search
main
0

Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы развития

​Система внутренней оценки качества образования приобрела особую значимость в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, так как новые стандарты требуют обновленной системы оценки образовательных результатов учащихся, ориентированной не только на предметные, но и на метапредметные результаты и результаты личностного развития,а также оценки ресурсного обеспечения и оценки качества образовательного процесса.

ЦО №1296 реализует программы непрерывного многопрофильного лингвистического образования, ведет обучение европейским и восточным иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому, японскому, персидскому). В 10-11-х классах мы реализуем профильное образование с продолжением углубленного изучения иностранного языка – английского, а также реализуем в учреждении программу развития «Личность. Инновации. Качество». Для построения школьной системы оценки качества образования необходимо было понять, чем может определяться ее эффективность, какой может быть ее структура, какие формы оценивания можно использовать и как их увязать с особенностями обучения, какие оценочные средства сегодня есть в арсенале учителя. Проблемное поле, связанное с организацией внутренней системы оценивания, предопределило перечень первостепенных и необходимых для решения управленческих задач: – помочь педагогам в повышении их профессиональных компетенций и соответственно в реализации требований стандартов; – сделать ВШК инструментом корректировки, если достигнутые результаты отличаются от установленных требований или показателей, поскольку контрольная деятельность осуществляется для измерения достигнутых результатов и их оценки; – осуществлять мониторинговую деятельность в качестве структурного компонента внутренней системы оценки не как единый сбор информации, а как постоянный по одним и тем же показателям с целью выявления динамики изменений;  – создать реестр средств оценивания, включив портфолио, разные виды учебных заданий, кодификаторы предметных и метапредметных результатов.  Для эффективного решения задач были определены такие пути: – адресная программа повышения профессиональных компетенций педагогов;- обновление содержания и организации ВШК;- определение критериев и разработка показателей внутреннего мониторинга;- создание банка контрольно-измерительных материалов и средств оценивания.Адресная программа повышения профессиональной компетентности педагогов включает прежде всего диагностику профессиональных затруднений, использование внутренних и внешних ресурсов школы для повышения профессиональной квалификации педагогов и как итог осуществление мониторинга профессиональных компетенций. Особенности внутришкольного контроля в системе оценки качества образования состоят в том, что:- структура ВШК включает не только контроль качества образовательных результатов, но и контроль ресурсного обеспечения и качества образовательного процесса;- содержание ВШК должно соответствовать целям и задачам Основной образовательной программы.Все образовательные организации в той или иной степени сегодня занимаются мониторингом. Но мониторинг как самоцель не имеет смысла, он должен отвечать запросам и потребностям управления и как инструмент применяться в нужном направлении. В процессе мониторинговой деятельности осуществляется анализ информации для установления необходимой динамики результатов. Таким образом, на уровне организации мы постепенно переходим на технологический уровень реализации ФГОС, что предполагает системно-деятельностную организацию урока, оценку результатов и процессов с позиции качества управления. Уже проведена коррекция содержания и структуры ВШК, наряду с предметными результатами в мониторинг включили метапредметные, мы продолжаем работу по разработке мониторинга образовательного процесса и условий его реализации. В настоящее время разработана новая структурная модель методической работы, основу которой составляют метапредметные группы педагогов. Апробацию этой модели мы начнем с сентября 2015 года. Решение поставленных задач вызвало необходимость расширения спектра оценочных инструментариев:    письменное и устное тестирование по английскому языку в 4-х классах;    мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов;    зачетные недели в 10-11-х профильных классах по профильным дисциплинам с обязательной записью результатов в зачетных книжках по полугодиям;    устные экзамены по геометрии в 7-м классе;     устные экзамены по литературе за курс 8-го класса, цель которых – определение уровня сформированности основных предметных знаний и коммуникативных компетенций;    защита проектов в 10-11-х классах в рамках курсов по выбору. С учетом реализации внутреннего проекта «Сделай правильный выбор» по развитию профильного образования в текущем учебном году будет добавлен новый показатель – результативность прохождения практики на предприятиях в рамках выбранного профиля.Более 10 лет в ЦО №1296 активно работает модель ученического самоуправления, которая прошла различные этапы. Мы широко используем персональный рейтинг учащихся в рамках развития ученического самоуправления, это часть системы оценивания личностных результатов обучающихся. Персональный рейтинг включает номинации:- «Интеллект»;- «Академический успех»;- «Творчество»;- «Спортивные достижения»;- «Активность в ученическом самоуправлении».Рейтинговая система оценки достижений обучающихся:- воспитывает настойчивость и целеустремленность;- помогает учащимся определить и развить свои интересы;- стимулирует повышение качества образования. В рамках городского проекта «Москва: международная школа качества. Школа международного бакалавриата» в настоящее время команда педагогов, реализующих эту программу, разрабатывает критериальное оценивание разнообразных видов работ воспитанников и младших школьников. Одним из показателей оценки качества образовательного процесса в ЦО №1296 стало изучение мнения родителей о качестве обучения, организации и содержании школьной жизни. Для этого мы используем мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса качеством обучения, организацией и содержанием школьной жизни. Регулярно один раз в три года мы проводим анкетирование всех родителей по этим вопросам. Нам важно получить обратную связь – все ли мы делаем правильно, по каким вопросам родители поддерживают нас, а по каким имеют другое мнение. На основании полученных результатов мы выявляем существующие проблемы. Есть несколько проблем, требующих, на наш взгляд, решения на уровне города:     Сегодня МЦКО предлагает спектр метапредметных диагностик по оценке УУД, но учителя-предметники испытывают серьезные затруднения в оценке метапредметных УУД на уровне предметного контроля. Важно оказать методическую помощь школам в оценке метапредметных УУД (это можно осуществить через обучение заместителей директора по оценке качества).     Необходимо разработать серию городских обучающих семинаров для руководителей методических объединений, методистов по анализу образовательных результатов и дальнейшему их использованию в организации образовательного процесса. Проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, который определен тенденциями социально-экономического развития страны, возникают новые условия, возможности и потребности, обновляются критерии качества, и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему. Качество образования находится в постоянной динамике, и это хорошо. Ирина ГРОМОВАЯ, директор ЦО №1296

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте