “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”.
Мог ли Робинзон совершить гражданский поступок?
Т. СЕКИРОВА,
учитель граждановедения;
Т. КОЧНЕВА,
учитель музыки средней школы N 12
Муром
Комментарии