search
main
0

Во имя чего? Внести как можно больше подлинно нужного, взбудоражить души, уйти от формализма в творчество

​С недавнего времени Роксана Сац член Общественного совета при Департаменте образования города Москвы. Роксана Николаевна поделилась с читателями газеты мыслями о современном образовании, детях и о том, чего она ждет от Общественного совета.

Нелегкое детство, болезни, репрессии родителей, встреча с мамой, которая в 1944 году вопреки всему в Алма-Ате начинает ставить «Мадам Баттерфляй». И, конечно, фамилия Сац, которую Роксана Николаевна выбрала по своей воле и которая ее ко многому обязывает.Она считает, что нельзя смириться с подлостью и предательством и всю свою жизнь остается верна той Синей птице на золотой арфе, которая венчает купол театра, где эта хрупкая женщина с очень сильным характером работает уже большую часть своей жизни… Во имя чего? Все в жизни определяется именно этой фразой, уверена Роксана Сац, заведующая литературно-педагогической частью Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И.Сац – первого в мире профессионального театра оперы, балета и симфонической музыки для детей, коллектив которого составляет более 500 человек.Роксана Сац 17 лет отдала педагогической деятельности, стала заслуженным учителем.Уже в самом начале встречи Роксана Николаевна дала понять, что рамки, в которых мы хотим выстроить нашу беседу (современный образовательный процесс), для нее тесны и мы не только будем записывать ответы на вопросы, но и думать, анализировать – соучаствовать в процессе. Потом я поняла, что в этом особенность характера и темперамента нашей героини – ко всему подходить нестандартно. Говоря о современном образовании, Роксана Николаевна вспоминает о том, что преподавала весело, хотя сначала было очень непросто работать в школе для мальчиков – 25 «лихих гавриков», как она их называет, не давали скучать. Как учитель словесности она всегда стремилась найти то главное, ради чего стоит изучать классическую литературу: «Что представляет собой Тургенев? А чем отличается его манера изложения от манеры изложения Достоевского?»Вот и в образовании, по ее убеждению, как и везде, есть три меры измерения: высота, широта и глубина. Широта необходима. Но когда это распространяется настолько широко, что остается только радужная пленка, а нет настоящей глубины и высоты, то это может граничить с поверхностностью.- Сегодня мне иногда не хватает глубины, – говорит Сац. – Взять, например, ЕГЭ. Допустим, звучит задание: «Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И: обналичил, целевой…» Возможно, ученик выберет правильный ответ. Однако образ слова остается без внимания и вне понимания. Не хватает вдумчивости, постижения чего-то сущего, а не просто натаскивания. Здесь, как всегда, многое зависит от педагога. Сейчас у учителей, к сожалению, иногда мало времени устанавливать с учеником особые, сердечные, глубинные отношения. А ведь слово «учитель» – оно глубинное, именно он способен пробудить в детях лучшие чувства, помочь им раскрыть себя и затем в свою очередь помочь окружающим. В образовании мне часто, к сожалению, не хватает творчества, а творчество – это постижение и способность раскрыть самого себя, то лучшее, что заложено в каждом человеке.- Сейчас в образовательном процессе активно используются гаджеты: вместо доски – электронная панель, вместо учебника – планшет, вместо конспекта урока учитель создает сценарий. Как вы, – спрашиваю, – к этому относитесь?Роксана Николаевна ни на минуту не задумывается: у нее в рабочем кабинете стоит компьютер, и она, несомненно, признает прогресс, но ответ у нее, как мы уже догадались, опять будет необычным. И верно, сначала она говорит о том, что совсем не принимает в современной американской системе образования, с которой ей удалось ознакомиться, а в российской системе образования, по ее глубочайшему убеждению, необходимо сохранить уникальную русскую культуру («В какой стране мира столько музыкантов, писателей? У нас 7 музыкальных театров!») и раскрыть те духовные качества, которые у нас есть, и именно их надо взращивать, тогда и от новомодных гаджетов может быть толк.- Это проходит мимо меня, – анализирует свое отношение заведующая литературно-педагогической частью детского музыкального театра, – хотя это явление невозможно отстричь, как лист бумаги. Вы знаете, мне мой сын подарил планшет. И я очень радуюсь, что он мне помогает узнать больше и быстрее из того, что меня подлинно интересует. Но! Мне кажется, что надо ясно понимать, что нужно именно мне, и тогда я сумею выбрать самое нужное и важное для себя самой и своей деятельности. Интернет – это, безусловно, благо. Но умение им пользоваться зависит от каждого человека и от того, хочет ли он на этом всеядстве кого-то поразить или что-то по-настоящему познать и открыть. По этому поводу вспоминаются слова известной басни: «Навозну кучу разрывая, Петух нашел жемчужное зерно». Так вот, по-моему, нужно уметь найти в информационных просторах «жемчужное зерно», но при этом не перепачкаться навозом. Я убеждена в том, что все связанное с чудесами техники должно идти на развитие духовного мира человека. И задача учителя – раскрыть духовный потенциал своих учеников.- По роду своей деятельности вы очень хорошо знаете детей, – признаю я. – Что вы можете сказать о нынешних ребятах? Отличаются ли их интересы от интересов предыдущих поколений?Роксана Николаевна улыбается как-то особенно, по-доброму, и с особым чувством рассказывает нам о том, как поступали ее ученики: сначала они записали ее к врачу, видя, как она бледнеет на уроке, скрывая свое болезненное состояние, а затем пришли навещать ее в больницу и принесли небольшой сверток, который просили открыть 1 января. К величайшему удивлению всех соседей по палате, это оказался… цветущий ландыш – вестник весны, а ведь на окнах корки льда.- У нас были сердечно-деловые отношения, – замечает Роксана Николаевна. – Очень часто дети такие, какими мы хотим их видеть. Они вбирают в себя то, что вкладываем в них мы, иногда даже не замечая этого, не только на уроках, но и в повседневном общении. Если, например, превалирует убеждение, что богатство и успешная карьера – главное достоинство человека и во имя этого можно идти против совести, потеснить других – как это может обеднить и личность, и общество. И это сказывается на всем. Потому задача школы, родителей, учителей, деятелей культуры – нести истинные ценности. В чем должна выражаться любовь к детям? По-моему, в том, чтобы выявить, сохранить и приумножить то прекрасное, что есть в каждом человеке. А еще – научить их охранять уникальный мир, в котором мы живем.- Можно ли сказать, что нынешние дети теряют чувство ответственности? – интересуюсь я.Роксана Николаевна искренне возмущается, слушая этот вопрос, и вспоминает письмо, которое она не так давно получила от девочки из далекой таежной деревеньки: автор письма рассказывает о спектакле, сценарий которого они сочинили все вместе. А спектакль – о судьбе чудной речки Черемшанки, загубленной руками человека: речка превратилась в болото, исчезли птицы, ушли звери, погибли и поникли растения.- Мне кажется, очень важно воспитать в ребенке тягу к открытиям и творчеству в самых разных областях, – замечает она. – Приведу такой пример. Вот уже 11 раз в нашем театре проходит фестиваль «Москва, театр, школа». Если бы видели, какие прекрасные спектакли создают сами дети. Вот, например, в этом году один из запомнившихся спектаклей «Муха-цокотуха». Казалось бы, что на основе этого произведения можно сделать нового? Но ведь сделали! И как! Даже нашим актерам нашлось чему поучиться. Мне кажется, что одна из главных задач просвещения состоит в том, чтобы разбудить это творческое начало в детях, причем в самых разных областях. Это зависит прежде всего и от школы, и от учителя, и от всех нас.- В чем вы видите свою миссию как член Общественного совета?Роксана Николаевна не спешит с ответом: для нее каждый вопрос важен, как и та особая и строгая мера ответственности, которую она всегда привыкла примерять к самой себе. И, как всегда, у нее готов пример из жизни: она рассказывает о том, как ее ученики ночью занимали очередь, чтобы купить билеты на спектакль в театры Ленком и «Современник», затем вручали билеты тем, кто, по их мнению, был достоин, а потом долго провожали Роксану Николаевну до дома, обсуждая спектакль, и не могли наговориться. Это общение так много дало им…- Вопрос сложный, – все-таки решается Сац на ответ. – Общественный совет – это ведь большое дерево, состоящее из множества ветвей. Главное – суметь сообща выбрать самое сущее в разных ветвях: в образовательной, воспитательной, эстетической и технической среде. Нам не нужно формальное заведение, в котором все кивают головами и одобряют все идущие сверху циркуляры. Нам нужно выполнить сверхзадачу – помочь всей педагогической системе пересмотреть то, что делается, и внести как можно больше подлинно нужного, взбудоражить души, уйти от формализма в творчество. Совет должен помочь и лично мне, и всей системе, и я хочу внести туда свою лепту и что-то получить в ответ. Но это произойдет только тогда, когда каждый из нас задаст себе вопрос: «А что я могу сделать? Как я смогу осуществить?»- Что бы вы пожелали детям, родителям, ученикам?Роксана Николаевна задумывается лишь на мгновение и с улыбкой совершенно неожиданно произносит:- А напутствие каждый выбирает сам…И, видя мое недоумение, начинает объяснять:- Я желаю не зацикливаться на повседневности, уметь отступить и посмотреть со стороны. Уметь контролировать самого себя, анализируя: а что я внес лично? а кому я помог? а как я сам вырос? А еще – находить выход в любых обстоятельствах.Итак, наша беседа подошла к концу, к тому же Роксану Николаевну ожидала очень важная встреча… И все же у порога состоялся интересный разговор о том, какое первое слово произнесла маленькая Роксана, о том, какой непростой была судьба папы в годы репрессий и мамы – Наталии Ильиничны Сац, имя которой присвоено первому в мире музыкальному театру для детей, куда она всех и приглашает…Лариса КАЛУГА, учитель русского языка и литературы школы №1995

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте